Кинокомпания Сергея Сельянова СТВ никогда не производила кино, оставляющее равнодушным. О фильмах Алексея Балабанова можно и не говорить – и так все понятно, а оригинальные мультфильмы про богатырей в «нулевых» стали своего рода прорывом в отечественной анимации.
«Околофутбола» – худший фильм СТВ.
Он никогда не станет культовым, как «Брат» и «Брат-2». Он не будет разобран на цитаты, как «Бумер» или «Жмурки». Он не по-хорошему мерзкий, как «Груз 200», «Морфий» и «Кочегар». Он не бесит, как «Меченосец». Он не продирающий, как «Сестры» или «Я тоже хочу». Он не любопытный, как «Алеша Попович и Тугарин Змей». Он не потенциально заезженный, как «Особенности национальной рыбалки».
Фильм «Околофутбола» – просто НИ-КА-КОЙ. Пустой. В нем нет вообще ничего. Откровенно говоря, даже некоторые сериалы в России получаются гораздо интереснее, чем это кино.
Разочарование постигло с первых минут: думалось, что питерская кинокомпания снимет фильм о своих хулиганах. Здесь можно было развернуться и показать город с той стороны, о которой мало кто знает. Не только фанаты, но и сам Петербург мог стать настоящим героем картины. Когда в последний раз ему давали такую возможность? В «Прогулке» и «Питере FM», которые были хороши для 2000-х, но сейчас безнадежно устарели: люди устали от недоромантики (в любой сложной ситуации лети в Питер) и недофилософии, ярким представителем которой был потерявший популярность Гришковец. Сейчас другие герои. Злые. Они должны обличать и осквернять. Протестовать и страдать. Короче, молодежи, на которую и рассчитан фильм «Околофутбола», нужны Навальный и Толоконникова.
Но в фильме нет ярких героев. Фанаты – шаблонные, ненастоящие. Игра большинства актеров, особенно девушек, настолько неправдоподобна, что хочется вжаться в кресло от стыда. Москва, где происходит основное действие картины, показана блекло. Столица не вызывает никаких эмоций, ее энергетики создатели фильма показать не смогли. Как не смогли показать эмоции дерби ЦСКА – «Спартак».
Но главное, так и не дан ответ на вопрос, чем отличаются футбольные хулиганы, состоящие в фирмах, от прочих болельщиков. Этот вопрос в фильме вроде как поднимается, но вместо ответа герои как-то нелепо отшучиваются. Когда рекламировали «Околофутбола», обещали показать, как живет фирма. Как говорил Саша Белый, чем дышит.
Но из фильма непосвященный зритель ничего не поймет. В его сознании лишь утвердится стереотип, что футбольные хулиганы – жуткие люди. А сами фанаты сразу увидят, что кино – искусственное. И вовсе не про них. Не про живых людей.
Удивительное дело. Даже Паук (Сергей Троицкий) не оживил картину. Сыграв самого себя, он не произнес ни одной из своих коронных фраз.
Короче, тащемта, например, фильм получился пустым.
Совет от автора. Перед тем, как посмотреть фильм, можно прочитать про этот фильм о футболе здесь.