• Иван Скобрев – продолжатель конькобежных традиций России

    Ванкувер 2010

    Автор: Спорт день за днём

    В преддверии Зимних Олимпийских игр в канадском Ванкувере, «Спорт» рассказывает об одном из претендентов на награды в скоростном беге на коньках —
    Иване Скобреве

    К нынешнему сезону наш лучший многоборец и специалист в беге на длинные дистанции Скобрев готовился в Италии. Тренировки под руководством Маурицио Маркетто, проработавшим почти четверть века главным наставником итальянской сборной — что это, авантюра, или хорошо продуманная стратегия?
    Маркетто, контракт которого заканчивается после олимпийского сезона — профессионал самого высокого класса. Побежит русский, будет завоевывать медали, в досье итальянца появится жирный плюс. «Так-то оно так, но вдруг Ваня станет лишь грегори для лучшего итальянского конькобежца, двукратного олимпийского чемпиона Энрико Фабриса», — уверен, такие мысли были у многих, пока Скобрев тренировался в Италии.
    Ответы на эти вопросы мы получили после выступления Ивана на первых пяти этапах Кубка мира. За последние годы сезон так успешно не начинал ни один наш конькобежец. Скобрев на первом этапе финишировал шестым на 5000 м, неделю спустя — занял четвертое место. Затем был третьим на 10000 м, вторым на 5000 м и третьим на 5000 м. На последних трех этапах выигрывал у многократного призера чемпионатов мира и Европы норвежца Ховарда Бокко, а в Калгари на дистанции 5000 м проиграл лишь непобедимому за последние три года голландцу Свену Крамеру. А на чемпионате Европы, который завершился в минувший уик - энд в норвежском Хамаре Иван Скобрев завоевал бронзовую награду. В последний раз на пьедестал почета российский скороход поднимался восемь лет назад — в 2002 году третье место занял Дмитрий Шепель.
    …Ивану было предначертано стать конькобежцем. Не верите?! Папа Ивана — Александр Скобрев был мастером спорта, мама, до замужества — Ирина Гаврилова, неоднократный призер чемпионатов РСФСР, входила в сборную СССР.
    Отец крестной Вани Скобрева — Владимир Кобзев был великолепным тренером. Его дочь — Марина была рекордсменкой Дальнего Востока, и в национальную команду Советского Союза СССР входила. Муж Марины — Владимир Шастин, крестный Ивана, тренировался ни у кого-нибудь, а у Нины Измайловой, которая подготовила олимпийскую чемпионку 1968 года на 500 м Людмилу Титову. Владимиру Шастину хорошо запомнился тот памятный победный день, когда Титова завоевала олимпийское «золото»: «Нина Алексеевна, всегда строго относилась к занятиям на льду. Но в тот день, когда все мальчишки и девчонки пришли на тренировку, сказала: «Сегодня занятия отменяются  — все марш домой, к телевизору  — смотреть победу нашей конькобежки».

     

    Скажите, ну кем еще мог стать Ваня? Уже в три года он встал на коньки. Правда, время серьезных тренировок наступило позже. Самостоятельным стал довольно рано. «К этому меня приучили родители», — констатирует Скобрев.
    В 1998 году, будучи пятнадцатилетним юношей, Иван решил жить самостоятельно. Из Хабаровска, где родился, переехал в Санкт-Петербург. Вскоре в России разразился дефолт, родители и младший брат уехали в США на постоянное место жительство. Приглашали поехать и Ивана, но он отказался, решил продолжать выступать за Россию.

    — Вам предлагали поменять гражданство и выступать за американскую команду?

    — Да, но я отказался. Человек, который меняет подданство и сборную, по положению МОКа и Международного союза конькобежцев вынужден на несколько лет отказаться участвовать во всех официальных турнирах. Но главная причина — патриотическая. Я родился в России, и собираюсь выступать только под флагом этой страны.
    — С родителями и братом часто общаетесь?
    — Два этапа Кубка мира в нынешнем сезоне были в Америке. По дороге в Солт-Лейк-Сити, удалось заехать к семье. Родителей я не видел полгода, погостил пару дней. Кстати, они приезжали потом на последний этап Кубка мира в Солт-Лейк-Сити, и стали свидетелями, как их сын устанавливал очередной рекорд России. На обратном пути в Москву, была пересадка в Нью-Йорке, и мне удалось еще раз на пару часов вновь заехать к ним. Успел побывать на американском празднике, поесть их знаменитую индейку. Но, честно, мне, русскому человеку, больше по душе, наша курица.

    Сегодня однозначно можно сказать, что подготовка у Маркетто дала толчок вперед. Не только выросли результаты. Скобрев стал более уверенным, собранным. Это заметили все, кто с ним общается. Крестный Ивана  — Владимир Шастин рассказал: «Внутренне Иван давно был готов к более напряженным тренировкам, к результатам на самом высоком уровне. Но в последние годы Иван, можно сказать, варился в собственном соку. В сборной была не та конкуренция, не было сильных партнеров для тренировки. Это немного расслабляло. Переезд дал очень много. Совершенно другое отношение, понимание, что нагрузки могут быть совсем иными. Появилась уверенность в себе, Иван стал серьезнее относиться ко всему, что делает. Уверен, что он еще не вышел на тот уровень результатов, на который способен».

    — За счет чего вы сумели, готовясь в группе Маркетто добиться такого прогресса? Дело в увеличившемся объеме работы, или это всего лишь психологический эффект от смены обстановки?
    — Нет! И по напряженности, и по длине, и по интенсивности это совершенно другой уровень. Мне еще не доводилось так тренироваться. Но было бы глупо сейчас сказать, что вот только благодаря Маркетто побежал. Без моих первых тренеров Виталия Александровича Важнина, Веры Николаевны Быковой, без Александра Александровича Калинина, который консультирует меня до сих пор, и даже теперь, когда я приезжаю в Россию, всех этих результатов на Кубках мира нынешнего года не было бы. Очень многое сделал Валерий Алексеевич Муратов. Есть здесь и рука Вадима Саютина, который относится скрупулезно к технике бега. Ведь в коньках многое зависит не только от функционального состояния. Когда я приехал на этап Кубка мира в Солт-Лейк-Сити, то внимательно выслушал грамотные советы Муратова, и воспользовался услугами массажиста российской сборной Александра Зарифовича Абаева. В Италии, с ностальгией вспоминаю работу Абаева. Итальянцы не массируют, а «гладят». Да, еще очень много сделал мой крестный Владимир Иванович Шастин. Не хочу преуменьшать, или преувеличивать роль Маркетто. Его заслуга огромна. Но все это — звенья одной цепи. Это командная работа, которая начала приносить плоды.
    — Какие отношения с итальянцами?
    — Вне конькобежной дорожки мы приятели. У нас очень веселая, дружная, интернациональная команда. Кроме меня есть еще француз Алексис Контэн. Каждый искренне радуется успеху партнера.
    — Энрико Фабрис до старта в Солт-Лейк-Сити, где выиграл 5000 м, не блистал. Не может такого быть, что вас Маурицио специально вывел на пик пораньше, а Фабрис, «притаился», а на Играх возьмет и выстрелит?
    — У нас открытый тренировочный процесс. У каждого есть возможность выбора. Никто ничего не делает под дулом пистолета. У меня раньше не было таких спарринг-партнеров. Тренировки очень напряженные. Даже общий гормональный фон изменился.
    — Можно ли сказать, что сумеете не только дотянуть форму, но и прибавить к основным стартам сезона — чемпионату Европы, Олимпийским играм и чемпионату мира?
    — Александр, а формы еще пока нет, она еще не пришла!

    Нынешний год у конькобежного спорта в России особенный. Ровно сто лет назад представитель нашей страны впервые выиграл звание чемпиона Европы, а спустя неделю и звание чемпиона мира. И первым спортсменом, который завоевал эти почетные награды, для России стал конькобежец Николай Струнников. «Спорт» желает Ивану Скобреву продолжить эти славные традиции.

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»