Ближе к выходным в Дохе появилось много шапочек тахья. Как и ожидалось, половина мусульманского мира прибыла в Катар поддержать сборную Марокко. И символично, что матчу с Португалией досталась арена в виде этой самой круглой белой кружевной шапочки – стадион «Аль Тумама».
Дело не только в символизме – для Марокко «Аль Тумама» арена почти домашняя. Уже на чемпионате мира команда Валида Реграги обыграла здесь Бельгию и Канаду. Если брать исключительно 2022-й год – однозначно стадион-талисман. Но ровно год назад – 11 декабря 2021-го – марокканцы именно здесь проиграли по пенальти четвертьфинал Арабского кубка будущему его обладателю Алжиру. Магии хватает на 90 минут?
Впрочем, все это для любителей подгонки под факты. За Арабский кубок бился альтернативный состав сборной, а чуда в успехе нынешней сборной Марокко не больше, чем в «выстреле» сборной России на ЧМ-2018. Большая часть основного состава североафриканцев представлена игроками, родившимися не в Марокко, причем довольно высокого уровня. Такие, как Хакими, Мазрауи и Амрабат и вовсе могли бы выступать за топ-сборные. И так удачно получилось, что именно к ЧМ-2022 они пришли как к взаимопониманию, так и к приличной физической форме.
При этом просто необходимо отдать должное работе Вахида Халилходжича, который привозил марокканцев на чемпионат мира в Россию. Именно он проводил селекцию на протяжении трех лет, он же подтягивал в сборную молодых игроков, вроде Огера или Унари, которые сейчас, в Катаре, смотрятся как влитые.
Валид Реграги возглавил Марокко лишь несколько месяцев назад, но и ему есть за что сказать «спасибо»: именно он продавил возвращение в сборную Зиеша и Мазрауи, несмотря на целую ура-патриотическую кампанию в стиле «почему бы не сыграть местными ребятами?». И именно он «зажег» на этом чемпионате вопрос: а действительно, почему европейские клубы не берут на работу африканских тренеров, как он и Алиу Сиссе, вытащивший в плей-офф Сенегал?
- Я работаю десять лет ни никто ни разу не делал мне предложения из Европы. Я не знаю, может быть, это вопрос менталитета. И, может быть, ошибаюсь, если скажу, что при назначении тренера важна его компетентность.
Марокканцам проще было готовиться к матчу на «Аль Тумаме» - им и не снилось давление, которое выпало на португальцев, не только из-за того, что эта сборная в последнее время приучила к высоким ожиданиям, но и из-за постоянных стрессов, которых добавляло пристальное внимание к Криштиану Роналду.
Фернанду Сантуш сделал все, чтобы загасить ненужные эмоции, даже рассказал о своем разговоре со звездой после игры со Швейцарией (6:1), в которой Роналду не оказалось в стартовом составе.
- Я попросил Криштиану зайти ко мне, мы поговорил с глазу на глаз честно, и прямо. Он не собирался уезжать из сборной, просто спросил, действительно ли мне кажется, что это - хорошая идея. Считаю, пора замолчать, оставить Роналду наедине с собой, это всем только поможет, - заявил тренер.
Лидер нападения Жоао Фелиш присоединился к Сантушу, уже откровенно взывая к коллективной совести (если, конечно, такая есть).
- Мы так давно не выходили в четвертьфинал, мы на таком классном соревновании. Давайте не портить атмосферу, правда!
С одной стороны, выигрыш у Марокко выглядел для португальцев «обязательной программой», с другой, еще недавно так же, видимо, посчитали испанцы и уже готовятся к рождественским праздникам. Для «атласских львов», сделавших в 1/8 ставку на игру без мяча и резкие выпады, задача подготовки к Португалии выглядела более сложной, поскольку стиль игры команды Сантуша не так зависит от идеи постоянного владения. Стоит напомнить, как в 2018-м году, когда игроки и тренеры сборной России узнали, что в плей-офф предстоит сыграть с Испанией, а не Португалией, многие приуныли, но Станислав Черчесов помог изменить точку зрения: «Нам хотя бы понятно чего ждать, и как играть».
Казалось, в этом году Португалия понятнее: Сантуш сделал одну замену в составе по сравнению с 1/8 финала – более «якорного» Вильяма Карвалью сменил Рубен Невеш. Другие изменения вносить не было смысла. А вы как считаете?
Реграги пришлось посложнее: из-за травмы он потерял важного центрального защитника Огера, вместо него вышел 30-летний Эль Ямиг с совсем скромной европейской карьерой; на левом краю пришлось по той же причине обойтись без Мазрауи. И язык не поворачивается назвать это тяжелой потерей, ведь его заменил Яхья Аттият Аллах. Велик он тем, что сразу после его выхода на 68-й минуте матча с Бельгией Сэсс открыл счет, а вместе с ним и путь к звездам.
А уж после того, что случилось под шапочкой «Аль Тумамы»…
Это, безусловно, не был самый зрелищный матч на чемпионате мира, но тем и велик (оказывается) Валид Реграги, что на нематериальные вещи ему плевать. После того, как его «Видад» выиграл финал Африканской лиги чемпионов у египетского «Аль Ахли», он в экзальтации крикнул прямо на пресс-конференции: «Игра, игра! Вот вам ваша игра!». Это было ответом на претензии за оборонительную тактику.
Сборную Марокко-2022 никогда не вспомнят добрым словом за эффектные действия – да и, честно говоря, при таком количестве, как их принято называть, «подходов», команда Реграги могла и без пенальти обыграть испанцев, и задолго до финального штурма Португалии (он был чемпионским по бестолковости) прикончить команду Сантуша вторым голом. Но ноги партнеров Зиеша бежали впереди исполнения, а сам он на завершении не оказался.
Зато у Марокко – один из лучших вратарей турнира. Боно справился со всеми сложными эпизодами, особенно на выходах, когда его пытались затолкать со всех сторон. Его взаимодействие с защитниками поражает – ведь по ходу игры Реграги пришлось доставать из обоймы всех, кто был из-за повреждения Сэсса, в том числе старых друзей по «Видаду».
На противоположной стороне Диого Кошта поймал воздух, а Аль-Несри боднул в сетку мяч, который разделил матч на две части. Первая – португальская летаргия без Криштиану, и вторая – с ним, так и не дотянувшимся толком ни до одного мяча в своем, видимо, последнем матче за сборную Португалии. Даже измочаленная оборона марокканцев сумела за весь второй тайм допустить лишь один по-настоящему голевой момент – когда Пепе едва не замкнул дальнюю штангу.
К победе на чемпионате мира она, оказывается, не была готова никак. Это стало очевидно на арене, которая носит арабскую шапочку.