Очень уж много неожиданных результатов на чемпионате мира в ЮАР. Что это — следствие выравнивания сил или стечение обстоятельств? На эту тему дискутируют журналисты «Спорта».
Мнение Сергея Бавли
Выравнивание класса команд налицо. Можно спорить о масштабах давно набравшего ход процесса, но не о его наличии или отсутствии. К счастью, это не равенство колхозников советского Нечерноземья в нищете — скорее напоминает Москву начала 1980-х. Вообще-то все равны, но некоторые равнее других.
Можно дискутировать о причинах. Кто-то говорит о пренебрежении технической подготовкой в связи с увлечением подготовкой физической. Кто-то — о падении значимости чемпионатов мира и вообще игр национальных сборных. Все, дескать, решается на клубном уровне, там футболисты отдают все силы без остатка. Вот вам и еще одна гипотеза: игроки прибыли на мундиаль изрядно подуставшими, после тяжелейшего сезона с изнурительными национальными чемпионатами и еврокубковыми баталиями. Выступавшие в финале Лиги чемпионов баварцы, правда, выглядят на загляденье, включая Димикелиса, но это версию не перечеркивает. Все эти гипотезы, как и ряд других, имеют право на жизнь. Комплекс их и приводит к выравниванию сил в мировом футболе.
Почему именно на уровне сборных? Ну, это вполне понятно. Для выравнивания сил на клубном уровне необходима мировая революция с последующей экспроприацией кошельков у владельцев топ-клубов.
Можно вполне логично объяснить неудачи англичан, итальянцев, французов. Гораздо сложнее объяснить феномен непобедимых новозеландцев. Япония выбирается в плей-офф, ее футболисты привлекают внимание скаутов ведущих клубов Европы, а давно ли они в футбол начали играть всерьез? Все это можно сказать и про сборную США.
Южноафриканский чемпионат можно было бы записать, как советовал капитан Жеглов, в загадки, но ведь все это не вчера началось. Вспомним подвиги Камеруна и Сенегала, Кореи (демократической) и Норвегии на прежних мундиалях, а ведь перечень можно и продолжить.
Мы-то хорошо знаем, что всеобщая уравниловка ничего хорошего не приносит. Но это — если по приказу свыше. А в футболе все естественно, все вполне демократично. Просто команда Парагвая организована несравнимо лучше французской. Это у них не было еще лучшего нападающего страны и континента 2007 года Сальвадора Кабаньяса, а других толком не нашлось.
Но процесс выравнивания сил продолжается. Новозеландцы уже научились не проигрывать, завтра обучатся побеждать.
Не они — так другие. Нынче ж не угадать. Такой футбол чем и интересен — полнейшей непредсказуемостью.
Мнение Ивана Жидкова
К полуфиналам все утряслось. Истинные фавориты, радушно приняв в компанию заслуживший аплодисменты Уругвай, показали свою силу и, как ни странно, оказались с европейской пропиской. Бывали даже полуфиналы и более экзотичные, если вспомните хотя бы наличие турок и южнокорейцев в 2002-м. Тем не менее поговорить о пресловутом выравнивании в классе есть смысл. Слишком уж много «маленьких» сборных оказались несъедобными для некоторых крупных птичек. Олицетворение — Новая Зеландия, ставшая поперек горла самим итальянцам.
Впрочем, в классе ли дело? Никуда он не делся — ни у итальянцев, ни у англичан, ни тем более у бразильцев, которые проиграли Голландии только «благодаря» взыгравшему коренному менталитету в самый ненужный момент, что стало шоком абсолютно для всех здравомыслящих людей. Казалось, все взрослые люди с богатым европейским опытом. Делали с оранжевыми все, что хотели. Но почему-то решили «докатать» соперника при счете 1:0, как ленивый медведь колоду по клетке, и не сумели перестроиться, когда по случайности в виде автогола ситуация на поле изменилась.
В этом, собственно, и есть ответ на вопрос, почему «низы» отравляют жизнь «верхам». Дело просто в отличии поставленных задач: кто-то едет на чемпионат мира купаться в лучах популярности, а кто-то — исполнить свою заветную мечту, запомниться болельщикам, специалистам, историографам, в конце концов. Новая Зеландия, Парагвай, Гана, Япония, Южная Корея, наконец, тот же Уругвай готовились к каждому матчу и являли собой единые коллективы с четкой философией. У них просто нет возможности жаловаться на усталость Руни или травму Пирло, вот «от безысходности» и собираются в кулак, упорно, по-муравьиному, сбивают с великих спесь. Безусловно, чемпионат мира — яркий фестиваль. Но в первую очередь для болельщиков и только во вторую — для игроков. Если ты не готов по-крестьянски пахать, как это делали все, кто нас удивил, то могут возникать проблемы.
То, что не все «монстры» в итоге опростоволосились, лишь подтверждает вышенаписанное. Германия готовилась к этому мундиалю четыре долгих года, Испания продолжила осваивать выстраданный статус фаворита, Голландия преобразилась, пересмотрела философию бесшабашности, не постеснявшись обидеть дедушку Кройффа, алчного до всего зрелищного. Плакать по Аргентине с Бразилией точно не стоит. Легкий хлеб с маслом — только в мышеловке.