Нефильтрованный 98-й.
Сезон-1998 – самый успешный для «Зенита» после возвращения из первой лиги. В 1996-м сине-бело-голубые с Павлом Садыриным заняли 10-е место, заявив о себе двумя резонансными матчами со «Спартаком», победу над которым самый лучший тренер в мире провозгласил главной целью на сезон. В 1997-м, уже с Анатолием Бышовцем, команда финишировала восьмойй, а спустя год в течение целой половины чемпионата махалась за первое место со «Спартаком», с победы над которым открыла сезон.
После болезненной отставки Садырина (на золотом матче чемпионата России – 1996 «Спартак» – «Алания» болельщики вывешивали баннеры, а комментатор Геннадий Орлов на несколько лет прекратил комментировать матчи «Зенита») первые переговоры с Бышовцем провел Леонид Туфрин. В 1993-м он возглавил клуб как президент и искал деньги на существование при поддержке Алексея Кудрина (в будущем министра финансов РФ). С 1995-го по 2000-й Туфрин входил в совет директоров клуба и рекрутировал в «Зенит» олимпийского чемпиона Сеула.
– Встретились мы с Бышовцем в фойе гостиницы «Астория». Что меня поразило – на первой же встрече он берет лист бумаги и давай по позициям. «Сюда я предлагаю такого-то игрока, он стоит 50 тысяч. Сюда приглашаю другого, он стоит 100 тысяч. Этот из Армении, этот с Украины, этот из Молдавии…» Понимаю, что человек хочет выжать из нас максимум. Говорю: «Анатолий Федорович, у вас получается сборная СССР. Вы гарантируете, что с этим составом мы займем первое место?»
Он обалдел от вопроса: «Нет, это же еще надо притереться. Я же не знаю, кого вы в итоге сможете купить».
В течение двух лет Бышовец получил практически всех кого хотел, и «Зенит» начал поставлять игроков в национальные команды. В сборную Украины – Максимюка, в сборную России – Кондрашова, Игонина и Панова. «Зенит» толкался со «Спартаком», пока Бышовца не пригласили в сборную России. Обе команды с разрывавшимся между ними тренером тут же просели в результатах. Сборная проиграла шесть матчей, а «Зенит» выпал из первой тройки и мог претендовать лишь на четвертое место, которое, как казалось тогда, гарантировало выход в Кубок УЕФА.
Леонид Туфрин: Пытался организовать договорной матч за 4,5 тысячи дойчемарок!
Чтобы занять четвертое место, самое высокое в российской истории, «Зениту» в 30-м туре было необходимо обыграть дома «Тюмень» – беспросветного аутсайдера, набравшего всего 7 очков за 29 туров. На команде-тезке синих весов, украшавших в ту прекрасную эпоху каждый продуктовый магазин, в том сезоне отрывались все. «Спартак» победил ее 7:0, а «Зенит» – 5:0 с хет-триком Сергея Герасимца.
В еще одной победе «Зенита» не сомневался никто.
Разговоры о том, что «Тюмень» раздавала всем очки направо и налево не просто так, конечно, вряд ли когда-то повлекут за собой расследования спецслужб и массовые посадки. Тем не менее характерно, что других историй о «Тюмени» нет, а самая колоритная, которую рассказывает один из самых продвинутых спортивных журналистов Питера, отлично передает дух времени.
Якобы главный тренер той «Тюмени» Александр Игнатенко давал интервью за сутки до игры, причем прямо в отеле, где заселилась команда, а в конце разговора вдруг напрягся: «Странно, уже полдевятого вечера, а ко мне до сих пор еще никто не подошел и ничего не предложил».
Дела Бышовца в «Зените» подхватил его первый ассистент Анатолий Давыдов. В статусе врио команду при нем еще шатало, но как только Давыдова утвердили главным официально, команда выиграла три матча подряд, а затем устроила аномалию.
В последних двух турах набрала всего очко с предпоследней и последней командами чемпионата: в 29-м туре проиграла в Калининграде «Балтике» (2:3), а в заключительном 30-м так и не смогла затолкать мяч в ворота «Тюмени» (0:0).
В присутствии особо важных гостей из РАО «Газпром» хозяева били по воротам едва ли не каждую минуту, а гости считаное число раз за игру переходили за центр поля. Бышовец, присутствовавший на игре как консультант, в перерыве спустился из VIP-ложи на тренерскую скамейку, но это не помогло.
Анатолий Бышовец: Из Чаадаева тоже сделали сумасшедшего. А я «мерседесы» на «жигулях» обгонял
«Зенит» откатился на пятое место, а четвертое досталось «Ротору», обыгравшему дома 1:0 «Торпедо». В приступе ярости от ничьей самые несдержанные из болельщиков раскурочили на «Петровском» 700 пластиковых кресел. Но есть и более трогательная ностальгическая зарисовка.
Билеты на лучшие места можно было купить в кассах за час до игры, а в отсутствие интернета и смартфонов многие болельщики шли со стадиона к станциям метро «Петроградская», «Горьковская» и «Василеостровская» в полной уверенности, что «Ротор» тоже сыграл вничью и в еврокубки вышли сине-бело-голубые. Ведущий культовой программы «Зенит»-98 Леонид Генусов даже извинялся в эфире за то, что сам ввел тогда многих на игре в дезинформацию.
Как ни странно, путевка в Кубок УЕФА действительно досталась «Зениту». УЕФА реформировал еврокубки, и «Ротору» четвертое место не дало ничего. Сезон-1998/99 с поражением в квалификации от «Црвены Звезды» – последний для Волгограда в еврокубках. «Зенит» же спустя полгода триумфально ворвался в Европу, выиграв Кубок России.
При этом за прошедшие 21 год договорных матчей в России не выявляли, даже когда создавали комитеты по борьбе с договорными матчами. Говорят о них так много, что примеры настоящей честной игры остаются незаслуженно забытыми. Но стоит помнить, что смартфонам, планшетам и сервисам доставки и заказа онлайн предшествовала эпоха с весами «Тюмень», а пятое место «Зенита» могло быть поводом для особенной гордости.
Чемпионат России 1998. 30-й тур
«Зенит» – «Тюмень» – 0:0
«Зенит»: Березовский, Давыдов, Кондрашов, Кульков (Осипов, 46), Игонин, Вернидуб, Куртиян (Зазулин, 76), Горшков, Овсепян, Максимюк (Герасимец, 60), Панов
«Тюмень»: Соколовский, Асадов, Наумов, Лебедев (Афонин, 90), Р. Баранов, В. Гончаров, Фишман (Журавлев, 8), Глухов (Маслов, 89), Егунов, Лычкин
Предупреждения: Игонин / Глухов, Егунов
Судья: Владимир Овчинников (Москва)
30 октября. Санкт-Петербург. «Петровский». 21 000 зрителей