«Зенит» дебютирует в Лиге чемпионов 17 сентября в Турине матчем против «Ювентуса» — самой популярной итальянской команды. «Спорт» рассказывает, что представляет собой сегодня этот титулованный клуб.
Возвращение «Старой синьоры»
В последний раз «Ювентус» имел прямое отношение к российским клубам в 1999 году, когда встречался в полуфинале Кубка Интертото с «Ростсельмашем». Против ван дер Сара, Феррары, Дзамбротты, Индзаги и дель Пьеро выходили Мацигура, Колотовкин, Ханкеев и Прудиус. Бывший спартаковец Владислав Дуюн те встречи и вовсе запомнит надолго. Ведь именно он забил «Юве» в выездном матче, что для российского футбола тех времен было лучом света в царстве вечного лузерства («Спартак» уж исключим из неприятных воспоминаний). И неважно, что счет по сумме двух встреч оказался 9:1 в пользу итальянцев. С тех пор Дуюн может рассказывать детям и внукам о том, как забивал «Старой синьоре», а в Ростове навсегда запомнят, как люди стояли всю ночь в очередях за билетами, а наутро две трети собравшихся оказались обездоленными, напрочь лишенными надежды.
С того времени «Юве» успел еще трижды выиграть чемпионат Италии (не станем заниматься казуистикой и называть «Интер» победителем сезона-2005/06), потерять несколько раз надежду выиграть Лигу чемпионов, оказаться выставленным за двери VIP-зала кальчо, где привык восседать на троне. Место в элите туринский клуб вернул себе спокойно и достойно, без заламывания рук, истерик и оргвыводов, сохранив все лучшее и избавившись от тех, кто недостаточно почтительно относился к громкому имени «Ювентуса». Ханкеев и Прудиус уже в футбол не играют, зато остался дель Пьеро, который вряд ли помнит, что девять лет назад забивал вратарю по фамилии Савченко. Но наверняка он понимает одно: в России случилось что-то невероятное, если в Лиге чемпионов в первом туре возрожденному «Юве» предстоит сыграть с обладателем Кубка УЕФА и Суперкубка в одном лице.
Тренер
После коллапса, связанного с развенчанием былых заслуг и подозрительно быстрым обвинением в махинациях и прочих смертных грехах, руководство «Юве» нашло выход. Кого могли — сохранили (преданность черно-белым цветам клуба — не миф), кого хотели — приобрели. Объединять же команду, закладывать фундамент и карабкаться обратно на гору пригласили Клаудио Раньери — знающего тренера с непростой, впрочем, судьбой. Этот человек никогда не добивался особо крупных успехов, но после его деятельности все те, кто подхватывал команды, практически всегда имели успех.
Самый драматичный период карьеры Раньери пришелся на то время, когда он возглавлял «Челси», до прихода Жозе Моуринью. Напомним, что «аристократы» в те годы только вспоминали, что где-то на пожелтевших страницах можно найти информацию о том, как тысячелетие назад «Челси» был чемпионом Англии. Раньери, общавшийся на птичьем английском (на уровне «ай донт ноу зис текст, ай воз илл»), тем не менее позволил себе немыслимую наглость — избавился от Денниса Уайза, что тогда было равносильно тому, как если бы Фил Сколари сейчас выгнал с матерной бранью Джона Терри. Итальянец понимал, что без кардинальных изменений «Челси» вперед не тронется, но, быть может, ему не хватало всесторонней поддержки, о которой в Англии чужак лишь мечтает. Тем не менее именно при нем из «Марселя» пришел Вильям Галлас, а из «Вест Хэм» — Фрэнк Лэмпард. Те самые ключевые фигуры первого успеха «Челси» в 2005 году, когда Моуринью выиграл премьер-лигу.
Конечно, тех, кто в команде не прижился надолго, было больше. Пети, Зенден, Гронкъяер, Дала Бона и Станич — все они рано или поздно покинули клуб, но в сезоне-2002/03 Раньери выжал из команды максимум: вывел синих в Лигу чемпионов. Почти одновременно клуб приобрел Роман Абрамович, не жалевший денег на трансферы. Но счастья Раньери при новом боссе не было…
Тренер тратил средства Абрамовича нехило: 120 миллионов в общей сложности ушло на закупку будущих чемпионов. Пришли Дафф, Бридж, Джо Коул, Паркер, Джонсон, Верон, Креспо, Муту, Макелеле. Сезон получился не самым плохим, в конце концов, «Челси» до этого еще никогда не выходил в полуфинал Лиги чемпионов. Но владелец уже вбил себе в голову, что ему нужен новый тренер, более смелый и современный. Весь сезон Раньери работал, постоянно читая о своей отставке и возможных преемниках. Наконец ему пришлось уступить место Special One, c чьим «Интером» теперь его «Юве» будет спорить за чемпионский титул в серии А. Португалец уже успел в своем стиле заявить, что Раньери лишен инстинкта победителя. На что тренер «Старой синьоры» пожал плечами и добродушно отмахнулся: «Зато никто никогда не скажет, что я где-то плохо работал».
Вратари
Помню один матч серии А в середине 1990-х. Тогда в Италии было еще в моде соперничество «Старой синьоры» с «Пармой», которая процветала при семействе Танци. Удивительно солнечным ноябрьским днем «Милан» как-то долго и упорно штурмовал ворота пармезанцев на выезде (тогда «Парма» потихоньку уже сдавала позиции), но их атаки заканчивались одним и тем же: высокий и худой паренек в воротах в последний момент мешал «россонери» забивать. Звали 17-летнего юношу Джанлуиджи Буффон, и если тогда еще сложно было предположить, что этот голкипер спустя четыре года станет обладателем Кубка УЕФА, затем сыграет в финале Лиги чемпионов, где, увы, пропустит решающий мяч с пенальти от Андрея Шевченко, но реабилитируется на чемпионате мира в Германии и выиграет его, то задатки мастера были видны неворуженным глазом.
В мае 1999-го в холле московского отеля «Мэрриотт» на Тверской к Буффону уже нельзя было применить слово «скромный». Он счастливо галдел с партнерами — Тюрамом, Кьезой, Креспо и Каннаваро, дымил толстой сигарой и хлопал по плечу тренера Альберто Малезани. Только что «Парма» выиграла у «Марселя» в финале Кубка УЕФА, и это был самый первый трофей вратаря, которого сейчас называют лучшим в мире.
Его пластика, уверенность, всегда оправданный риск и психологическая устойчивость определяют превосходство над остальными, в общем-то равными Буффону по классу голкиперами. «Один Буффон стоит всей серии В», — сказал как-то в прошлом году Клаудио Раньери, в очередной раз оттенив свои тренерские заслуги. Немногие в нашей стране видели, как яростно форварды других команд второго итальянского эшелона праздновали голы в ворота Буффона. Забить ему считалось посвящением в на- падающие. Но сколько же их в отчаянии хваталось за голову в стоп- роцентных ситуациях!
Надо полагать, одну из важнейших проблем, которую предстоит решать «Зениту», мы обозначили. Вряд ли шанс встать в ворота «Юве» есть у мощного, широкого в плечах, опытного, но уже тяже- ловатого Антонио Кименти, лучшие годы которого пришлись на выступления за «Рому». Точно так же Павлу Погребняку вряд ли следует ждать встречи с австрийцем Александром Маннингером, известным своей страстью к кочевой жизни. Восемь лет назад он был одним из дублеров Дэвида Симэна в «Арсенале», но затем понеслось: аренды, трансферы. Маннингер не задерживался ни в одном из клубов не то что на год — часто уходил уже спустя шесть месяцев. Ему сейчас всего 31 год, и впереди еще много возможностей посмотреть мир.
Защита
В нынешней оборонительной четверке «Юве» есть один человек, глядя на которого иногда удивляешься, почему руководство клуба до сих пор не предоставило ему возможность полюбоваться красотами других городов. Это французский защитник Джонатан Зебина, постоянно удаляющийся, грубо фолящий в самые неподходящие минуты, ошибающийся как раз тогда, когда этого делать не надо. Одним словом, парень без высшего образования во всех смыслах. Но Зебина пере- жил и Фабио Капелло, а не то что лояльного и терпеливого Раньери!
За названным исключением оборона нынешнего «Юве» выглядит довольно гармонично, особенно с приходом Зденека Грыгеры, Дарио Кнежевича и, пожалуй, Олофа Мелльберга. «Пожалуй» — потому что швед, восемь лет выступавший за «Астон Вилла», при определенных требованиях, диктуемых как игрой команды, так и соперниками, вряд ли быстро проникнется шахматным итальянским футболом, где главное ум, а не сила. Нет-нет, мы не отказываем опытному стопперу в интеллекте. Долгие годы выступлений на высоком уровне обязательно возьмут свое. Но уж больно свежо воспоминание о первом матче чемпионата во Флоренции, когда форвард «фиалок» Джиллардино, легко качнув Мелльберга на последней минуте, спас для хозяев ничью. Как ни крути, результативная ошибка, и даже Раньери — этот святой человек! — не удержался после матча от критики обороны за «грубый промах в решающий момент».
Специалистом именно по таким ошибкам в прошлом сезоне считался Никола Легротталье, и, видимо, это сыграло свою роль в усилении обороны. Есть и свои кадры, судя по тому, как доверяет им Раньери, далеко не последние. Кристиан Молинаро уже почувствовал себя в основном составе своим, а Паоло ди Челье вполне уверенно отработал непростую флорентийскую концовку.
Полузащита
Их тоже четверо. Они меняются, хотя не сказать, что именно в этой линии такая уж большая конкуренция. В основном весь этот замес держится на старых дрожжах. Жаловаться болельщикам не приходится, ибо Каморанези, Салихамиджич, Недвед, Кристиано Дзанетти — не те люди, которые подводят. Другое дело, что возраст не обманешь, и этим ребятам все труднее выступать на стабильном уровне. Особенно учитывая то, что в этом сезоне черно-белым придется разрываться на три фронта (ладно, на два — на Кубок Италии, наверное, «Старая синьора» снова презрительно наплюет). Уже в прошлом году с прицелом на новый сезон туринцы начали сдваивать позиции. Да что там – сдваивать! Опорных полузащитников в какой-то момент вообще не оказалось. Быстро выписали из «Ливерпуля» Мохаммеда Сиссоко, которого фанаты «редс» страшно невзлюбили за неважную технику (кто бы говорил, по большому счету — давайте вместе искать британских технарей с фонариком). Раньери посчитал, что «деревянный» Сиссоко всяко лучше, чем дыра в середине поля, и не стал слушать ливерпульскую трибуну. Что же касается покупки датского хамоватого хавбека Кристиана Поульсена, то тут и вовсе нет никакой подоплеки. Этот игрок был в порядке и в «Шальке», и в «Севилье», когда выходил на поле. Другое дело, что адаптироваться к испанскому чемпионату Поульсен, славящийся своим умением как следует заехать сопернику по ногам, толком не сумел. Отчаянные подкаты и жажда борьбы нередко приводят к тому, что приходится лечиться самому и, соответственно, уступать место в составе конкурентам. Первая же игра итальянского чемпионата (во Флоренции — не успели еще забыть?) показала, что «Юве», скорее всего, не ошибся, пригласив Поульсена. Главное, чтобы каменный защитник Зебина не успел научить датчанина плохому.Нападение
Раньери не относится к тренерам, которые садятся на определенного тактического конька и едут на нем всю карьеру. В данном случае — играет и в одного, и в два форварда, что особенно удобно, когда есть такой игрок, как Алессандро дель Пьеро. Он с удовольствием действует из глубины, сам ассистирует, сам забивает. В прошлом году вопрос был лишь в том, кому ассистировать. Давид Трезеге хоть и забивал, но параллельно нервировал всех слухами об уходе. Винченцо Яквинта не так быстро «схватился» в составе «Старой синьоры», а потому клубу потребовался совсем уж знаковый форвард, на которого есть смысл играть и который в то же время не только стоит в штрафной и ждет весь матч возможности удачно ткнуть мяч, но и таскает на себе в разные стороны защитников, освобождая пространство для атакующих хавбеков.
Сейчас можно сделать осторожный прогноз: в лице высоченного Амаури, бразильца с итальянским паспортом, «Юве» получил то, что искал. Пару лет назад произошла во многом показательная история, когда этот футболист еще выступал за «Палермо». Первую половину сезона-2005/06 сицилийцы провели блестяще, и Амаури мгновенно стал одним из главных открытий чемпионата. Но стоило ему получить тяжелую травму и выбыть из строя на несколько месяцев, как выяснилось, что не самый плохой нападающий Караччьоло не способен и на толику того, что выдавал Амаури. От потери лидера атаки «Палермо» в себя прийти не смог, выдал безвыигрышную серию, эйфория в городе довольно быстро спала.
Первые голы Амаури за «Юве» — дело времени. «Зениту» же нужно кропотливо поработать, чтобы отложить его первый гол в Лиге чемпионов.