Александр Глеб – один из немногих футболистов постсоветского пространства, которых можно причислить к звездам европейского масштаба. Еще выступая за «Штутгарт», он неизменно вызывал восхищение тренеров немецкой сборной, небезосновательно считавших, что именно такого тонкого и умного диспетчера им и не хватает. Несколько лет Алекс находился в сфере интересов лондонского «Арсенала». Его рулевой Арсен Венгер проявил максимум настойчивости и выиграл спор за молодого хавбека у нескольких испанских, немецких и английских клубов.
Знаменитый тренер приготовил для 24-летнего минчанина место в центре полузащиты, где он более всего взаимодействует с Анри. Судя по лестным отзывам легендарного французского форварда, новичок пришелся ему по нраву. И теперь болельщики «Арсенала» справедливо считают, что в новом сезоне сыгравшийся тандем станет основной ударной силой «канониров».
Между тем Александр и Тьерри обладают не только схожей манерой игры, но и одинаково открытыми характерами, благодаря которым ходят у журналистов в любимцах.
Чемпионат мира
– Я не остался от него в полном восторге. Так же, кстати, как Арсен Венгер. Мы с ним поговорили и решили, что первенство выдалось довольно скучным. Ну было несколько матчей, которые можно было смотреть, затаив дыхание, с первой до последней минуты, но это, как говорится, капля в море.
Болел за испанцев – все-таки в этой команде играют два моих приятеля по «Арсеналу» – Фабрегас и Рейес. Когда они вылетели, было жалко, что чемпионат потерял такую симпатичную команду. Вот уж к кому не питал симпатий, так это к итальянцам, хотя в Минске многие болели именно за Тотти и компанию – мол, мы в отборочном турнире бодались с ними будь здоров и проиграли только один мяч на чужом поле – 3:4. Нет, это не моя команда… Так что в финале я переживал за французов. Там все-таки Зидан – действительно лучший игрок мира. И еще Анри.
Анри
– Это футболист, к которому я испытываю глубокое уважение и чисто человеческую симпатию. В «Арсенале» он неформальный лидер. Тьерри вечно шутит и подтрунивает над ребятами. Как-то он посмотрел матч Шотландия – Белоруссия и назавтра весь день с серьезным видом козырял фамилиями наших форвардов: «Бу-ли-га, Ку-ту-зофф» – смешно получалось…
А еще он настоящий мужик. После финала Лиги чемпионов мы летели в Лондон. Все сидели сумрачные, один Анри по своему обыкновению шутил, стараясь поднять нам настроение. Впрочем, все расценивали это веселье как подтверждение того, что теперь Анри подпишет соглашение с победителем Лиги чемпионов – «Барселоной». Я подсел к нему и сказал: «Тьерри, не уходи, у нас ведь такая классная команда, мы в следующем году всех порвем»… Он усмехнулся, пристально посмотрел мне в глаза и… ничего не ответил. А на следующий день стало известно, что Анри продлил контракт с «Арсеналом»…
Как-то он произнес: «Ты знаешь, я никогда не был в твоей Белоруссии. Как вообще, нормальная страна?» – «Да, супер!» – «Если к вам приеду, покажешь столицу?» Как думаете, что я ответил?
Сборная СССР
– Иногда жалко, что Союз распался, это какую ж командочку можно было собрать… Из вратарей одно время мне Нигматулин нравился, Шовковский… Хотя самый лучший из всех – это Гена Тумилович. Фантастический голкипер. Другого такого нет, да и по жизни он веселый и компанейский, такие люди хороши для создания благотворного морального климата в коллективе.
Дальше… Ну понятно, Каладзе по любому проходит. Леша Смертин – с ним я в Лондоне познакомился – классный парень, в полном порядке. Шевченко, ясное дело, – куда без него? В нападение к нему в пару надо Аршавина поставить – уж больно в каком-то интервью мне его слова в адрес одного полузащитника из постсоветского пространства, что сейчас в «Арсенале» играет, понравились. Приятно все ж, когда люди в футболе разбираются от А до Я…
Ну а если серьезно, то над таким вопросом надо крепко подумать – как бы кого не упустить. Впрочем, команда в любом случае подобралась бы хорошая. Особенно, если бы тренера толкового поставили. Чтобы мог всех объединить и выжать из каждого по максимуму. В таком случае при наличии грамотных исполнителей можно с кем угодно тягаться, хоть с самими бразильцами.
Лучшим тренером считаю Валерия Лобановского. При нем киевское «Динамо» кого угодно могло загнать. Но не только потому что в команде было 11 Борзовых. Там же и техническая подготовка присутствовала – дай бог всякому, таких игроков сейчас днем с огнем…
Да что говорить, Лобановский – это профессор, рядом с которым и теперь никто из современных тренеров из бывшего СССР не стоит. Лучше, может быть, только Венгер.
Венгер
– Когда я играл в «Штутгарте», то после ужина команда дружно отправлялась в бар. А здесь мы заезжаем в день перед игрой в отель, кушаем в 18.45, а потом возвращаемся в номера с опустошенными барами. Я привыкнуть не мог.
Первое время уже в полдевятого метался по своей комнате, как голодный волк. Звоню в бар: «Мне, пожалуйста, сэндвич и колу». Через две минуты перезванивают: «Извините, но тренер не разрешает». Короче, в нашем отеле все под контролем. Венгер мотивирует подобные запреты тем, что ранний ужин очень полезен для желудка. Но моему желудку объяснить это довольно трудно.
Поэтому Саша делает так – едет перед заселением на заправку, набирает шоколадок, печенья и «топчет» их до отбоя. Ну не могу я голодным спать ложиться, хоть убей!
Но это единственная вещь, где я плохой ученик. Потому что у такого тренера как Венгер можно учиться всю жизнь. Англичане сами по себе изрядные консерваторы и приняли пришествие «странного француза» в штыки. Особенно когда узнали, что он прививает команде новый режим питания, где профилируют овощи и рыба.
Было много шума, но затем он как-то быстро утих – команда стала показывать футбол, который приносил результат, а игроки давали тренеру в высшей степени высокие характеристики. Это дорогого стоит.
Венгер не только знаток футбола, но и великолепный психолог. Я таких тренеров еще не встречал – он всегда говорит именно то, что нужно в данный момент. Он любит повторять слова о том, что спортсмены иногда делают замечательные вещи, но совершают при этом детские ошибки. Стабильность, постоянная концентрация – вот вещи, над которыми должен работать любой футболист, в том числе и я.
Венгер хочет, чтобы я чувствовал тот момент, когда стоит взять игру на себя. Он говорит, что все это придет, когда я обыграюсь в коллективе и буду знать, чего стоит ждать от каждого партнера. Слова тренера меня радуют, ибо недвусмысленно говорят о том, что его вера в меня очень велика.
И вообще, я заметил: прежде чем кого-то приобрести, Венгер долго наблюдает за потенциальным новобранцем – не только за его игрой, но и за тем, что тот из себя представляет за пределами футбольного поля. Он делает из своей команды одну семью – я не открою истины, если скажу, что каждый приходящий сюда новичок попадает в настоящую домашнюю атмосферу. Ему дают понять, что здесь он – полноправный член одной большой и дружной семьи.
Английский футбол
– Игрок является таковым лишь тогда, когда имеет возможность прогрессировать. Я очень много взял в Германии и в «Арсенал» переехал лишь потому, что в один прекрасный день понял, что в «Штутгарте» можно существовать уже особо не напрягаясь. Я почувствовал потолок, уперся в него головой. А здесь есть возможность расти практически до бесконечности. Если можно стать футболистом уровня Анри, то я буду к этому стремиться.
В Англии совсем другой футбол, и так как в Германии не поиграешь. Первое время у меня голова кругом шла от английских скоростей. Здесь все надо делать быстро: бежать, думать, пасовать… И в середине поля с мячом не поводишься, как я это любил делать в Штутгарте. Центр мы проходим в одно-два касания.
Мне часто доставалось от Венгера, когда я, памятуя о своем немецком опыте, таскал мяч тогда, когда можно было отдать пас. И в конце концов заматывался. Венгер говорил, что играть надо быстрее хотя бы потому, что таким образом буду меньше уставать.
Я много чему тут научился. Самое главное – выдержал и доказал свою способность играть в компании игроков мирового класса. Мне кажется, что я стал настоящим профессионалом.
Одно дело считать себя таковым, а другое – быть им на самом деле.
В Штутгарте я считался звездой и мог себе позволить в каких-то моментах недоработать, недобежать. Зачем? Ведь и так самый лучший. Венгер заставил посмотреть на футбол по-новому. И вообще, мне повезло, что попал в его команду. Еще раз повторюсь – он безумно интересный тренер.
Мечта
– Самое обидное, что по своему потенциалу белорусская сборная ничем не хуже тех же украинцев или швейцарцев. Но вот они пробились на чемпионат мира, а мы – нет. Почему? Более стабильно играют. Мы же один матч или даже серию можем выдать феерическими, но потом обязательно споткнемся на самом финише в играх с аутсайдером.
Хотя не знаю, возможно, нас так многие и воспринимают. Правда, лишь до тех пор пока мы с ними не встретимся. Сейчас, кстати, та же история. Ван Перси на тренировке недавно сказал: «Алекс, спорим, мы вас 6 сентября в Голландии дернем со счетом 6:0?» Пошутил, понятное дело, но я думаю, что надо было поспорить. Впрочем, пусть все думают, что мы мальчики для битья, и не берут в расчет при дележе путевки из нашей отборочной группы. Белорусский менталитет очень неплохо укладывается в это определение. Считайте, что нам ничего не надо и мы ничего не хотим.
Но сильно не удивляйтесь, если в один прекрасный день обнаружите нашу сборную в финале топ-турнира. Я в это верю и приложу все силы, чтобы на улицу белорусских болельщиков тоже пришел праздник… Они это заслужили.
Факты
Авария
29 декабря 2003 года Александр Глеб стал участником ночной автомобильной аварии в Минске, в которой погиб пассажир второго автомобиля. Сам футболист не пострадал – спасли подушки безопасности. Водитель столкнувшегося с «ауди» Глеба BMW сломал ногу, а Глеб через два дня уже играл в футбол.
Брат
Вячеслав Глеб, также играет в футбол. Он выступал за минское «Динамо», немецкие «Штутгарт» и «Гамбург» и за швейцарский «Грассхоппер». Сейчас этот полузащитник выступает за МТЗ-РИПО, с которым выиграл бронзовые медали и Кубок страны. За сборную Белоруссии провел 9 матчей, забил 2 гола.