• Как Андре Агасси испугался России и увез 500 тысяч долларов

    Путешествие великого американца в Санкт-Петербург

    16.09.15 17:18

    Как Андре Агасси испугался России и увез 500 тысяч долларов - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Андре Агасси имел моральное право завершить карьеру в 1999 году — именно тогда он оформил карьерный шлем, впервые выиграв «Ролан Гаррос». На том парижском турнире американец играл без нижнего белья — случайно забыв положить его в сумку перед первым кругом и победив, он решил, что отсутствие трусов — к счастью!

    Однако даже через три года Агасси еще продолжал играть, зарабатывая большие деньги для своей семьи и благотворительного фонда. В октябре 2002 года Андре отправился на турнир в Санкт-Петербург, куда взял не только нижнее белье, но и жену с ребенком. Если кто не знает — жена у Агасси в теннисе добилась еще больше, чем он, — это 22-кратная победительница турниров «Большого шлема» немка Штеффи Граф.

    Финал по-питерски: вторая ракетка мира против третьей

    Питер тогда богател, на носу было 300-летие города, и призовой фонд St. Petersburg Open составлял миллион долларов — ровно такой же, как и сейчас. Даже раскрученный Борисом Ельциным Кубок Кремля жил скромнее. Северная столица могла раскошелиться еще больше, но не позволили правила ATP. Вопрос решили проще — за 500 тысяч долларов подъемных пригласили живую легенду — Андре Агасси, на тот момент вторую ракетку мира. Для сравнения — сегодня приглашение теннисистов аналогичного уровня стоит два миллиона.

    По составу Spb Open-2002 был как никогда силен, в финале должны были сойтись Агасси и Марат Сафин, побеждавший в Петербурге два предыдущих года и располагавшийся на третьей строчке в рейтинге ATP. Но планы планами, а жизнь показала такую неприятную гримасу, что все повернулось совсем иначе…


    Конфуз с малышом на границе

    Петербург сразу смутил Агасси — вина тут лежит на строгих пограничниках. Аэропорт «Пулково» принимал грациозную Штеффи Граф, за которой плелся лысый Андре, несший в нагрудной сумке своего маленького сыночка. Штеффи поставили штамп в паспорте, Андре — тоже, а вот с малышом, вписанным в документ папаши, вышел конфуз. Что-то не так с фотографией! Словом, маленького Агасси пускать в Россию не хотели. Вскоре появился напористый начальник смены. Начались звонки, ему говорили, что нужно срочно решить вопрос, но он уперто твердил «не положено». Звезда мирового тенниса? Да хоть президент! Не положено!

     


    С горем пополам семью Агасси все-таки пустили на питерскую землю, правда, оставив паспорт Андре у офицеров — до полного разбирательства. Перепуганная семья почти не вылезала из гостиницы, не посещала званых ужинов. Как-то Агасси провел получасовую тренировку, после чего благополучно исчез обратно в гранд-отеле «Европа», где жил в президентских номерах. Паспорт вскоре вернули, но произошло нечто другое, гораздо более страшное и печальное.


    Лукавый, но великий американец

    Норд-Ост, он же теракт на Дубровке… Все помнят эти жуткие события. Честно говоря, тогда было совсем не до турнира. Есть такие ужасные случаи, когда беда въедается в сознание целого народа, занимает все мысли и не выходит из них долгое время. Несколько черных дней в истории страны совпали с датам проведения Spb Open-2002. Организаторам очень не повезло, но, видно, такова судьба.

    Разумеется, Агасси знал о происходящем, и как глава семейства находился в легкой панике. Куда он прилетел? Сначала непонятные проблемы на границе, затем — теракт в Москве, да еще гнетущая пасмурная питерская погода.

    Первый круг Андре для приличия прошел, обыграв чеха Радека Штепанека, но уже во втором матче «слил» достаточно скромному словаку Каролю Кучере. В случае успешного выступления на питерском турнире Агасси мог возглавить рейтинг ATP, однако на соответствующий вопрос одного из журналистов после поражения заявил следующее: «Когда я выхожу на корт, совсем не думаю о рейтинге, не так важно, первый ты или двухсотый. Для меня главное — сосредоточиться на собственной игре и сделать ее гораздо привлекательнее и лучше».

    Тут мы можем уличить американца в лукавстве. В своей автобиографической книге он пишет о ноябрьском турнире в Шанхае-2002 так: «Неважно, где я, — корты везде одинаковы, и цель моя тоже остается неизменной: к концу 2002 года я хочу занять первую строчку в мировой классификации. Если смогу победить здесь, в Шанхае, если добьюсь этой маленькой победы, стану старейшим из лучших игроков в истории мужского тенниса, побив рекорд Коннорса». Стоит отметить, что китайский турнир выиграл Ллейтон Хьюитт, и в конечном счете именно австралиец стал первым по итогам года.

    Вспоминая участие Агасси в Spb Open, некоторые матерые журналисты шутят, мол, Андре приехал в Питер и уехал, даже не переодевшись в спортивную форму, однако мешок с деньгами захватить не забыл.

    С другой стороны, нам ли быть судьями молодому отцу и главе семейства, оказавшемуся в стране, где происходило нечто страшное? В Питере побывал один из величайших теннисистов в истории — скорее это повод для гордости, нежели для нелепого ерничества.

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»