1 июля Иван Соловьев получил статус свободного агента. Он давно не давал интервью — по его собственным словам, в общении с прессой взял паузу до окончания контракта с «Зенитом». Первое интервью Соловьев обещал «Спорту День за Днем». И слово сдержал.
Так будет лучше для всех
— Какие чувства вы испытываете, расставшись с «Зенитом»?
— Я освободился из золотой клетки! С плеч свалился огромный груз, мне надо все начинать заново и возвращаться на прежний уровень.
— Какой смысл вы вкладываете в словосочетание «золотая клетка»?
— «Зенит» подписывает молодежь, но не дает ей шанса, выбраться отсюда тяжело даже собственным воспитанникам. Ребят переподписывают, а затем отправляют в аренду, требуя при этом огромные деньги.
— Как ощущаете себя физически?
— Отлично! Аренда в «Лахти» мне очень помогла: в Финляндии все команды много бегают и борются, поэтому я здорово прибавил. Да и вообще «Лахти» — хорошая команда. Благодарен местным ребятам, оказавшим мне большую помощь.
— Как прошли последние полгода?
— Прекрасно! Жил в центре города, в пяти минутах езды от всех необходимых мест — стадиона, кафе, торгового центра. Команда? Признаться, поначалу был удивлен тем, куда я попал, однако потом мы перестали играть на отбой, принялись контролировать мяч и в итоге последние игры провели удачно (после 14-ти туров «Лахти» занимает 8-е место. — «Спорт День за Днем»). На моем счету четыре результативные передачи. Уровень чемпионата Финляндии неоднороден. Есть команды, способные выступать в нашей премьер-лиге. Например, ХИК, стартовавший сейчас в Лиге Европы.
— На какой позиции вы выступали?
— Слева, справа и под нападающими, «десяткой».
— 1-го июля вы расстались с «Зенитом». Состоялся ли у вас заключительный разговор с руководством клуба?
— Нет. Просто пришел в офис и забрал трудовую книжку. Я думаю, так будет лучше для всех.
Дорога в основу была закрыта
— Последний год вы не участвовали в тренировочном процессе ни основной команды, ни молодежного состава, ни «Зенита»-2. Почему?
— Скорее всего, это произошло после того, как главный тренер «Зенита»-2 Владислав Радимов публично обвинил меня в якобы отказе играть со «Спартаком»-2. Это не было — я за свой счет уезжал в Москву, чтобы в отпуске хоть как-то подвигаться с ребятами. Пусть та история останется на совести Радимова. «Основа»? Виллаш-Боаш говорил, что его устраивает моя работа. Я задал португальцу прямой вопрос: есть ли мне смысл оставаться в команде или надо искать варианты с арендой? На что получил ответ: «На первый сбор едешь сто процентов». Однако тем же вечером по телефону мне сообщили, что в Австрию не лечу. На эмоциях появилось громкое интервью моего агента Дениса Лахтера. И пошла заваруха.
— Вернемся к разговору о «Зените-2». Несколько матчей за вторую команду вы сыграли?
— Да, но после высказываний Владислава Николаевича собственно футбол отошел на второй план. Хорошо, что Игорь Симутенков и Дмитрий Давыдов вникли в мою ситуацию и позволили тренироваться с молодежным составом. Я на каждом занятии пытался доказать свою состоятельность.
— С Радимовым не пытались поговорить?
— Мне не о чем разговаривать с этим человеком!
— Последнее время вы не тренировались и с «Зенитом»-м. Почему?
— Такое решение принял Антон Евменов (бывший спортивный директор ЦСКА в январе этого года пришел в «Зенит», где начал отвечать за селекцию и молодежную политику. Впрочем, официально клуб его до сих пор не представил. — «Спорт День за Днем»). Мол, такие возрастные ребята, как я, Ребенко и Романов вышли из возрастных рамок дубля и не можем больше работать с командой. Хотя, на мой взгляд, мы могли бы доиграть до конца сезона и помочь молодежному составу удержаться в верхней части турнирной таблицы. Но в итоге нам сказали так: «Вот вам поле, тренируйтесь самостоятельно».
— Шансов работать с главной командой тоже не было?
— Нет. После того громкого интервью Виллаш-Боаш туда дорогу закрыл.
— Получается, возможности работать в коллективе фактически не существовало?
— Именно так.
— Оценка двух лет в «Зените» однозначна — потерянное время?
— Я бы так не сказал. Я тренировался и играл с такими выдающимися футболистами, как Халк, Витсель, Данни и Гарай. Это огромный опыт. Хотел бы поблагодарить тренеров молодежного состава, поддержавших в тяжелейшей ситуации. Симутенков и Дмитрий Давыдов постоянно встряхивали меня, помогая вернуться на прежний уровень.
— С партнерами было полное взаимопонимание?
— Да. Больше всего мне нравилась команда эпохи Тимощука и Аршавина. Эта связка была очень хорошей!
— К себе есть претензии?
— Конечно! Я не заиграл в «Зените» — кому задавать вопросы, если не мне? Правда, шансов объективно у меня было мало, хотя в тренировочном процессе выкладывался по максимуму. Кстати, удивительный факт: мне давали игровое время в еврокубках, но не выпускали в чемпионате России.
— Могли ли эти два года сложиться по-другому, как вы считаете?
— Конечно, если бы не тот конфликт с Виллаш-Боашем.
— С португальским специалистом не пробовали разговаривать?
— Нет. Возможно, надо было сдержать эмоции после его решения не брать меня на первый сбор. Но, повторюсь, если бы мне сразу сказали уходить в аренду…
— Вы же были в аренде в «Амкаре», но и там не заиграли.
— К сожалению, в Перми я сразу получил травму — сломал палец на ноге и не мог играть.
Возвращаюсь к тому, с чего начинал
— Почему вы уехали в «Лахти» лишь весной 2016 года? Не было возможности решить вопрос раньше?
— Был шанс уйти в аренду в «Марибор». Почему не получилось, надо спрашивать у агента и руководства «Зенита». Насколько я знаю, «Марибор» проявлял настойчивость, однако вместо Словении я уехал в Финляндию.
— Жалеете ли вы о своем решении перейти из «Динамо» в «Зенит»?
— Что сделано, то сделано, о чем-то жалею, о чем-то нет. Повторюсь, в «Зените» я познакомился с замечательными людьми, которые многое выигрывали на самом высоком уровне. В «Динамо» два года назад поступали так же: одни купили, других продали, затем снова кого-то купили. Жаль, что команда вылетела в ФНЛ. Желаю «Динамо» вернуться в премьер-лигу.
— Позвольте задать прямой вопрос: некоторые считают, что вы оставались в «Зените» только ради высокой зарплаты?
— Это не так. Я был готов уходить в любую аренду, в том числе и на понижение зарплаты. Как, кстати, произошло в случае с «Лахти». Поймите, в моей ситуации деньги не играют никакой роли — мне надо было играть в любой команде за любую зарплату.
— Что будет дальше?
— Я стал свободным агентом и могу сам решать свою судьбу. Буду рассматривать любой вариант. Еще раз подчеркну — я возвращаюсь к тому, с чего начинал. Буду выстраивать карьеру с чистого листа. Место работы и финансовые условия значения не имеют.
— Варианты есть?
— Да, но пока на словах. Как только появится конкретное предложение, сразу дам знать.
— Вы молоды, у вас все впереди!
— Да, мне всего 23. Главное сохранить эмоциональный тонус, поддерживать кондиции и с высоко поднятой головой биться за свое футбольное счастье.
— Что скажете «Зениту» на прощание?
— В первую очередь пожелаю поклонникам так же поддерживать свою команду. Терпеть, если не приходит результат, и до конца верить в «Зенит». Вообще в Петербурге одни из самых лучших болельщиков в России. Всего хорошего хочу пожелать и клубу. Но теперь у каждого своя дорога.