Поляки верно рассудили, отдав чехам все три матча во Вроцлаве и великодушно согласившись приехать к ним «в гости» сами. С точки зрения логистики и бизнеса решение идеальное — чем ближе к чешской границе будут проходить матчи с участием «репрезентаце», тем больше болельщиков приедет в Польшу. Вряд ли, впрочем, кто-то мог предположить, что чехи по итогам группового турнира еще и в Варшаву двинут, а местным уважаемым любителям футбола придется прятаться по домам.
Можно ехать домой, в Чехию
А ведь чехам во Вроцлаве были рады! Редко перед футбольным матчем, да еще и столь важным, столкнешься с атмосферой, полной взаимной любви. Чехи и поляки ходили вместе, пили вместе, ели вместе и даже на кое-каких секторах стадиона вместе сидели. Когда раздались первые звуки гимна чешского Kde domov muj, хозяева принялись аплодировать. Разительный контраст по сравнению с тем, что было перед встречей Польша — Россия. С чего бы это…
Доброе отношение к соседям, впрочем, не мешало польским болельщикам активно помогать своей сборной. Отель «Монополь», в котором разместилась чешская сборная, находится напротив городской оперы, на одной из самых оживленных улиц Вроцлава. И поздно вечером накануне игры прямо под окнами группа джентльменов с торчащими из карманов шкаликами (Польша, пожалуй, единственная страна в мире, где по улицам гуляют не только с пивом, но и с водкой) безостановочно голосила: «Полскааа, бяло-червони!» За сутки прослушивания этой мантры и так можно было сойти с ума, бедные чехи…
В ответ на вопрос, что делаешь в воскресенье, мой чешский друг-журналист усмехнулся: «Еду в Прагу». Никто в сборную Чехии не верил, а когда за несколько часов до игры стало известно, что в ней не примет участия Росицки, котировки «львов» упали до нуля. Никто не сомневался — Польша умеет драться и воевать. Фактор того, что нужно еще играть в футбол, как-то всерьез не рассматривался.
«Потом» не настает никогда
В перерыве оптимизма у чехов только убавилось. Гол Карагуниса в ворота Малафеева состоялся, когда во Вроцлаве уже начался перерыв. «Нам надо выигрывать, а мы центр поля перейти не можем», — переживали на трибунах, и были правы. В первом тайме ни о каком конструктиве со стороны чехов речи не было. Единственный игрок средней линии, кто мог взять на себя роль диспетчера — Плашил, — отдавал все мячи чужим, как будто забыл, что его сборная вышла играть в красном, а не в белом. Только Пиларж зудел бормашиной над ухом у Пищека, мешая тому активно помогать Блащиковскому. Поляки играли мощно, создали как минимум три голевых момента, но совершенно напрасно отложили их на потом. Которое, как известно, у поляков на этом турнире не настает никогда.
Удивительно, но даже подвыпивший польский болельщик после матча Россия — Чехия поведал мне, мол, никуда мы не выйдем, «физики» совсем нет. И попал в точку. Во втором тайме Польша превратилась в стадо, которому вроде указывают на цель — ворота загона, — а оно дезорганизовано и попасть в них не может. Такое бывает, когда нет ни сил в ногах, ни уверенности в умах. Завидовать хозяевам любого чемпионата — последнее дело. Два с половиной года товарищеских матчей никогда не дадут представления о собственных возможностях, и, наверное, поэтому с 2006 года хозяева ЧЕ и ЧМ не могут преодолеть групповую стадию. Польша выглядела при этом еще и несбалансированно, заработав ярлык «правоногая команда»: если Пищек и Блащиковски показывали футбол топ-уровня, то левый фланг с Обраньяком и Бенишем был откровенно «хромым». Франтишек Смуда сразу после матча объявил о завершении работы со сборной, добавив при этом, что в будущем эта команда будет прибавлять.
Чехия же показала национальный характер: пожаловавшись на жизнь за кружкой пива, сообщив всему миру, что «все на ховно», они тихо вышли из-за куста и пробрались к двери в лучший мир. При этом отметим, что в последних трех матчах чехи доказали, что обладают великолепной тактической выучкой, при этом на глазах прибавляя в форме. Чемпионаты Европы часто заканчиваются большими сюрпризами. И этот я бы не стал исключать.
Польша