Корреспондент «Спорта день за днем» погостил в Милане, где ЦСКА сыграл матч заключительного тура группового этапа Лиги чемпионов.
* * *
ЦСКА в Милане жил рядом со станцией метро «Вагнер». И это не вагнерозависимость команды, а стечение обстоятельств. Естественно, бразильцу указывали из окна автобуса на топоним, но он со свойственной ему флегматичностью корчил забавные гримаски. И вальяжно (он по-другому и не умеет) готовился к последнему матчу за ЦСКА.
Неделя в Милане до решающей встречи Лиги чемпионов с «Интером» – хороший повод сменить обстановку и забыть все то плохое, что случилось с армейцами за последние несколько недель. Три поражения кряду и постоянный бубнеж общественности про потерю 13 очков относительно самих себя июньских.
При таком раскладе жизненно необходима эмоциональная перезагрузка. И физическая, к слову, тоже. В первые дни Леонид Слуцкий изрядно погонял игроков на поле, а потом, что называется, отпустил. Вероятно, в концовке игры именно нюансы правильной функциональной подготовки сказались – армейцы зашустрили и довели дело до победы.
Еще помогло то, что почти всем коллективом ЦСКА сходил на игру «Интера» и «Удинезе» в Серии А. Важно было воочию убедиться – миланцы сейчас слабы и тактически неизобретательны. Просмотр только добавил уверенности в собственных силах. Слуцкого волновало лишь то, что у досрочно вышедшего в 1/8 финала с первого места «Интера» будет несколько резервистов, а посему трудно спрогнозировать стартовый состав при тактической установке.
Футболисты, конечно, не только тренировались и занимались теорией, но и по магазинам ходили. А шоппинг, как известно, тоже снимает стресс. Милан в этом отношении идеальное местечко. Столица моды! А игроки нынче стильные пошли. Так что приятные ощущения перед важной встречей – отличная находка менеджмента и тренерского штаба ЦСКА.
4 декабря появился еще один повод развеяться. Выборы! Тем более российское консульство неподалеку от гостиницы, в которой обитал ЦСКА. О том, что голосовать можно без открепительного талона, стало известно только вечером. И естественно, авантюрно броситься исполнять гражданский долг никто не захотел. Исключение – братья. Березуцкие рванули перед ужином на избирательный участок № 5454 на виа Сант'Акуилино. Там их появлению обрадовались несказанно и в отчете на официальном сайте упомянули об их визите. Сразу вспомнилась агитка ельцинских времен «Голосуй или проиграешь». Наверное, четырнадцатилетние братья в те времена внимательно смотрели телевизор и восприняли тот слоган слишком буквально. Но их поступок, естественно, обсуждался. В принципе, спортсмены люди довольно аполитичные, а тут такая прыть...
* * *
Вспомнить о политике пришлось в день матча. Перед театром Ла Скала изобилие полицейских и карабинеров, которые перегородили кордонами площадь. Плюс телевизионные автобусы. В общем, ажиотаж. Причин всей этой социальной активности было, как выяснилось, несколько. И совершенно непонятно, что первично, а что вторично.
Во-первых, день памяти святого Амвросия Медиоланского – покровителя Милана – это день города, то есть выходной. Во-вторых, открытие оперного сезона моцартовским «Дон Жуаном». В-третьих, демонстрация трудящихся, недовольных кризисными явлениями. Корреспондент, делавший прямое включение в местные новости, был одет в смокинг с бабочкой и, рассказывая о событиях на площади, элегантно указывал на пролетариат как бы с неким сочувствием – вот, мол, бедному люду не по карману купить билеты в Ла Скала, поэтому его жизнь столь убога.
И, конечно же, было еще в-четвертых российского происхождения – меры безопасности требовались из-за огромного десанта отечественных болельщиков.
Не менее полутора тысяч человек приехало. И вот ведь какое противоречие получается... ЦСКА явно доезжал до финиша сезона, словно велосипедист на ободах. Травмы, отсутствие креативного начала в средней линии, да и просто какое-то неверие в свои возможности. И все это при постоянных пересудах об отставке Слуцкого. Казалось бы, зачем тратить немалые деньги на путешествие, когда ситуация настолько удручающая, и сугубо математических шансов на проход мало? Но все-таки люди живут надеждой и верой. И, к счастью, не всегда серьезно относятся к тому, что пишут СМИ.
А сам Слуцкий, при всей противоречивости сезона, как минимум в одном аспекте профессиональной деятельности сделал шаг к тому, чтобы стать топ-тренером. Он научился работать под давлением и не обращать внимания на слухи. Вообще! Ему, как перфекционисту, как человеку безмерно критичному к себе, наверное, все это далось с трудом. Но он справился. Перед игрой со смехом рассказывал о том, как журналисты уверяют его, что решение об отставке уже принято. В целом, он не производил впечатление человека, у которого какие-то проблемы... Вечером выбирался в город, чтобы встретиться с друзьями, зашел в консульство, где с ним хотели пообщаться сотрудники. В общем, сам сумел раскрепоститься, и то же самое произошло с командой. И большой вопрос, случилось бы это в промозглой и недружелюбной Москве?
Почему-то вспомнился отрывок из письма Николая Гоголя Василию Жуковскому. «Россия ... снега, подлецы, департамент ... – все это мне снилось. Как будто с целью всемогущая рука промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всем и весь впился в ее роскошные красы. Она заменила мне все. Я весел. Душа моя светла…»
* * *
В среду вечером сразу после приезда на «Сан Сиро» игроки ЦСКА бродят по полю, настраиваются. Дольше всех задерживается Вагнер. Чуть пританцовывает под музыку – плеер, как обычно, при нем. Плеер для Вагнера такой же необходимый атрибут, как бутсы. Бразилец, по обыкновению, на своей волне – никого не видит, вдалеке от остальных.
Вдалеке от игроков оказываются и российские болельщики. Им выделяют сектор в торце на самом верху. Оттуда не докричаться. И ладно бы матч вызывал в Милане повышенный интерес. Так ведь нет же – «Сан Сиро» и на треть не заполнен. В общем, ни себе, ни людям. Но про несправедливость как-то не тянет говорить, когда вопреки всем теориям вероятности ЦСКА опережает сыгравших вничью «Лилль» и «Трабзон» и занимает второе место в группе.
Показательно, что победный мяч в ворота «Интера» забил игрок, сходивший на выборы. И это не агитация! Это факт. Пора в дополнение быковско-ефремовскому проекту «Гражданин поэт» запускать «Гражданин игрок». Василий Березуцкий любит демонстрировать нарочитую беззаботность, но, может, это только бравада, гусарство?
* * *
После игры российские игроки ЦСКА и примкнувший к ним Цауня поехали в небольшой ресторан у канала Навильо гранде. Капитан Сергей Игнашевич выступил в качестве организатора и идейного вдохновителя – ведь нельзя же после такого грандиозного события просто пойти спать!
Хозяева закрыли заведение для посетителей, учитывая статус гостей, и обслуживали до двух часов. В Милане в столь позднее время работают только пафосные ночные клубы, но для победителей, конечно, сделали исключение. Им сдвинули столы и на большую плазму вывели канал SKY с подборкой всех опасных моментов игрового дня Лиги чемпионов. Много раз прокрутили фрагменты игры с «Интером». Дружно смотрели и обсуждали – кто и где ошибся, кто, наоборот, спас. Любой сэйв Владимира Габулова сопровождался криками – MVP, MVP!
Подъехал к ресторанчику и Вагнер, но, как выяснилось, по ошибке. Он собирался посидеть с соотечественником – вратарем «Интера» Жулио Сезаром. В итоге Вагнер даже не зашел поприветствовать товарищей, поймал такси и уехал. Своеобразный он все-таки... Даже странный.
После довольно тихого, семейного (практически безалкогольного) застолья кто-то отправляется в гостиницу, а кто-то потанцевать. Отпуск наступил! Заслуженный...
* * *
На следующий день в аэропорту все дружно травят Секу и Думбия, которым болельщики вручили мягкую игрушечную коняшку. Если бы поблизости находился делегат УЕФА, то армейцы ни в какой 1/8 финала Лиги чемпионов не играли бы, а лет на 10 были бы отстранены от еврокубков за расизм! Но официальные лица, как сейчас принято шутить, греют шарики для грядущей жеребьевки – им не до этого. Поэтому темнокожие парни хохочут и отвечают на подколы в том же брутальном духе. Алан Дзагоев обнимает Секу и говорит с придыханием, как во французских романтических фильмах 60-х: «Je t’aime». Серж Генсбур и Джейн Биркин позавидовали бы этой интонации.
Василий Березуцкий и в полете остается в центре внимания. Как только самолет попал в зону турбулентности, он крикнул: «Пилот, вернись на место и возьми штурвал». Потом подошел к микрофону стюардессы и дал директиву Сергею Чепчугову пересесть на другое место, чтобы не было крена на крыло. И в том же духе до самой Москвы. Без остановки... Человек-оркестр! Да, кстати, у него действительно на голове болтались огромные наушники, величине которых позавидовал бы и космонавт. Может, поэтому, из-за музыки, звеневшей в голове, брат был так шумен.
Но самая курьезная история случилась со Слуцким. Он собирался рано утром в четверг в Мюнхен по родственным делам. Приехал в аэропорт с билетом – все как полагается, чин-чином, у Леонида Викторовича и не может быть иначе. И вдруг ему говорят, что самолет уже заполнен. Как так? А вот так! И летите вы, уважаемый победитель «Интера», через два часа. Другим рейсом. Примите искренние извинения. Повозмущался Слуцкий в интеллигентной манере, да делать нечего – сел дожидаться. Не драться же с представителями немецкой авиакомпании.
Слуцкий апологет тезиса, что на долгой турнирной дистанции футбол справедлив. После сказочного прохода в 1/8 финала он отметил в интервью – это бонус за все страдания, которые пришлось перенести команде. И вот на следующий день злобный нефарт урвал жалкую компенсацию за эту радость. Обидел человека, который три года подряд выводит армейцев из группы в еврокубках. Причем дважды в Лиге чемпионов. Впрочем, пара часов ожидания в отпуске не самое страшное наказание за выстраданное на «Сан Сиро» счастье.
Милан
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №48 (14-20 декабря 2011 года)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.