• Искренний Кипр

    Дневник репортера

    23.09.11

    Автор:

    В Никосии до и после матча с «Зенитом» царило веселье.

    Места в самолетах, вылетающих из Питера в Ларнаку, начали раскупаться едва ли не сразу после жеребьевки групповой стадии Лиги чемпионов. Я, ухвативший последний билет по приемлемой цене на кипрские линии, получил возможность прибыть к месту встречи АПОЭЛа и «Зенита» глубокой ночью. Местная национальная компания из-за известного конфликта не летает над территорией Турции, а потому предстоял замечательный воздушный круиз по островам Эгейского моря в полнейшей темноте.

    На исходе четвертого часа полета серьезные люди в бирюзовых майках (представляю, сколько они выложили за билет уже непосредственно перед вылетом) за моей спиной стали нервничать: «Уже должны идти на посадку!»

    Moving map на экранах в потолке их внимание не привлекал. А там беленький самолетик, игнорируя берег турецкий, уверенно проходил один за другим замечательные острова Кос и Родос, которые, к счастью для «Зенита» и к сожалению для его болельщиков, не имеют представителей в Лиге чемпионов. Помогала погрузиться в атмосферу горящая надпись  на месте, где обычно пишут exit, и неизвестная мне доселе певица Анна Висси в наушниках. Национальная гордость Кипра, между прочим. Вторая после АПОЭЛа.

    * * *

    Ларнака встретила влажным жарким воздухом, несмотря на глубокую ночь. Впрочем, когда такси за полчаса пролетело расстояние от аэропорта до спортцентра ГСП на окраине Никосии, довелось почувствовать разницу в перепаде высоты и, соответственно, температуры. Здесь воздух более сухой, дышится легче. Замерзнуть, правда, не удастся даже в самые прохладные ночные часы.

    Спортивный отель Allegra расположен посреди полей комплекса ГСП, в который входит собственно главная арена, атлетический стадион и еще одно поле, на котором каждое утро тренировалась национальная сборная Кипра до 19 лет. Наблюдать за занятиями можно было, не выходя из открытого коридора отеля на втором этаже. Серьезный тренер Зуванис Зувани, очевидно, является приверженцем национального стиля футбола, ибо без мяча на его тренировках молодые игроки замечены не были. Может, оно и правильно, если учесть, что ведущие клубы страны сейчас полностью переориентировались на иностранцев, практически не оставляя шансов местным кадрам.

    * * *

    – У меня брат – хороший футболист, – уверяет Яннис Августи, в 24 года полу­чивший возможность стать генеральным директором АПОЭЛа, но сейчас работающий на той же должности в Allegra Sport. – Но он сам из Пафоса, а в сборной на тот момент, когда ему было 19, был тренер из Лимассола. И он привлекал только ребят из своего города. У нас хороший остров, но взаимоотношения специфические.

     

    На моих глазах пару эффектных сэйвов делает Занетос Митидес, 18-летний вратарь, полгода назад заключивший контракт с «Ноттингем Форест». Он, получается, попал в нужную струю.

    * * *

    Кипр – действительно специ­фический остров. Дружелюбность здесь искренняя и неподдельная, влияет отрезанность от внешнего мира. Так же искренне местные агенты, бывает, водят за нос. Как бы ты ни поступал с ближним, делай это с любовью к нему. Но умей и прощать.

    – Наши полицейские простят, если поймают тебя за рулем после стакана вина, – говорит один из работников центра. – Моя двоюродная сестра живет в Сиднее, но хочет вернуться на Кипр. Говорит, что рано или поздно сядет в тюрьму. Там сажают даже за каплю алкоголя. Слишком много правил. Мы, киприоты, так жить не можем. Я могу поужинать, выпить и сесть за руль. Не понимаю, как можно по-другому.

    Процент аварий при таких неоднозначных исходных данных на Кипре невелик. С ужасом представил себе, что бы было, если бы наши полицейские прощали пьяных за рулем. Разница в том, что местные пьют, чтобы получить удовольствие и поехать домой, а не ради того, чтобы погонять. Поэтому отсутствие правил работает.

    * * *

    К вечеру на сбор в моем отеле заехал АПОЭЛ. В соседнем номере устроился португальский опорник Нуну Мораиш. Люди в желто-синих тренировочных костюмах здороваются с незнакомыми встречными, а на лице отсутствует печать вселенской значимости. Наверное, поэтому им и воздается на футбольном поле спустя сутки.

    Утром лысый защитник Паулу Жорже, бывший пару лет назад капитаном «Браги», позавтракал как птичка, несмотря на свою внушительную комплекцию. Сжевал пару сушеных инжирин и заел тостом с медом. Мой сосед Мораиш избрал другую тактику: набрал маленьких круассанов, коробочек с медом и ушел к себе в номер. Чтобы не отобрали, наверное. Физиотерапевт Димитрий Стоянов из Болгарии ни за кем с угрозами не бегал, никого не контролировал. Все шло по плану.

    * * *

    В центре Никосии за пять часов до начала матча болельщиков «Зенита» мало. Многие из них приехали прямо на стадион с побережья, так как вынуждены были (ах, какое страшное наказание) покупать себе туры на Кипр. Тем более многие из них были убеждены, что в столице острова смотреть нечего, кроме турецкой территории. Это неправда. Не доходя до демаркационной линии, которая позволяет киприотам подавать Никосию туристам как последнюю разделенную столицу в мире, можно обнаружить чудесный спортбар. Поднимаешься по ступенькам и первое, что видишь, – фотографию хозяина Ромулоса в обнимку с Джорджем Бестом. 30 лет назад у первого не было сплошь седых волос, а нападающий «Ливерпуля» был жив и небрит. Чуть выше – тот же Ромулос с Джорджем Грэмом, ниже – с Кевином Киганом. Интерьер бара, по уверениям хозяина, не претерпел изменений с тех пор. В общем, это место вышибает слезу не после пары пинт пива, а с первых секунд. Быть может, я сидел на том же плетеном стуле, что и Джордж Бест, приезжавший сюда играть благотворительные матчи и отдыхать в своем судьбоносном стиле.

    * * *

    Круассаны с медом и любовь к ближнему сделали свое дело: АПОЭЛ победил «Зенит», одержав первую в истории победу в Лиге чемпионов. В офисе клуба, что находится не на стадионе, а в городе, лилось шампанское, а кругом ездили автомобили (с непременно выпившими водителями) и гудели клаксонами. Продолжалось это, говорят, до трех утра, и я уверен, что на шум не поступило из окрестных домов ни одной жалобы. Бывший защитник «Кубани» Уильям Боавентура, с которым мы познакомились утром в день игры, еще в микст-зоне предвкушал хорошие премиальные за питерский скальп. Примерная сумма – 500 тысяч евро на команду. Здесь вообще неплохо «кормят»: нападающий Аилтон, который столь шикарно открылся в сторону, дошел до ворот и пробил с подсечкой в угол, получил контракт на 600 тысяч евро в год «чистыми», плюс бесплатный детский сад, очень модную машину и квартиру. Таких денег нет у иных клубов российской премьер-лиги, поэтому вдвойне непонятно, почему изначально в Северной столице АПОЭЛу отказывали в проф­пригодности. У клуба много «больших друзей» на острове, копейку вносят все крупные компании. Концентрировать деньги в рамках одного проекта, живя на острове, очень несложно. И есть ощущение, что редко какой групповой турнир Лиги будет теперь обходиться без представителя Кипра.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №36 (21-27 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»