(Фото: ФК «Зенит»)
Особой тревоги в преддверии матча со сборной Португалии я, признаться, не испытываю, потому что встреча не кажется мне решающей. С моей точки зрения, турнирное положение сборной России настолько предпочтительнее, что даже поражение в Лиссабоне не поставит перед ней шлагбаум на пути в Бразилию. И тут остается лишь снять шляпу перед выдающимся итальянским тренером Фабио Капелло. С которым и Португалия проходима, и сам великий Криштиану Роналду не так уж и страшен.
Снятая моя мифическая шляпа особой ценности не представляет. Ценен вывод, к которому давно пришли наши футбольные руководители, специалисты да и общественность, похоже, тоже. А вывод прост: игроки у нас не очень, свои Криштиану в наших широтах если и появлялись, то с полвека назад, спасение как для сборной, так и для клубов — иностранные тренеры.
А что? Единственные медали главной команды страны в российской ее истории выиграл Гус Хиддинк. Кубок и Суперкубок УЕФА с «Зенитом» завоевал Дик Адвокат. ЦСКА, правда, Кубок УЕФА брал с Валерием Газзаевым, но он нынче «Аланию» в премьер-лиге не удержал.
Самые ярые апологеты иностранных специалистов готовы согласиться, что были люди в наше время, вот только время то давно прошло. Олег Романцев ловит рыбу, очень давно ловит, так давно, что как о тренере о нем понемногу уже забывают. Анатолий Бышовец с профессорской методичностью и академическим наукообразием разбирает футбольные матчи в многочисленных СМИ. Юрий Семин — в Азербайджане, а его последние успехи на тренерском поприще датированы теми временами, о которых помнят только в Черкизове. Иных уж нет (Константин Бесков, Павел Садырин, Виктор Прокопенко…).
А нынешние? Где они? Кто они?
В течение нескольких лет Андрей Кобелев непременно именовался журналистами самым многообещающим российским молодым тренером. Поработал в Самаре и то ли молодым перестал считаться, то ли хоть что-то обещающим, потому что разговоры эти стихли.
Вот сейчас Леонид Слуцкий наконец добился большого успеха. Но как-то веры в то, что вот он, долгожданный, отечественный, молодой, перспективный, не ощущается. Подавай иностранного специалиста!
Бегство от реальности
Воспоминания о работе отечественных тренеров в сборной России вызывают у большинства не улыбку даже, а саркастическую усмешку. После чего звучит имя Георгия Ярцева и, как правило, вспоминается Португалия. Лиссабон, где вскоре предстоит играть команде Капелло. Лиссабон, куда в далеком уже 2004 году на разные его стадионы зачастил Георгий Ярцев со своей сборной.
Первое поражение на стадионе «Да Луш» в рамках группового турнира Евро-2004 в численном меньшинстве (норвежец Терье Хауге удалил с поля Сергея Овчинникова) тренеру простили (0:2). Второе, спустя четыре месяца, на стадионе «Жозе Алваладе» в рамках отборочного цикла чемпионата мира с неприличным счетом 1:7 стало для тренера кошмаром. Да он и сам опростоволосился, мягко говоря. Уже после шестого гола в ворота Вячеслава Малафеева тренер сборной, сутулясь, побежал в раздевалку, где и скрылся. Потом он объяснял, что прихватило сердце, а лекарство осталось в сумке. Возможно. Но лучше бы попросил кого-то из помощников. А так сбегающий тренер — какой же простор и раздолье для журналистов-острословов, они и «оттоптались» на Ярцеве охотно. Каюсь, и я тогда не упускал своего шанса. В те годы лучшие представители отечественного тренерского цеха подобным образом и лишались доверия. Проигрывать, как известно, можно все, кроме чести.
Олег Романцев после поражений не появлялся на обязательной послематчевой пресс-конференции, ссылаясь на боли в спине, которая не подводила наставника в дни удач. 30 апреля после проигранного матча сборной Грузии в Тбилиси от журналистов сбежал тогдашний наставник нашей команды Валерий Газзаев. И вскоре его сменил… Ярцев.
Ну а теперь, спустя десять лет, вспомним все же работу этого наставника, волею судеб оказавшегося «специалистом по португальской сборной», в гости к которой направляется команда Фабио Капелло.
Я не изменил своего мнения: совершенно случайное назначение Георгия Александровича было еще и неоправданным, но его работа демонстрирует некоторые преимущества привлечения отечественного тренера к управлению национальной командой. Беда Ярцева в том, что он не в состоянии выстраивать коллектив, боеспособный в течение длительного времени. Причем не важно, на каком уровне. Его стезя — кратковременная эмоциональная подзарядка. Но он российский футбольный профессионал, человек, нашим футболом живущий, его знающий и изучающий не только по долгу службы, но и по зову души. Что вообще многим нашим тренерам свойственно.
«…А из местных лопухов вырос Саша Анюков»
Это цитата из творчества поклонников самарских «Крыльев Советов» на их гостевой книге в Интернете. Вопрос: кто из наших специалистов знал тогда имя этого защитника, хорошо ныне известное в Европе? Журналисты, в своих материалах частенько услужливо подсказывающие наставникам сборной имена своих любимцев, о нем и не заикались. Но Анюкова нашел Ярцев, заметил, пригласил в сборную, где Саше нет альтернативы уже десять лет!
Ярцев нашел, потому что искал. Потому что ездил и смотрел. Алексей Бугаев был, казалось, и вовсе на виду — в Москве. Но обратил на него внимание все тот же Ярцев, вызвал в сборную, доверил место в основном составе, и молодой защитник не подвел. Дальнейшая печальная судьба одаренного парня — никак не вина тренера.
Еще один Ярцевский «призывник», на которого никто не обращал прежде внимания, — казанец Роман Шаронов. Тренер не ошибся: в минувшем сезоне, в преддверии очередного Евро, Дик Адвокат вновь прибег к услугам ветерана. Одна эта троица очень дорогого стоит! Не рискну называть Дениса Колодина футболистом, открытым Георгием Ярцевым, но вот в сборной он впервые сыграл именно у этого тренера.
Ярцева на ответственном этом посту сменил Юрий Семин, также привлекший в сборную группу игроков. После этого с главной командой России работают иностранные специалисты, но радикальных изменений тот состав, пожалуй, так и не претерпел, а потому сегодня у нас довольно возрастная национальная команда. Но работают-то в целом иностранцы успешно, да и альтерантивы им действительно не видно.
А откуда ей взяться, альтернативе?
Лифт, которого больше нет
Валерий Лобановский принял киевское «Динамо», проявив себя в «Днепре». Олег Базилевич успешно прошел через Чернигов, Кадиевку, блеснул в «Шахтере» и заслужил приглашение в Киев. Эдуард Малофеев возглавил минское «Динамо», выстрелив в Бресте. Павел Садырин отменно зарекомендовал себя в дубле «Зенита». Олег Романцев успешно потрудился в «Красной Пресне» и «Спартаке» (Орджоникидзе), что и привело его в «Спартак». Этот перечень бесконечен, все эти тренеры долгие годы еще и успешно выступали за свои клубы в качестве игроков. Этот лифт давно сломан. Много ли вы знаете футболистов, завершивших игроцкую карьеру в последнее десятилетие и успешно пополнивших отечественный тренерский цех? Даже подобные попытки носили единичный характер.
Иногда у молодого специалиста что-то получается в периферийных клубах, ему удается обратить на себя внимание, хотя это и очень сложно ввиду того, что бедность этих команд порождает и скромность поставленных задач. Если после этого тренер попадает в Москву, то невероятный психологический пресс, под которым он незамедлительно оказывается, не дает ему возможности нормально работать и добиваться результата. Доверие, как известно, окрыляет, а откровенное, подчас злорадное недоверие? От новичка нескрываемо ждут ошибки (поражения), чтобы торжествующе (ведь мы же предупреждали!) с треском изгнать. Очень часто молодые и подающие надежды специалисты трудились в топ-клубах с приставкой «врио» к должности. Тренер не может эффективно работать, когда он поставлен в положение сапера.
Деньги в футбол не играют
Теперь за каждого тренера-иностранца с клуба взимают налог в размере пяти миллионов рублей. Это, возможно, поможет российским специалистам материально. Но вряд ли доверие к ним окрепнет. Тут деньги не помощник. Приведенный мною список далеко не полон, его можно продолжать и продолжать. Россия в пору своей футбольной юности знавала уникальные времена, когда трудились Валерий Овчинников и Валерий Четверик, Сергей Павлов и Арсен Найденов — тренеры-менеджеры, а не наставники. Опытнейшие мастера советской еще «вышки» и тогда оставались без работы. Тут в психологии надо что-то менять.
При этом я не призываю изгнать варягов, напротив. Но во всем должен быть здравый смысл. Отсутствие отечественных тренеров еще сильнее уменьшает шансы отечественных же молодых футболистов. Мы, разумеется, всегда найдем именитого тренера за рубежом для сборной страны. Но вот кого он пригласит в главную команду, которой, как известно, в 2018 году предстоит побеждать на чемпионате мира?