В российской премьер-лиге в этом сезоне выступают сразу четыре турецких легионера. Двое играют в «Рубине», по одному — в «Зените» и ЦСКА. Сказать, что в Турции следят за выступлением своих игроков за границей, значит не сказать ничего. Поведаю один случай. Как-то года три назад я отправился отдыхать в курортную Аланию. Бродил вечером по небольшому поселку Канаклы и наткнулся на тамошнем рынке на лавку с обычным для этих мест товаром. Сувениры, кальяны, восточные украшения и прочая дребедень. Рядом со всем этим барахлом на продажу были выставлены полотенца с эмблемой питерского «Зенита». Настоящая экзотика. Разговорился с владельцем лавки Актаем, спросил у него, откуда в Турции взялись болельщики российского клуба. Оказалось, что турок Актай лично знаком с Фатихом Текке и болеет за «Зенит». Зимой он собирался в Петербург навестить друга. Добрался ли Актай до берегов Невы, я так и не узнал. Впрочем, сейчас это неважно, так как вся любовь турецких болельщиков отдана целиком казанскому «Рубину». Ведь в Казани вот уже второй сезон подряд проводят вместе Хасан Кабзе и Гекдениз Карадениз. С последним корреспонденту «Спорта» удалось побеседовать накануне финала Кубка России.
Меня зовут Черное Море
— На Востоке говорят, что человек, который побывал на всех морях, будет самым счастливым на свете. Вы сколько в своей жизни морей видели?
— Никогда не считал, — Карадениз расплывается в улыбке. — Мраморное, Черное, Средиземное, Эгейское. Все эти моря так или иначе омывают берега Турции… (Задумывается.) Мне нравится этот афоризм, только думаю, что без упорного труда все равно счастливым стать не получится. Надо много работать над собой. Только после этого тебя ждут успех, достаток и покой в жизни.
— Кто вас научил так относиться к жизни?
— Меня так родители воспитали, плюс с детства в «Трабзонспоре» к работе приучили. В жизни стараюсь двигаться от одной цели к другой. Достигать их, а потом придумывать для себя новые вершины.
— Вы тогда в детстве предполагали, что столького добьетесь в спорте?
— Нет, конечно. Просто занимался футболом для себя. Записался в секцию опять же сам, а не по воле родителей. Близкие только потом мой выбор поддержали. Я вообще из простой семьи. Мама — домохозяйка, отец — водитель. Оба сейчас уже на пенсии.
— Каких целей на данный момент вы уже достигли, а какие вам еще предстоит осуществить?
— Давайте попробуем посчитать, — Карадениз загибает пальцы. — Дважды выигрывал Кубок Турции, один раз чемпионат России, провел за национальную сборную более 50 матчей, выиграл бронзовые медали чемпионата Европы. Вроде немало? Сейчас вот моя ближайшая цель — Кубок России.
— Я неспроста начал наш разговор с морской темы. На русский язык ваше фамилия переводится как «черное море», а имя — «голубое море». Расскажите, кто вас так назвал?
— О, это красивая история. Дело в том, что мой родной город Трабзон находится на берегу Черного моря. От моего дома до воды вообще рукой подать. Так вот, продолжаю рассказывать, мой дядя как-то долго стоял на берегу и смотрел на волны, а затем поднял голову к небу. Вдруг ему пришла мысль назвать мальчика Гекденизом (в турецком языке «дениз» означает море, «гек» — небесный цвет. — «Спорт»).
— Стал ли ключевым в вашем трансфере из «Трабзонспора» в «Рубин» тот факт, что Казань является столицей мусульманской республики?
— Да, этот момент я также учитывал. Мой друг Яшар заверил, что мне в Казани будет очень комфортно. Татарский язык похож на турецкий. Даже праздники в Татарстане и Турции есть одинаковые. Вот, например, праздник Сабантуй. В Турции его отмечают, когда в землю сажают первые семена пшеницы. А в Татарстане Сабантуй проводят чуть позже — после всхода первых посевов.
— Так вы были на казанском Сабантуе в прошлом году?
— Нет, в прошлом году в это время я был на чемпионате Европы по футболу. Хочу сходить на праздник в этом году. Но, к сожалению, мы, футболисты, народ зависимый и это удастся сделать, только если наша команда будет в Казани, а не отправится на какие-нибудь сборы.
Пора обыгрывать ЦСКА
— Вы сказали, что ваша первоочередная цель — это победа в Кубке России. Насколько заряжены этой идей остальные игроки «Рубина»?
— Это наша общая цель. Думаю, у нашей команды есть все, чтобы выиграть этот трофей.
— Но, кроме наград и славы, этот финал «Рубину» ничего не даст. У вас уже есть путевка в Лигу чемпионов.
— Я с вами не соглашусь. Во-первых, спортивная карьера футболиста очень короткая, и может так случиться, что другого шанса выиграть Кубок России больше не выпадет. Во-вторых, «Рубин» впервые в своей истории попал в финал Кубка, и выиграть его будет очень престижно. За нас будут болеть все жители Татарстана.
— Вы помните последнюю встречу с ЦСКА в Суперкубке, тот эпизод, который произошел с вами в конце игры?
— Тот матч за Суперкубок уже канул в историю, может, не будем его вспоминать?
— И все-таки вы, наверное, знаете, что обслуживать воскресный матч будет тот же судья, который удалил вас тогда в игре 7 марта?
— Я в курсе. Но он выйдет на поле и будет делать свою работу, а я — свою. Если хотите знать мое мнение относительно того удаления, то оно не изменилось. Я скоростной футболист, и если у меня есть возможность уйти от столкновения, пробросить мяч вперед, то я никогда не стану падать или симулировать. Может, в том моменте пенальти и не было, но красной карточки я не заслуживал.
— За те последние два года, что вы играете в Казани, «Рубин» ни разу не выигрывал у ЦСКА. В двух последних матчах вы проиграли армейцам с общим счетом 1:5.
— Эти поражения мало о чем говорят. Да, в ЦСКА есть хорошие игроки, известный тренер, это очень сильная команда. В прошлом сезоне мы проиграли москвичам — 0:4, но это не стало всеобщей трагедией. Мы тогда, если помните, уже обеспечили себе золотые медали. Я в том матче, как и многие другие игроки основного состава «Рубина», не выходил на поле. Не считаю, что ЦСКА выше нас на голову. В Суперкубке же по истечении 90 минут игры была ничья, лишь в дополнительное время после моего удаления москвичи забили второй гол.
— Армейцы и в чемпионате России дышат вам в спину. Это ваш самый серьезный соперник в борьбе за золото?
— Я думаю, что в этом году будет много претендентов на чемпионство. Неплохо идет «Москва», опасны «Спартак», «Крылья Советов», может, еще подтянется к лидерам «Зенит».
Российский чемпионат смотрят в Турции
— В первых играх в нынешнем сезоне вы не всегда выходили в стартовом составе «Рубина». Это вас не тревожило?
— Дело в том, что в начале сезона у меня была небольшая травма. Также выбила из колеи простуда. Переболел гриппом и после этой болезни очень тяжело набирал свою прежнюю форму. В целом, считаю, не важно, что чувствует игрок, который остается на скамейке запасных, важно, как играет команда.
— Как раз о таком вот футболисте мечтает любой тренер. Вы часто с Бердыевым беседуете тет-а-тет?
— У нас нет никакой дистанции в общении. Со стороны, может быть, он выглядит очень серьезным и суровым, но в жизни очень мягкий человек.
— Как сейчас можете определить свою роль в команде? На поле вы играете оттянутого форварда или все-таки полузащитника?
— Я готов к любой работе, которую мне предоставит Бердыев. В «Рубине» я могу сыграть как под нападающими, так левого или правого полузащитника.
— Но где вам самому приятнее играть?
— Я люблю свободу перемещений, простор для фантазии. Многое еще зависит от того, как складывается матч.
— Тогда на какой позиции вы чаще всего выходили в «Трабзонспоре»?
— Знаете, у нас с тренером была договоренность: где на поле свободное или слабое место у соперника, там я и играю. Так что привязанности к определенному месту у меня в Трабзоне не было. Помню, как-то за матч мне даже довелось поменять аж четыре позиции.
— Матчи чемпионата России сейчас можно посмотреть в Турции?
— Конечно. Некоторые игры даже крутят полностью, но в основном игры чемпионата России идут в режиме обзора.
— Турецкие журналисты вам часто звонят?
— Я не особо люблю давать интервью, к тому же уже не выступаю в Турции. Поэтому моего российского номера журналисты не знают, а свой турецкий телефон даже и не включаю. Так что в Казани звонками меня никто не беспокоит.
— А как же российские репортеры?
— Но я ведь играю в России, и, раз интересен местным журналистам, то почему бы не рассказать им о себе. Я не закрываюсь от прессы и стараюсь общаться с вашим братом, когда есть время. Хочу сказать, что в последнее время много недостоверной информации читаю о себе в Интернете. Пишут, что в очередной раз перехожу в «Фенербахче» и что вот уже подписал контракт (смеется).
— Вы говорили, что вас сватают в стамбульский клуб каждый раз, как только у «Фенербахче» появляются очередные проблемы...
— Да, но слухи о моем переходе не исчезают уже последние лет десять. И что самое главное, я до сих пор не могу перейти в этот клуб.
— Вы дважды выигрывали Кубок Турции с «Трабзонспором». Какие у вас ощущения были после тех побед?
— Счастье. Эти чувства вообще нельзя описать словами, это должен пережить каждый.
«Барса» не с Луны свалилась
— В эту среду не было на земле счастливее футболистов «Барселоны». Вам приходилось играть в Лиге чемпионов?
— Да. С «Трабзонспором» я уже играл в Лиге чемпионов, но в квалификационном раунде мы уступили дорогу киевскому «Динамо». Получилось, что в гостях мы выиграли — 2:1, а дома проиграли — 0:2. В Киеве тогда я забил неплохой гол, можно разыскать его в Интернете. Но про это писать необязательно.
— Как считаете, «Рубин» не затеряется среди европейских суперклубов?
— В спорте очень опасно давать прогнозы. Вот выйдем на поле, тогда посмотрим. Если сегодня «Барса» выиграла Лигу чемпионов, то это не означает, что в будущем эту команду нельзя победить. Вот скажите, кто-нибудь думал, что сборная России на чемпионате Европы сможет обыграть Голландию? Правильно, никто такого от команды Гуса Хиддинка не ожидал. Вот и «Рубин» может преподнести сюрпризы.
— Вы думаете, что «Рубин» может повторить путь сборной России?
— Все может быть. Ведь игроки «Барселоны» не с Луны прилетели, в этой команде тоже играют одиннадцать футболистов.
— Нужно ли «Рубину» усиливаться перед стартом Лиги чемпионов?
— А вот это не моего ума дело. Усиливаться или нет — на то воля тренера.
В ТЕМУ. Словарь Карадениза
Каждое лето в солнечную Турцию пакуют чемоданы десятки тысяч россиян. Нападающий «Рубина» Гекдениз Карадениз объяснил читателям «Спорта» значение пяти турецких слов, которые стоит выучить, прежде чем оказаться в Турции.
МЕРАБА — ЗДРАВСТВУЙТЕ
Думаю, стоит только произнести это слово на турецкой таможне, как на границе к вам тут же изменится отношение. По крайней мере, ваш багаж будут досматривать не так дотошно. Еще от моего друга Яшара я узнал, как здороваться на татарском: «Исямесез!»
НАСЫЛ СЫНЫЗ? — КАК ДЕЛА?
У нас в Турции не так часто, как в России, спрашивают, как дела. Больше используют другой оборот: «Какие новости, друг?». Или можно просто поздороваться, сказав арабское «Саллам алейкум», что означает «благословит тебя Аллах».
ДЕНИЗ — МОРЕ
Это мое любимое слово, без моря я не могу жить на свете. Я даже Казань выбрал, потому что здесь есть Волга, которая так похожа на маленькое море. Знаете, сколько метров было до моря, когда я жил в Трабзоне? Не поверите, 20 шагов! Причем по пути к воде я успевал раздеться и затем ни секунды не тратил на берегу.
АТАТЮРК — ОТЕЦ ТУРОК
На самом деле настоящее имя этого человека Мустафа Кемаль. Фамилию Ататюрк ему присвоил парламент в благодарность за все благие дела, которые он совершил для турецкого народа. Мустафа Кемаль не просто первый президент наши страны, он основатель Турецкой Республики. Практически в любом городе вы можете встретить памятник Мустафе Кемалю. Ататюрк — настоящий символ современной Турции.
БЕН СИНЭ ЧОК САВИЙОРУМ — Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ
Не знаю, как часто турки признаются в любви, но я своей супруге повторяю слова «я люблю тебя» при каждом случае. Хоть с нашей первой встречи и прошло больше 13 лет. Мы познакомились с женой, когда учились в лицее, и я до сих пор от нее без ума.