• Как «Аякс» готовит лучших футболистов? Рассказал бывший директор академии

    Эд ван Шайк провел лекцию о работе современных академий

    27.04.22 14:42

    Как «Аякс» готовит лучших футболистов? Рассказал бывший директор академии - фото

    Фото: Atlético Nacional oficial

    Источник:Спорт день за днём

    Автор:

    В рамках проекта «Футбологика» выступил голландский специалист Эд ван Шайк, который рассказал об особенностях работы современных футбольных академий. Он 13 лет работал в «Аяксе» на должностях от детского тренера до директора по развитию, где продвигал клубную философию развития в детско-юношеском футболе в более чем 40 странах. Кроме того, ван Шайк руководил программами для молодых футболистов в Казахстане, работал в США и Катаре. В 2020 году он открыл свою консалтинговую компанию.

    Встречу для российской аудитории организовал Илья Штеблов, который ранее обучался тренерскому мастерству в академии «Аякса» и трижды возил группы российских тренеров на стажировку в голландскую академию, где познакомился с Эдом ван Шайком. Несмотря на тотальную изоляцию российского футбола, специалист рассказал об особенностях работы современных академий, подробно описал принципы философии «Аякса» и поделился некоторыми личными примерами и открытиями. «Спорт День за Днем» приводит текстовую версию выступления голландского специалиста, а видео можно посмотреть на канале «Футбологики». Чтобы не пропускать прямой эфир подобных выступлений следите за новостями на нашем сайте и в социальных сетях «Футбологики».

    Принципы работы современных академий

    Детско-юношеский футбол не является копией взрослого. Взрослый футбол определяют две ключевые вещи – победы и деньги. В детско-юношеском важно пошаговое постепенное развитие, включающее в себя в том числе неудачи и поражения. Очевидно, что индивидуальное развитие каждого ребенка важнее, чем командный результат. В современных академиях тренера судят по тому, сколько детей он передал в более старшую возрастную категорию, продвинул по лестнице академии, а не по результатам – это вторично.

    Фокус внимания должен быть сосредоточен на каждом ребенке, это приоритет для тренера. Безусловно в командах можно выделять более талантливых ребят, чей потенциал выше, но в рамках команды – неважно сколько ребят в составе – внимание должно распределяться поровну между всеми.

    Дети болеют за «Аякс»

    Важно, чтобы футбол доставлял детям удовольствие. Когда ребенку нравится то, чем он занимается, он более восприимчив к обучению. Дети должны чувствовать себя компетентными, должны добиваться определенного успеха, то есть используемые на тренировках упражнения должны соответствовать их способностям, возрасту и ментальной подготовке. То есть должны быть для них выполнимы.

    Проще всего учиться играть в футбол через игру в футбол. Это подразумевает, что все упражнения соответствовать игровым ситуациям в реальных условиях. В традиционных академиях вы можете увидеть большое количество изолированных упражнений, но современный подход подразумевает, что мы создаем игровые ситуации 2 в 1, 3 в 2, 4 в 3 – это больше соответствует тому, с чем игроки будут сталкиваться во время матчей.

    Очень важна открытая коммуникация со всеми сотрудниками академии. Она подразумевает, что вне зависимости от того, кто где работает, со всеми общаются на равных. В традиционных академиях существует некая иерархия, но современный подход говорит, что все равны, ко всем одинаковое отношение.

    Критерии оценки футболистов

    Эти критерии используют не только тренеры, но и скауты для оценки игроков.

    • Техника – это не только качество обращения с мячом, но в том числе умение отдать и принять передачу, а также игра головой.

    • Интеллект – подразумевается понимание футбола, видение поля, все решения с мячом и без мяча.

    • Личность – креативность, инициативность, умение и желание брать на себя ответственность и рисковать. В академии «Аякса» любят игроков, которые готовы рисковать. В тренировочном процессе их иногда загоняют в такие условия, когда они чем-то ограничены, что позволяет проверить их способность брать на себя ответственность и рисковать.

    • Скорость – это один из ключевых критериев в современном футболе. Как стартовая скорость, так и ускорение, скорость смены направления. Все показатели быстроты критически важны в футболе.

    Лично я считаю, что есть еще один важный критерий, касающийся образа жизни – правильное питание, дисциплина и привычки, но это уже в меньшей степени относится к принципам работы академии «Аякса».

    Дети в академии «Аякса»

    Если вы видите футболиста, который соответствует всем четырем критериям, то у вас есть возможность воспитать футболиста очень высокого уровня. Хотя есть и другие примеры. Например, Андреа Пирло не был высокоскоростным, но он это компенсировал своим супертоповым интеллектом. Это говорит, что даже если у вашего футболиста есть три из четырех критериев, то у него все равно есть возможность вырасти в игрока выдающегося уровня. Эти критерии помогают оценить футболистов и их потенциал хотя бы на минимальном уровне.

    Тренировочный процесс в современной академии

    1. Разминка – с мячом или без мяча не так важно.

    2. Техника – работа над техническими навыками очень важна для возрастной группы U8-U12.

    3. Передача и прием – раньше эти упражнения попадали под одну категорию, но в современных академиях есть упражнения на отработку передач, а есть на отработку приема мяча.

    4. Завершение.

    5. Позиционная игра (рондо).

    6. Позиционные игры (2 на 1 + ГК, 3 на 2 + ГК) – разница между рондо и позиционными играми заключается через включение вратарей, с помощью которых задается направление развитие атаки, приближающее тренировку к игровой ситуации.

    7. Игры (1х1, 2х2, 3х3 и т.д.) – игры в малых составах.

    8. Игра головой – это важный элемент игры, но с этим нужно быть осторожным, потому что это может быть травмоопасно для юных игроков.

    Это базовые области тренировочного процесса для младших возрастов. Для более старших важную роль играет периодизация.

    Это понятный и прозрачный подход, но игроков необходимо погружать в ситуацию, они должны понимать, зачем выполняют то или иное упражнения, они должны быть в состоянии ответить, над чем конкретно работают в тренировочном процессе. Мы как тренеры объясняем им, что делать, но они должны четко понимать, для чего это делают, способны ответить почему.

    Особенности работы академии «Аякса»

    В структуре академии на примере «Аякса» существует три основные категории: U8-U12, U13-U16, U17-U18. С этого сезона в Голландии убрали лигу для юношеских команд U19, а оставили только лигу U21, которая в России представляет собой М-Лигу. У «Аякса» нет команды U21, но есть вторая команда, играющая во второй лиге, она состоит из футболистов до 23 лет. (Такой же принцип, как у «Спартака» и «Краснодара».)

    Структура академии «Аякс»

    У каждой из трех возрастных групп академии есть свой координатор. Между ними нет никакой иерархии, они находятся на одном уровне. Все работают на директора Академии, но в остальном – полное равенство. Работа ведется таким образом, что сначала состав на матч определяет тренер главной команды, потом дубля, и дальше сверху вниз. Каждая команда ставит перед собой свои задачи и цели, но результаты матчей никогда не являются критерием для оценки команды, игроков или тренера. Задача тренера – как можно быстрее подготовить футболиста к переходу в более старшую группу. Директор академии и координаторы отдельных групп – контролируют этот процесс. Совет директоров управляющий всей структурой клуба обеспечивают условия, чтобы у тренеров и координаторов было все необходимое для выполнения этих задач.

    Если какой-то тренер считает, что ему нужен какой-то специфический инвентарь, или хочет посетить какой-то турнир со своим возрастом, он озвучивает свои требования директору академии, а совет директоров принимает окончательное решение – удовлетворить предложение или нет. Важно понимать, что каждый тренер каждого возраста должен быть проактивным и нести ответственность за будущее свое и своей команды.

    Эдвин ван дер Сар и дети академии «Аякса»

    Есть несколько ключевых принципов обучения в академии «Аякса». Например, обучение должно проходить в атмосфере веселья и хорошего настроения. Это не значит, что вы недостаточно серьезно подходите к тренировке. Зато вы выбираете упражнения, которые соответствуют способностям игроков.

    Очень важно – Игрок должен постоянно находиться в движении. Даже если игрок семенит, то у него все равно задействован мозг и он быстрее принимает решения. Это необходимо требовать от своих игроков во время тренировочных занятий.

    Особенности работы в группе U8-U12

    U8-U12 называют золотым возрастом, когда закладывается фундамент футбола. В этом возрасте дети хотят много тренироваться и играть, они как губки впитывают в себя информацию.

    • В возрасте 7-8 лет нужно много упражнений, связанных с игрой в футбол, потому что дети пока еще учатся именно играть в футбол.

    • В возрасте 9-10 лет игроки должны понимать, что у тренировки есть определенная структура – дети учатся тренироваться.

    • В возрасте 11-12 лет футболисты уже понимают, что не просто играют, а тренируются. Они ходят на тренировки, чтобы развивать свои навыки – дети тренируются тренироваться.

    Обычно всегда тренировка начинается с разминки, затем непосредственно тренировочные упражнения, а заканчивается она всегда игрой в футбол. В ковидный период в «Аяксе» изменили методологию тренировок. Мы начинали с игры в футбол и заканчивали тоже игрой в футбол. Такой подход нашел позитивный отклик у игроков. И это не только для детей младших возрастов, но и более старших ребят. Мы можем начинать с ними с игры в футбол в малых составах, они выплескивают в игру всю накопленную энергию, и только после этого переходим к самой тренировке, к которой дети подходят заряженными и позитивными.

    Дети в академии «Аякса»

    Еще в ковидный период утвердились мысли, что дети сохраняют внимание на короткий промежуток времени. Поэтому готовили на тренировку больше разных упражнений, но каждое из них короче по времени.

    В академии «Аякса» использовали на тренировках разные поверхности начиная от асфальта и искусственной травы и заканчивая песком. Футбол в малых составах на разных поверхностях, как бы жестоко ни звучало, позволяет проявить лучшие качества футболистов, потому что упасть на асфальт или удариться о бортик – больно, а в таких жестких условиях дети стараются лучше управлять своим телом, это развивает их как игроков.

    Фазы нагрузки в тренировочном процессе

    Когда на разминке вы выполняете какое-то упражнение, то игроки находятся в зоне комфорта. Когда они выполняют упражнение на прием и передачу мяча, то находятся в зоне обучения. В зависимости от возраста и уровня подготовки вы усложняете для них упражнения. Обычно я в последние две минуты упражнения делаю его слишком сложным, а сам отхожу в сторону и записываю, как футболисты реагируют на эти условия. Как правило, несколько игроков быстро и легко сдаются, опускают голову вниз, но какое-то количество продолжают стараться и выкладываться изо всех сил, а некоторые и вовсе берут на себя лидерство и помогают другим. Например, я могу дать упражнение на прием и передачу, как им удобно, потом сказать играть в два касание, а в последние две минуты – в одно касание. И тогда я отхожу в сторону и наблюдаю, как ведут себя игроки в этой ситуации.

    Особенности работы в группе U13-U16

    В этом возрасте происходят физиологические и психологические изменения. В возрасте 8-12 лет действия детей продиктованы поведением родителей. В возрасте 13-16 лет они пытаются осознать, кто они, кем являются. Они находят собственную идентичность. С этого возраста можно обратить внимание, что дети сами выбирают себе одежду, прическу, музыку. Они становятся самостоятельными.

    В связи с этим могут возникать сложности у координаторов, потому что дети начинают задавать окружающему миру вопросы, начинают его проверять. В этом возрасте очень важно перед началом тренировки создавать коммуникационную связь с каждым игроком. Например, спросить «Как дела», сделать какой-то комментарий «Молодец, что сегодня пришел». Это позволяет выстроить более доверительные отношения с детьми. Если уделить им минимальное внимание, то можно понять, если у них что-то не так – поругались с родителями, проблемы в школе, – все эти вещи тогда становятся очевидными. В этом возрасте линия коммуникации между тренером или координатором и футболистами даже более важна, чем в младшем возрасте. В этом возрасте можно применить такие лайфхаки, как придумать упражнение для разминки, то есть предлагать им возможность самостоятельно принимать решение. В этом возрасте они уже способны прийти к вам с качественным ответом.

    Важно, что помимо командных тренировок, нужны тренировки в малых группах. Плюс надо оставлять время для индивидуальных тренировок. Тренировки в малых группах могут объединять пять-шесть футболистов, отличающихся конкретным навыком, требующим улучшения, например, прием, передача или игра головой. Тренировки вратарей всегда индивидуальны, но нам нужно создавать ситуации, чтобы каждый игрок на любой позиции имел возможность тренироваться индивидуально. Естественно, в современных академиях необходимо обеспечить персонал возможностью обеспечивать детей индивидуальными занятиями.

    Футболист U13-16 должен сам понимать, что ему нужно улучшать

    В этом возрасте дети должны учиться говорить за себя и формулировать мысли. Они должны сами понимать, над чем им необходимо работать. Раньше в академиях был такой подход, что только тренер раздавал указания одинаковые для всех футболистов. Но сейчас это меняется. Теперь футболист окружен различными специалистами, которые могут ему помочь.

    Например, в «Аяксе» был футболист типа Пирло. Когда он приближался к воротам соперника, то он старался сильно пробить по воротам, но далеко не всегда точно. Этому футболисту нужно было обратиться к работавшему тогда в «Аяксе» Деннису Бергампу, который занимался индивидуальным развитием футболистов, и конкретно объяснить, над чем ему необходимо поработать. Игрок всегда должен сам понимать, что он в себе хочет улучшить, а дальше задача академии – предоставить возможность для игрока улучшить то, что он хочет.

    Разница в развитии юных футболистов

    Однако есть моменты, когда сама академия говорит, что нужно делать футболисту. В «Аяксе» был пример из 2014 года. На фото три игрока одного возраста. Медицинский штаб академии проанализировал состояние тела игроков. Мальчик слева отставал от своего возраста на 1,4 года, то есть у него период стремительного роста начался позже. Он мог весь день выполнять высокоинтенсивные тренировки и не достигал эффекта перетренированности. Игрок справа, наоборот, опережал свой возраст на 1,8 года. Медицинский штаб рекомендовал ему проводить только один час высокоинтенсивных тренировок, а все остальное время заниматься гибкостью и растяжкой. На тот период он мог играть только половину матча, чтобы уберечься от травм. Справа – Маттейс де Лигт, в середине – Джастин Клюйверт. Игрок слева сейчас играет в третьем дивизионе, высоких результатов не добился.

    Понятно, что сам футболист всегда хочет играть как можно больше, но медицинский штаб запрещал это делать, и игрокам приходилось придерживаться этих рекомендаций.

    Особенности работы в группе U17-U19

    На заключительном этапе наибольшая ответственность ложится на самих футболистов. Физическая подготовка основана на строение его тела и позиции, которую он будет занимать. Например, если у нас в академии есть крайний полузащитник, который все это время хорошо отыграл на этой позиции, но на заключительном этапе мы видим, что, возможно, он будет недостаточно хорош в атакующих действиях, то мы имеем возможность переучить его на правого защитника.

    Те, кто в академии «Аякса» дошел до этого этапа, то от двух до четырех игроков попадают в главную команду, от семи до девяти попадают во вторую команду, 85% из игроков этой группы становятся профессиональными футболистами, то есть здесь почти не бывает тех, кто в итоге не заиграл.

    Фото: презентация Эда ван Шайка, EPA/VOSTOK-Photo


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»