• Хозяин тайги

    05.08.09 22:45

    Автор: Спорт день за днём

    Исполнилось 60 лет выдающемуся хоккеисту Валерию Васильеву.

    Он утверждал, что мог играть где угодно, в том числе и в не проторенной тогда нашими Национальной хоккейной лиге. Сомнений в том нет. Но трудно представить в иных обличьях столичного динамовца и игрока сборной Союза. В их синей и алой форме он играл всю жизнь. Блистал, восхищал, удивлял.

    Тост за прошлое

    За уходящим спортсменом, особенно если он мастеровит, известен, тянется густой шлейф грусти. Все равно недоиграл, даже если паспорт истерт и ноет тело от старых ран. Всегда хочется «еще немного, еще чуть-чуть».

    Наверняка такие мучительные чувства испытал и Валерий Иванович четверть века назад, когда покидал лед вместе с Мальцевым и Третьяком. Но что толку горевать об ушедшем? Не лучше ли поднять тост за его прекрасные моменты?

    Благо их в жизни заслуженного мастера спорта, двукратного олимпийского чемпиона, восьмикратного победителя мировых первенств было предостаточно. Даже если поднимать пенящиеся бокалы только за эти титулы, можно изрядно захмелеть. Но есть и другие: Васильев — обладатель Кубка Канады 1981 года, трехкратный лучший защитник планеты, участник многих и в основном победных матчей с заокеанскими профи.

    А сладостный звон наград все не стихает: в коллекции динамовца есть серебряные и бронзовые медали — Олимпийских игр, чемпионатов мира и всесоюзных турниров. Впрочем, возможно, глядя на последние, Валерий Иванович слегка хмурится. Увы, ему так и не довелось стать сильнейшим в стране…

    Тяжелая рука друга

    В ежегодных, часто кровопролитных — в прямом и переносном смысле — сражениях с ЦСКА 70–80-х годов московское «Динамо» билось отчаянно, ложилось костьми. И случалось, хоть и нечасто, что на бело-голубую команду, звезд с неба не хватавшую, но ведомую звездами — Васильевым и Мальцевым — не находилось армейской управы. Хотя красно-синие редуты пестрели бойцами бывалыми, мастеровитыми. Да и просто замечательными.

    Разумеется, тренеры ЦСКА — Тарасов, а потом и Тихонов — плотоядно поглядывали на защитника и форварда, но те благополучно избегали армейского капкана. Знаменитые коучи с этим фактом смирились, но уважать обоих не перестали.

    Вот фрагмент из биографического очерка Анатолия Владимировича «Настоящие мужчины хоккея», посвященный Васильеву: «О том, чтобы переиграть Валерия, не могло быть и речи. Он справлялся даже с такими выдающимися форвардами, как Анатолий Фирсов и Валерий Харламов, и когда армейцы играли с «Динамо», я всегда разрабатывал такой план, чтобы ни Анатолий, ни Валерий не встречались с Васильевым…»

    Да нет, они соперничали друг с другом, и не раз. К счастью, заочно: защитник настоятельно советовал армейцу не смещаться с края в центр, где они неминуемо могли схлестнуться. Зная тяжелую руку друга, форвард соглашался.

    «И на борт его бросает…»

    Другим соперникам Васильева везло куда меньше: он расшвыривал направо и налево канадцев, чехов, шведов и американцев. Знаменитая «мельница» — бросок через спину, прием, который он перенял у своего партнера и учителя Виталия Семеновича Давыдова — потрясала в прямом и переносном смысле. Да и иное «общение» с русским гигантом грозило непредсказуемыми и часто весьма болезненными последствиями. Почти как в песне: «И на борт его бросает…» Случалось, что и за борт.

    Однажды после силового приема Васильева у его «жертвы» слетели краги и лопнули шнурки на коньках. После немыслимого пируэта соперник неудачно приземлился и в результате оказался в госпитале, где его, к счастью, выходили. И это не единственный пример былинной силы и поражающей воображение мощи динамовца.

    Впрочем, эти качества были не единственным оружием Васильева. Он умел в хоккее все: отобрать шайбу, отправить на широкий простор атаки партнера, зажечь красный фонарь за чужими воротами. Кстати, на счету Валерия Ивановича без малого сотня шайб, заброшенных за сборную и клуб, в котором он провел 18 (!) сезонов.

    Сюжет для другого рассказа

    Мог ли его «стаж» возрасти? На этот вопрос сам Васильев отвечал утвердительно, да и очевидцы подтвердят: игра защитника не поблекла и в тридцать пять, когда он расставался с хоккеем. Или его вынудили это сделать, что уже не имеет значения.

    Однако сегодня, когда известны куда более впечатляющие примеры спортивного долголетия, впору говорить не «уже» 35, а «только». И тот возраст еще не повод думать о пенсии. Трудно повторить достижение Горди Хоу, резвившегося на льду до шестидесяти, зато вдохновляет пример Криса Челиоса, который, возможно, «на бегу» встретит полувековой юбилей. Можно вспомнить и нашего Профессора — Игоря Ларионова.

    Жаль, что в ряду хоккейных Мафусаилов не оказалось Валерия Ивановича Васильева. А ведь все могло быть по-другому, и в сорок лет Хозяин Тайги, как его прозвали за океаном, успел бы стать чемпионом страны вместе с родным «Динамо». Но это сюжет для совсем другого рассказа…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»