Немалый скандал спровоцировал волгоградец Эдуард Малый, обслуживавший матч 13-го тура чемпионата России на стадионе «Петровский» между «Зенитом» и «Москвой». Справедлив ли был назначенный им в ворота хозяев пенальти и верно ли он поступил, не засчитав гол после удара добивавшего мяч Шешукова, — эти вопросы мы оставим за скобками.
Руководство ФК «Москва» подало протест и добивается переигровки встречи. Судейская ошибка повлияла на результат. Так, по крайней мере, полагает руководство «горожан». Я не открою Америки, сказав, что ошибки арбитров частенько оказываются результативными, и не только в нашем чемпионате. Вот только к переигровкам они не приводят, как показывает международная практика.
Международные прецеденты
2006 год. Чемпионат мира. Германия. Матч Хорватия — Австралия
Вопиющий случай даже для любительского турнира зафиксирован на мундиале. Судья ФИФА англичанин Грэм Полл по невнимательности показал Йосипу Шимуничу три желтые карточки, покраснела, вопреки правилам, лишь третья. Первый «горчичник» рефери предъявил хорвату на 62-й минуте, на 89-й — второй, после чего вступил в дискуссию с футболистами, а удалить Шимунича, видимо, забыл, хотя впоследствии оба предупреждения внес в протокол. Хавбек остался на поле, но, войдя в раж, на 93-й минуте (в компенсированное время) удостоился и третьей карточки, после чего был наконец удален.
Таким образом, была совершена грубая техническая ошибка, но о переигровке речи не шло, так как протест не был подан ни одной из команд. Кроме того, руководители ФИФА и судейского комитета ФИФА явно были заинтересованы в том, чтобы не создавать прецедент переигровки. В частности, Зепп Блаттер фактически признал ошибку случайной, а не технической. «Допущенные ошибки ни в коем случае не должны повториться, — заявил он. — Это настоящий провал! Но, думаю, со мной все согласятся: Полл — опытный арбитр, и вся бригада стремилась к объективности».
Накануне разбирательства представители судейского комитета ФИФА выступили с заявлением, в котором, по сути дела, поддержали арбитра, объяснив его промах стечением обстоятельств.
2001 год. 3-й отборочный раунд Лиги чемпионов. «Локомотив» (Москва, Россия) — «Тироль» (Инсбрук, Австрия).
Голландский судья Марио ван дер Энде повторяет ошибку Полла, не удалив с поля нападающего Руслана Пименова за две желтые карточки. После той игры, завершившейся победой россиян со счетом 1:0, «Тироль» подал в УЕФА протест, который был удовлетворен, и была назначена переигровка. По сути, именно эта переигровка создала прецедент.
2005 год. Отборочный матч ЧМ-2006. Узбекистан — Бахрейн
Судья Тосимицу Йосида допустил ошибку, подобную той, что допустил Малый в матче «Зенит» — «Москва». За пять минут до окончания первого тайма Йосида назначил пенальти в ворота сборной Бахрейна, который и был реализован. Однако взятие ворот отменил, мотивируя это тем, что еще до удара кто-то из хозяев поля вбежал в штрафную. А перебить одиннадцатиметровый не дал.
Федерация футбола Узбекистана подала протест, требуя присудить Бахрейну поражение со счетом 0:3. Бюро оргкомитета чемпионата мира протест отклонило, отменило результат матча и решило его переиграть. Исполком ФИФА это решение поддержал.
Прецедентов переигровок в России не было
2007 год. Чемпионат России. 1-й тур. «Локомотив» (Москва) — «Кубань» (Краснодар)
При выполнении пенальти капитаном хозяев Лоськовым еще до его удара в штрафную площадь «Кубани» вбежали три игрока краснодарцев и один из «железнодорожников». В таком случае — независимо от того, поразил футболист ворота или нет, — петербуржец Николай Иванов должен был назначить повторный одиннадцатиметровый. Он же отреагировал только на нарушение правил со стороны партнера Лоськова и этого не сделал.
«Локомотив» не подал протест, хотя имел на это все основания, и прецедент не был создан. Президент клуба Юрий Семин тогда так прокомментировал ситуацию:
— Ввиду неоднозначности ситуации мы не стали подавать протест сразу после матча, положившись на мнение инспектора Рудольфа Ходеева, который назвал решение судьи правильным. Сейчас опротестовать результат игры с «Кубанью» у нас уже нет возможности.
Вот как прокомментировал Рудольф Ходеев аналогичную ситуацию, произошедшую во время матча «Зенит» — «Москва»:
— Совершенно однозначно, допущенная Малым ошибка носит методический характер. Для меня очевидно, что умысла в действиях Малого не было. А четкой грани трактовки — техническая или методическая ошибка это была, — нет, поэтому переигровка стала бы абсурдным решением.
Судейские ошибки — неизбежность
Согласившись с опытнейшим рефери из Воронежа, возьму в союзники и главу ФИФА Зеппа Блаттера, аргументировавшего защиту Полла тем, что «бригада стремилась к объективности». Говорить о каком-то умысле со стороны Малого, об арбитраже в пользу любой из команд — абсурдно. Как не было умысла и в действиях Павла Погребняка, форвард отнюдь не собирался нарушать правила, да и ситуация в штрафной хозяев опасной не выглядела, зенитовец попросту не совладал со скоростью. Подобные эпизоды арбитры очень часто оставляют без внимания. Малому, вздумай он пособить хозяевам, проще было этот пенальти не назначать. Максимум, что его ожидало в этом случае, — ворчание Миодрага Божовича на пресс-конференции, что в исполнении тренеров проигравших команд давно уже является привычным и не вызывающим ни малейшего общественного резонанса действом. Вышел же скандал на всю страну.
Речь, следовательно, идет о банальной ошибке. Увы, еще более привычное явление. Только в 13-м туре на промахи арбитров, повлиявших (по мнению наставников) на результат матча, жаловались Леонид Слуцкий и Зико. Тур, хотя и 13-й, в этом отнюдь не рекордный. Попробуйте представить, что произойдет, если начать переигрывать все встречи, в которых напортачили судьи?! Чемпионат не завершится никогда.
Ошибка Малого, сконцентрировавшего свое внимание персонально на Эдгарасе Чеснаускисе, сродни случаям, когда гол забивается из очевидного на последующих телеповторах офсайда или, напротив, отменяется со ссылкой на положение «вне игры», которого не было. Как быть с неназначением очевидных пенальти и назначением придуманных? Тем более что судья не может прибегнуть к помощи видеоповтора и его ошибки — неизбежность, пусть и неприятная. Опытные футболисты и тренеры с фатальной бесстрастностью констатируют, что из-за ошибок рефери любая команда пару-тройку очков в ходе длинного турнира приобретет, столько же потеряет, словом, то на то и получается — победит сильнейший.
Иное дело — ошибки технические, как было, скажем, во время памятного еврокубкового матча «Спартака» со швейцарским «Сьоном», когда ворота не соответствовали правилам, или, скажем, нарушения разметки. Но в нашем случае об этом и речи нет. Как не должно быть речи и о переигровке матча «Зенит» — «Москва».