«Надежды на то, что в новом сезоне на российских стадионах произойдет всплеск посещаемости, не оправдались. Она вот уже 11 лет держится примерно на одной и той же отметке: на матчи премьер-лиги приходит 12–13 тысяч человек.
В первом круге чемпионата-2010 представители российской футбольной элиты собирали по 13 185 зрителей. В прошлом году этот показатель был выше — 13 629...» Сложив неделю назад все наши цифры, «Спорт» решил не бросать тему взаимоотношений «клуб — болельщики». Мы выяснили, как работают на этой ниве «Осер» и «Лозанна», не самые именитые европейские клубы, так жестоко обошедшиеся с российскими грандами — «Зенитом» и «Локомотивом».
Продолжатели дела аббата Дешама
Чуть больше половины населения городка с берегов Йонны при желании могут разместиться на трибунах стадиона «Аббе-Дешам», который получил свое название в честь аббата Дешама. Монах решил создать футбольную команду с целью отвлечения своих воспитанников от искушений мирской жизни. Именно тогда была заложена основа футбольного клуба «Осер». Официальная вместимость арены составляет 24 493 зрителя. Это единственный стадион во французской лиге, принадлежащий клубу, а не городу. Нельзя сказать, чтобы на каждом домашнем матче бургундцев трибуны стадиона заполнялись на 100 процентов. Напротив, средняя посещаемость «Аббе-Дешам» по статистике прошлого сезона составляет 14 тысяч человек. Несколько лет назад руководство клуба серьезно озаботилось этой проблемой и принялось искать различные методы по улучшению ситуации.
Одним из нововведений маркетингового отдела стала автоматизация отношений с болельщиками, благодаря которой все операции с наличными были сведены к минимуму. Все платежные операции переведены в электронный вид посредством специальных клубных карточек, позволяющих делать покупки на стадионе и официальном сайте. Таким образом, каждый почитатель «Осера» фактически превратился в клиента. Значительно выросли продажи билетов через интернет. Маркетологи клуба получили в свои руки полную информацию по каждому болельщику, от приобретенного билета до купленного на стадионе хот-дога, и уже на основании этих данных выстраивают стратегию дальнейшего развития.
Добиться увеличения числа зрителей в сорокатысячном городке, где и так треть горожан регулярно ходит на стадион, стоило руководителям больших трудов, но в итоге работа дала свои плоды. Посещаемость «Аббе-Дешам» растет, пусть и достаточно медленными темпами. При этом билеты продаются по приличной цене, а средства от их продажи составляют девятую часть общих доходов, основная доля в которых принадлежит телевизионным трансляциям.
«Бургундия... И в ваших жилах тоже есть огонь», — пел Михаил Боярский, кстати, отчаянный поклонник «Зенита». Благодаря оригинальной акции, придуманной руководством, взрослые болельщики «Осера» получили возможность увеличить количество огня в крови, получая бокал знаменитого на весь мир бургундского вина при покупке билета на стадион. Средняя стоимость такого бокала во Франции — 14 евро. Для сравнения: в ресторанах Москвы можно попробовать бургундское за сумму в два-три раза больше.
Абонемент — лавина привилегий
Главной заслугой руководителей «Лозанны» стало стремление сделать членов команды и болельщиков единой семьей. И это не пустые слова. Например, по случаю выхода команды в финал Кубка Швейцарии был организован специальный банкет, где за определенную сумму (от 15 до 35 швейцарских франков) любой желающий получил возможность отметить достижение вместе с действующими футболистами. В цену входного билета входило угощение и напитки, а самое главное — возможность разделить радость со своими соратниками и творцами успеха.
Пятый по величине город Швейцарии имеет население, в три раза превышающее количество жителей во французском Осере. Арена футбольного клуба «Лозанна» обладает богатой историей: трибуны олимпийского стадиона видели несколько матчей чемпионата мира 1954 года и концерты легендарного Майкла Джексона. Сейчас вместимость арены составляет чуть меньше 16 тысяч человек. Матч с «Локомотивом» вызвал в городе небывалый ажиотаж и собрал на трибунах больше 10 тысяч болельщиков, тогда как поединки местного первенства могут «похвастаться» цифрой в две-три тысячи зрителей.
Для привлечения на стадион большего количества любителей футбола руководители клуба второго по силе швейцарского дивизиона придумывают различные способы. Например, болельщики могут приобрести билеты на предстоящие матчи буквально на каждом углу Лозанны. Для этого в городе работают около полутора тысяч различных точек. Купив сезонный абонемент на домашние поединки команды, каждый болельщик «Лозанны» вправе рассчитывать на любопытные бонусы и скидки. Эта акция имеет название «Абонемент — лавина привилегий», по ней владелец абонемента получает послабления на покупки в магазине клубной атрибутики и торговом центре Лозанны, а также несколько бесплатных обедов в ресторанах и закусочных города. Самый дорогой билет на стадион может обойтись для взрослого лозаннца в 30 швейцарских франков, а дети до шестнадцати лет имеют право пройти на арену совсем бесплатно. Для этой цели выделена специальная трибуна за воротами.