Накануне матча один знакомый спартаковский фанат с большим стажем боления огорошил новостью — дескать, на футбол не пойдет. Устал от бесконечных переживаний. Понять его можно, и, видимо, не один он такой оказался — спартаковский вираж в «Лужниках» несколько поредел по сравнению с предыдущими матчами. То ли холодная погода, то ли действительно люди решили поберечь нервишки. Но, полагаю, тот, кто все же пришел, жалеть об этом не стал. Уж слишком давно «Спартак» не побеждал вот так, без надрыва и за явным преимуществом.
К дебюту Карпина было приковано всеобщее внимание — фотокорреспонденты ловили каждое его движение у кромки поля, телекамеры брали крупным планом лицо новоиспеченного «ответственного за результат». Трибуны поприветствовали Валерия Георгиевича бурными аплодисментами и выкриками вроде «Валера, давай заявляйся и выходи на поле!», а в середине матча вывесили баннер «Рыба гниет с головы». Кого конкретно имели в виду болельщики — поди разберись... Карпин сказал, что баннера не видел — был весь в игре.
На тренерской скамейке Валерий Георгиевич своему стилю не изменил — одетый с иголочки, элегантный, умеющий хорошо выглядеть, в этом он сразу оставил далеко позади всех коллег по тренерскому ремеслу. Смею думать, что число женщин, смотрящих футбол по телевизору, после субботней трансляции наверняка возросло. К тому же в отличие от Лаудрупа Карпин не отсиживался на скамейке. За весь матч он, кажется, вообще ни на минуту не присел — стоял у самой границы технической зоны, резервному арбитру несколько раз приходилось делать ему замечания. Активно подсказывал игрокам, не раз сам подавал им мячи, кричал, размахивал руками, аплодировал красивых атакам. А первому голу в исполнении Владимира Быстрова вся скамейка запасных радовалась так, будто красно-белые выиграли что-то весьма существенное. Автор мяча побежал к тренеру — в последний раз с такими же эмоциями, кажется, Быстров бегал в Питере к Владимиру Федотову в апреле 2006-го, когда спартаковцы победили 4:1.
— Можно ли сказать, что команда играла сегодня за своего тренера? — вопрос к голкиперу «Спартака» Сослану Джанаеву, в субботу дебютировавшему в премьер-лиге.
— Да, бились и за тренера, и друг за друга. Мы же один коллектив! Валерий Георгиевич нас сегодня так настроил, что мы вышли как на последний бой. Вы видели, каждый выложился на двести процентов и хотел выиграть. В прежних матчах самоотдачи нам не хватало.
Главный герой — Валерий Карпин — появился в смешанной зоне одним из последних. На пресс-конференцию он по регламенту ходить не может, потому жаждущих общения с тренером-гендиректором стало больше в разы. Но количеством камер и диктофонов этого человека не смутишь. С непроницаемым лицом Карпин, ничуть не отклоняясь от традиционной формы общения с прессой, сделал несколько признаний.
— До игры не волновался — и во время игры не волновался, а вот после матча пришло осознание волнения, — сказал Валерий Георгиевич. — Перед игрой выспался, состав обдумывал три дня и окончательно принял решение только утром в день матча. И вообще, я бы хотел, чтобы Лаудруп остался тренером, но не сложилось. Но это долгий разговор и не сейчас.
Вот так, без лишних слов и эмоций. Наверное, все без остатка было отдано команде.
Москва