─ Всю неделю мы работали над исправлением ошибок первого матча с «Селтиком», ─ заявил после матча Далер Кузяев. Действительно, «Зенит» сыграл совсем иначе, чем в Глазго неделей ранее. Команда успела прибавить в кондициях, снова прочувствовала уровень официальных матчей, да и болельщики помогли уверенно провести все 90 минут против чемпиона Шотландии. «Спорт День за Днем» пересмотрел первый и ответный матчи 1/16 финала Лиги Европы и с помощью InStat подвел итоги изменениям игры «Зенита».
Паредес получил больше свободы
В первую очередь Роберто Манчини отказался от непродуктивной схемы 4-3-3. Гостевой план итальянца по нейтрализации середины поля «Селтика» оказался провален. Манчини хотел, чтобы Ерохин, Кузяев и Паредес количеством смогли остановить быстрых и техничных Куасси и Нтшама, однако в Глазго эмоции хозяев оказались сильнее расчета петербуржцев. Паредес, играя ниже всех в этой тройке, сильно потерял в активности и мало доставлял мяч вперед. В расстановке 4-4-2 аргентинец получил больше свободы и часто появлялся впереди. Сначала он подобрал мяч после неудачного навеса Доменико Кришито и опасно пробил в угол из-за пределов штрафной. Так был заработан угловой, с которого открыл счет Бранислав Иванович. Чуть позже Паредес заработал опасный штрафной в 33 метрах от ворот, снова вовремя подключившись к атаке. Матиас Краневиттер реже подключался вперед. Он тоже принимал участие в развитии атаки пасом вперед, но его функции чаще сводились к тому, чтобы выскочить в центральную треть поля на соперника, который ищет продолжение впереди. В результате, экс-полузащитник «Краснодара» Эбуа Куасси провалил матч и был заменен в перерыве, а Скотту Брауну пришлось действовать заметно ниже, чем в первом матче. Только в последние 30 минут «Селтик» смог продвинуться к штрафной «Зенита», но больше из-за того, что питерцы «присели» при счете 3:0 и искали счастья в быстрых контратаках.
В целом же пара Паредес — Краневиттер сводила количество ошибок в простых ситуациях к минимуму. В сложных обстоятельствах следовал пас назад или ближнему, в более простых, не стесняясь, мяч закидывали на ход нападающим или в борьбу Антону Заболотному. «Зенит» больше чем обычно действовал с помощью средних и длинных передач. Сине-бело-голубые пытались так играть и в Глазго, но мало что выходило. В ответном матче у зенитовцев появилось больше свободы. Здесь свою роль сыграла ширина поля – на «Селтик Парк» размеры игровой зоны — 100 на 60 метров, на «Санкт-Петербурге» — 106 на 68 метров. Разница ощутимая. Не случайно после первого пропущенного мяча Браун вдруг перестал успевать к единоборствам. «Зенит» слегка взвинтил темп, и капитан «Селтика» не смог закрывать лишние метры.
Добавил гостям проблем Антон Заболотный. В отличие от Артема Дзюбы, он здорово напрягал защитников «Селтика» прессингом в первом тайме. Дальше при счете 2:0 и 3:0 это стало уже не так необходимо. Но за первый тайм Заболотный отработал даже лучше, чем за весь первый матч. По средним показателям Артема Дзюбы в «Зените» пока новый форвард Манчини ненамного лучше. Его преимущество ─ скорость. Заболотный старается в касание сбрасывать мяч партнером, максимум ─ в два, как в моменте с голевой передачей на Далера Кузяева. Есть проблемы с игрой низом ─ головой Антон действует лучше, чем ногами. Но, возможно, только из-за того, что старается все делать как можно быстрее.
Заболотный в двух матчах с «Селтиком»
Выигранные фланги
Важную роль в победе сыграл перевод Далера Кузяева из центра поля на левый фланг. Как ни крути, но на бровке ему комфортнее. Во-первых, он получает больше свободных зон при быстром выходе из обороны в атаку. Во-вторых, выключает флангового игрока соперника. Джеймс Форрест попил много крови из Кришито в Глазго. Да, Александр Кокорин помогал ему в обороне, но, надеясь все-таки зацепить какой-то момент в нападении, успевал не всегда вовремя. Форрест умудрился выдать 96 процентов точных передач, хотя часто ошивался у штрафной «Зенита». В этот раз шотландец и вовсе показал 100 процентов, однако теперь все передачи футболиста направлены назад. Кришито и Кузяев на пару сделали 21 отбор (10 успешных) и не подпустили Форреста к штрафной всего четыре раза за 90 минут.
На противоположном фланге не хуже справлялся Бранислав Иванович. В своем первом матче после травмы серб забил гол и отдал голевую передачу, став лучшим игроком встречи и вместе с Паредесом попав в символическую сборную недели Лиги Европы. В отличие от первой игры, с Бано «Зенит» создавал опасность на «стандартах». Учитывая нестабильность молодых защитников, странно, что питерцы не воспользовались этим еще в Глазго. В обороне Иванович, отпраздновавший вчера 34-летие, тоже был первым. 17 выигранных из 20 единоборств и 5 успешных из 8 отборов. Он сильно осложнил жизнь талантливому Кирану Тирни. 20-летний шотландец в первом матче был одним из самых активных, а в ответной встрече стал чуть ли не единственным, кто продвигал мяч вперед. Отправлял в штрафную Муссу Дембеле и регулярно простреливал и подавал. Но успехом эти передачи не увенчались— Мевля и Маммана намного лучше стали вести борьбу, в отличие от первого матча. Аргентинец принял активное участие в том, чтобы Андрея Лунева не тревожили и выдал 96 процентов успешных ТТД.
Защитники «Селтика» тоже показали хорошие результаты. Быстро оформив преимущество в два мяча, «Зенит» отдал инициативу сопернику, компактно расположившись на своей половине поля, и смотрел, как шотландцы перекатывают мяч. Лустиг ─ 98, Шимунович ─ 82, Айер ─ 81 ─ это количество передач, которые выдали защитники «Селтика» за матч с «Зенитом». Прекрасно для «Барселоны» эпохи Хосепа Гвардьолы, однако все эти пасы шли поперек.
Роберто Манчини тактически грамотно провел вторую официальную игру в году, в отличие от первой и уверенно добился необходимого себе результата. Во второй половине сезона мы наверняка часто будем видеть «Зенит», который использует длинные передачи для выхода в атаку. Ведь если это сработало против «Селтика», то против большинства клубов РФПЛ это точно будет действенно.