После того как «Зенит» потерпел в четырех последних матчах три поражения, не привезя при этом с выезда ни одного очка, можно окончательно констатировать: стихли последние отголоски торжеств, связанных с завоеванием сине-бело-голубыми всяческих европейских кубков и уж тем более чемпионского титула 2007 года.
Свое поле
Свежий Свежов
Андрей Кобелев удивил. В принципиальном матче, имевшем большое значение с точки зрения турнирной стратегии, наставник бело-голубых отправил в самое пекло Виктора Свежова. Пареньку, между прочим, всего неделю назад стукнуло 18, и тут сразу такое — «Зенит» с его зубрами в центральной зоне — Тимощуком, Зыряновым, Денисовым… Нужно, наверное, обладать большой смелостью, чтобы не растеряться в такой компании. Но еще большая отвага, думается, требуется тренеру, решающемуся на подобный шаг.
— А что тут такого? — после окончания игры удивился Кобелев. — Витя набрал хорошую форму. Мы в паспорта футболистам не заглядываем, выпускаем тех, кто лучше готов…
На фоне этого нововведения появление на правом фланге обороны нечасто игравшего в этом сезоне Танасьевича как-то осталось незамеченным. Тем более что Свежов, уж простите за каламбур, действительно добавил хозяевам свежести. Подбадриваемый со всех сторон опытными турнирными бойцами Хохловым и Уилкширом юниор с каждой проведенной на поле минутой действовал все увереннее. Через четверть часа он ничтоже сумняшеся пошел в обводку против Тимощука и преуспел. Чуть позже оставил с носом Зырянова, разрубившего ногами воздух в том месте, где мгновением раньше находились мяч и ноги Свежова. Словом, непочтительно играл парень. Не по-дебютантски. За что, наверное, в конце концов и получил локтем от раздосадованного капитана «Зенита».
Чуть-чуть вырастает в нечто
Несмотря на то что первый тайм вышел в целом равным, отчего-то не покидало ощущение, что динамовцы как минимум не проиграют. Возможно, потому что в каждой микродуэли хозяева оказывались чуть-чуть быстрее оппонентов. Спринтеры Комбаровы терзали Анюкова с тяжеловатым Ширлом, причем чаще бело-голубые использовали в качестве плацдарма для своих атакующих начинаний правый фланг. Отсюда в штрафную Малафеева то и дело проникало напряжение, и ничего «Зенит» с этим поделать не мог. Тем более что питерцы, не поспевая за легконогими соперниками, то и дело «фолили на поражение» и получали неприятные «стандарты». Не церемонились и с бывшим партнером Александром Кержаковым. Впрочем, «рубили» динамовского форварда те, кто пришел в команду уже после его ухода, — Мейра с Губочаном. Даже странно, что последний так и не получил за 90 минут «горчичника» — по совокупности нарушений защитник «Зенита» на карточку точно наиграл.
Бросилось в глаза и то, с какой легкостью Владимир Гранат выигрывал единоборство за единоборством у Игоря Семшова. Мало того что мяч отбирал, так еще и собственные атаки начинать умудрялся. Ситуация с голом — яркая тому иллюстрация. Гранат на бровке финтами уложил на газон Зырянова с Семшовым и точно отпасовал Уилкширу. Австралиец сыграл еще правее, Кирилл Комбаров на рывке ушел от Ширла и навесил на дальнюю штангу, где отклеившийся от Тимощука Хохлов «опустил занавес».
План сработал
В очередной раз нельзя не отметить динамовского капитана. Хохлов провел встречу просто блестяще, допустив за 90 с лишним минут ничтожное количество брака. Если в начале матча он располагался ближе к своим центральным защитникам, перекрывая зоны и периодически перехватывая мячи, то потом стал все чаще и чаще ходить вперед. По всей видимости, все динамовцы получили установку на как можно более скорый разгон собственной атаки. Характерен в этом отношении рейд, предпринятый Денисом Колодиным ближе к концу матча. Центральный защитник, в подкате отобрав мяч, во все лопатки припустил к чужим владениям. «Бей!» — кричали ему с трибун, зная о чудовищной силы ударе Колодина, и Денис пробил. Но слабо — сил после затяжного рывка не хватило.
Немного не хватило силенок и Свежову. Сменивший его Ропотан отведенный ему временной отрезок провел неудачно. Как говорят в таких случаях, не попал в игру. Но тому есть объективное оправдание: полузащитник больше двух месяцев залечивал травму. Зато остальные динамовцы мобильность и компактность сохранили от начала и до конца. Ни одного стопроцентно голевого момента у ворот Владимира Габулова питерцы так и не создали, что говорит о том, что избранный Кобелевым план полностью сработал.
Выездная модель
Вопросы, вопросы
Если о голом короле пока что еще никто не кричит — «Зенит», путаясь в многочисленных проблемах с составом, все же не теряет лица — то ряд вопросов уже стоит достаточно жестко: где взять креативщиков после потерь Аршавина и Данни? Кто все-таки будет играть опорного полузащитника? Когда, наконец, питерцы смогут как следует укрепить оборону? И самое главное: куда пропали буря и натиск, отличавшие «Зенит» в предыдущие годы? Не пришла ли пора в Питере снова вспомнить Гете? Или тот факт, что перед роковым ударом Хохлова на разных участках поля в равной мере недоработали сразу пять человек, не настораживает?
Если матч с ЦСКА назвали равным, а поражение списали на несчастный случай с рукой Тимощука, то сейчас новых оправданий уже не найти. Проблемы «Зенита» никуда не делись, а вспыхнули еще более ярким пламенем. На протяжении всей встречи не было сомнений, что именно питерцы являются более классной командой, но почему-то «Зенит» ограничился «демоверсией», редко по-настоящему взвинчивая темп, не прихватывая соперника на его половине и довольно вальяжно изображая то, что принято называть контролем мяча.
Причем если питерцы и начинали нагнетать обстановку, сразу же бросалось в глаза, насколько же болезненной стала потеря такого футболиста, как Данни. Адвокат и в этой встрече предпочел выпустить Ионова на один из флангов атаки, и Алексей еще раз доказал, что как раз со скоростью и натиском лично у него проблем нет. С футбольным образованием уже несколько сложнее.
Новая мотивация
Зато у Семшова со сцеплением «голова — ноги» проблем нет никаких, но вингер — не его позиция, как ни крути. Игорь — мягкий, вдумчивый конструктор для средней линии, никак не способный бить оборону соперника наотмашь, как это делают, к примеру, динамовцы Комбаровы. Понятно, не от хорошей жизни прибегает Адвокат к подобным перестановкам. Из-за лимита окаянного теряет, например, время, форму и мотивацию талантливый Хусти. Но все же, все же…
Как это мы говорим об отсутствии бури и натиска, если вот согласно протоколу и собственным фотографическим воспоминаниям на поле все 90 минут находился Погребняк? Но кроме последних минут, когда гостям из-за пропущенного мяча пришлось вспомнить, что есть такая вещь, как резкие длинные передачи, Павел на себя внимания особого не обращал.
Рискну предположить, именно он является как раз одним из тех, кому требуется психологическая перезарядка, новая мотивация. Но и помимо этого есть определенные нюансы, связанные с тем, что Погребняк не показывает фирменной бронебойной игры. Во-первых, непонятно, почему, если в команде есть «столб», нужно отчаянно уводить от него игру, вообще не снабжая его передачами, не давая ему ни малейшего повода вступить в борьбу с защитниками «Динамо». Во-вторых… Во-вторых, и говорить не стоит о том, что Погребняк скучает по тем временам, когда рядом был Аршавин, когда он был в центре события и с ним обыгрывались не только для того, чтобы тут же увести игру во фланг.
Фланги и штрафные
Теперь что касается флангов. Если в первом тайме «Зенит» пытался прорваться через зону не часто играющего Танасьевича, то во втором пару раз помог атаке Анюков, подключений которого защитники премьер-лиги начинают бояться все меньше. Почему? Быть может, это опять вопрос мотивации?
И наконец, еще одна незадача: в «Зените» некому выполнять штрафные. Замечательно, конечно, что есть Погребняк и Тимощук, умеющий лупить прямыми. Но все хорошо в меру. Ведь каждый вратарь премьер-лиги теперь знает, что когда Питер выполняет штрафной, нужно построить «стенку» помощнее да занять место в открытом углу. Ну еще молиться, чтобы никто из своих в момент удара не прыгнул и не пригнулся. А чтобы кто-нибудь с обводочкой ударил, похитрее — этого нет.
А моментов голевых зенитовцы — заметьте — создают все меньше и производят их все с большими трудозатратами. В такой ситуации уже нельзя недооценивать «стандарты». «Вы сколько сможете, а мы сколько захотим» — это уже для «Зенита» не актуальный принцип.