Четыреста магнитогорских болельщиков приехали на семи автобусах в Казань на решающий, пятый, финальный матч. Еще сто добирались самолетом. Все вместе они стали свидетелями золотого триумфа родного «Металлурга». Третьего за последние девять лет
Горький лед
Представим себе: «Ап, и «барсы» у ног моих сели», – поет главный тренер «Магнитки» Федор Канарейкин. «И кружатся на карусели», – подпевает ему генеральный директор «Металлурга» Геннадий Величкин. «И в обруч горящий летят», – надрываясь, хором завывает весь Магнитогорск.
На самом деле «металлурги», может быть, и незнакомы с репертуаром Михаила Боярского. Но песня подходящая. Уточню только детали. В «карусель» подопечные Зинэтулы Билялетдинова попали далеко не в финале, а в полуфинальном сериале с «армией» Быкова. После него отгрипповавшие казанцы как-то разом потеряли свой чемпионский блеск и авторитет. А затем «барсы» угодили с размаху в стальной круг. И выбраться из него уже не смогли, как ни пытались. Грызли, рвали железную твердь. Да только все зубы и когти себе пообломали. Больно долго эта сталь закалялась. И главный «сталевар» – голкипер «Магнитки» Трэвис Скотт – расстарался, добавил этому сплаву в пятом финальном матче особую прочность.
Впрочем, у магнитогорцев после сирены, оповестившей всю Россию о новом чемпионе, свинцовую усталость как рукой сняло. Взлетели над площадкой 22 клюшки, игроки соорудили кучу-малу. Фотографировались, обнимались, целовались… Казанские болельщики за чужим праздником наблюдали в оцепенении. Смотрели, как бежал, что-то кричал, целовал лед генеральный директор «Магнитки» Геннадий Величкин. Как подбрасывали Канарейкина Варламов и компания. «Танефть-арена» успокоилась только во время торжественного спича президента ФХР Владислава Третьяка, который поздравил «Металлург» с заслуженной победой и поблагодарил «Ак Барс» за достойную финальную серию. Только после этого в адрес «барсов» зазвучали первые робкие аплодисменты, переросшие затем в дружное «Мо-лод-цы!».
К чемпионату мира восстановиться успеем
А гости тем временем продолжали веселиться. Сделали круг почета с золотым кубком. Тут же раздавал интервью Федор Канарейкин.
Нарушил свой обет молчания лучший снайпер «Магнитки» Николай Кулемин, побивший все клубные рекорды результативности:
– Это не главное, подумаешь, рекорды. Важно, что наша команда стала чемпионом!
Разговаривать с Кулеминым в эту минут было крайне сложно. Гостевая трибуна не унималась, скандируя: «Металлург, Металлург!»
– Наблюдая за великолепной игрой «Магнитки» в плей-офф, создается впечатление, что на первом этапе вы валяли дурака.
– В начале сезона у команды был спад, мы не входили даже в десятку. Потихоньку набрали форму и к плей-офф подошли в оптимальном состоянии.
– Смена тренера встряхнула команду?
– Федор Леонидович второй год в клубе. Мы просто продолжали то, что делали с Кингом.
– Что можете сказать о своем состоянии? Позади пятнадцать матчей плей-офф, впереди чемпионат мира.
– До чемпионата мира в Москве еще две недели. Думаю, дадут хоть немножко отдохнуть, а уж восстановиться я успею. Молодой организм позволяет.
Кулемин, не дождавшись следующего вопроса, улыбнулся и тут же убежал исполнять очередную «рыбку» с партнерами. Безучастным оставался, пожалуй, один Эдуард Кудерметов. По уставшему лицу нападающего даже не скажешь, что пять минут назад он стал двукратным чемпионом России. Закинутый назад козырек кепки и потускневшие глаза.
– Вроде плей-офф закончился, финальная сирена прозвенела, радости столько… Только внутри опустошенность какая-то. На пятый матч эмоций даже не осталось, – выдавливал из себя Кудерметов.
– За счет чего «Магнитке» удалось выиграть в гостях в пятом матче?
– Однозначно, не за счет дисциплины – у нас было много удалений. Наверное, просто больше хотели победы, золота.
– Почему успех и золотые медали к вам пришли только с Федором Канарейкиным, а не год назад с Дэйвом Кингом?
– Для нас камнем преткновения был омский «Авангард», три года подряд ему проигрывали. Если бы уступили в четвертый раз, не знаю, что бы с нами было…
– После победы над омичами у вас, выходит, крылья выросли?
– Да, для нас большой удачей была победа в первом матче в Казани. Рассчитывали завершить серию у себя в Магнитогорске. Не получилось.
– Два года подряд победители регулярного чемпионата проигрывают в плей-офф. Может быть, это уже закономерность?
– В плей-офф может всякое случиться. Для этого и существуют эти игры. В «регулярке» ведь казанцы на льду не особо бегали. А в этой серии просто летали. Нам сегодня повезло. Но в то же время мы достойны этой победы.
Победная сигара Величкина
Минут через десять празднование победы у магнитогорцев плавно перетекло в раздевалку. Зазвенели бутылки, потекло рекой шампанское. Геннадий Величкин на минуту выбежал в коридор и достал сигару.
– Кубинская, подарок Фиделя Кастро? – поинтересовался у Геннадия Ивановича кто-то из журналистов.
– Нет, она у меня с 1997 года припасена. Специально для такого момента.
Тут же рядом с Величкиным оказался и Федор Канарейкин, который только что «отстрелялся» на последней в этом сезоне пресс-конференции.
– Федор Леонидович, вы, кажется, обещали сбрить свою бородку?
– Да, конечно. Не только ее, я вообще наголо побреюсь.
– И я, – подхватил Величкин, одновременно разговаривая с кем-то по телефону и пытаясь раскурить свою сигару. А в раздевалке этой чемпионской сигарой затянулись по очереди почти все хоккеисты «Магнитки».
А в раздевалке этой чемпионской сигарой затянулись по очереди почти все хоккеисты «Магнитки».
Казань
Мнения
Главный тренер «Ак Барса» Зинэтула Билялетдинов: «От добра добра не ищут»
– Зинэтула Хайдярович, реально одной команде выиграть в одном сезоне и Кубок европейских чемпионов, и регулярный чемпионат, а затем еще плей-офф?
– Мы посмотрели статистику: ни одна команда, побеждавшая в Кубке европейских чемпионов, затем до финала плей-офф не добиралась. У нас был непростой календарь, игрокам было трудно найти дополнительные эмоции, которые они оставили в Санкт-Петербурге. Но за счет характера, самоотдачи мы дошли до финала и достойно сражались с «Металлургом».– Может быть, с прицелом на плей-офф стоило поискать игроков, усилить состав?
– Не думаю. Сегодняшняя команда и так очень сильная. К тому же у нас есть группа молодых хоккеистов, которые уже выступали в основном составе. В следующем сезоне они будут на ведущих ролях. То, что мы сегодня не выиграли, еще ни о чем не говорит.– Не считаете, что «Ак Барс» проиграл «Магнитке» прежде всего во вратарской линии?
– Наши беды с голкиперами начались после того, как команду покинул Фрэд Брэтуэйт. Мы до последнего надеялись на него, ждали, что он продлит с нами контракт. В итоге Фрэд затянул
с решением и все-таки предпочел остаться в Америке. Времени на поиски нового вратаря у нас было крайне мало, остановились на кандидатуре Мики Норонена. Он неплохо провел сезон, вот только не совсем удачно сыграл в финале.
– В межсезонье команду ждут большие изменения?
– Постараемся сохранить прежний состав.– А у вас контракт действующий?
– Нет, контракт у меня закончился. Но я не хотел бы пока затрагивать эту тему.– Хотите ли вы продолжить работу в Казани?
– Да, мне здесь все нравится, и отношение ко мне хорошее. Как говорится, от добра добра не ищут.Главный тренер «Металлурга» Федор Канарейкин: «Скотт в России – номер один»
– Поздравляем вас с первой победой в тренерской карьере. Что вы сейчас чувствуете?
– Очень рад, что мы прошли от начала до конца этот сложный путь. Благодарен ребятам за характер, за волю, за мужество. Хотя, признаюсь, если бы мне сказали в сентябре, что мы станем чемпионами, не поверил бы.
– Какую установку давали перед матчем?
– Не отдавать инициативу сопернику. Знали, что «Ак Барс» мощно начнет, поэтому с первых минут нацеливали ребят на то, что счастье нужно искать у чужих ворот. И второе: работать как можно больше с шайбой
в чужой зоне.– После четвертого матча вы достаточно уверенно заявили, что в Казани «Металлург» обязательно станет чемпионом.
– Понимаете, мы очень сильно проводили плей-офф, команда ни разу не давала повода в себе усомниться. Поэтому с каждым матчем во мне росла уверенность.– Не считаете, что этот финал выиграл Скотт?
– Действительно, наш канадский голкипер – номер один в российском чемпионате.