Хозяйский статус сборной Швейцарии предполагал неизбежную ее активность в атакующих действиях — все же на глазах своей публики. Однако стартовые обязательства, присущие участникам крупных турниров, стороной швейцарцев не обошли, равно как и их соперников чехов: обе команды максимально возможно закрылись. Нет, они не отсиживались в обороне, не отбивали мячи по аутам — примитивными методами не пользовались. Но играли в защите, руководствуясь основополагающим для сегодняшнего футбола принципом — принципом надежности. В ситуациях, когда атака — не так уж и часто — переигрывала оборону, в дело вступали Цубербюлер и Чех. В пропущенном голе 37-летний швейцарский ветеран, конечно же, не виноват: защитники потеряли концентрацию, создавая искусственный офсайд, а эта операция в обороне всегда требует повышенного внимания. Чех же подтвердил репутацию одного из лучших голкиперов мира.
Закрытая позиция
Перед игрой было много разговоров об отсутствии у швейцарцев и чехов травмированных футболистов, по старинке называемых плеймейкерами, — Маргаираса и Росицки. В обеих сборных хватает футболистов, способных сделать точные передачи. Иной вопрос, они не всегда достигают цели, но не по причине плохого исполнения, а из-за надежных действий обороняющихся. Наверное, Маргаирас и Росицки изощреннее и техничнее Барнетты, Бехрами, Желсона, Сьонко, Яролима и Плашила, однако каждого из перечисленных хавбеков по праву, полагаю, можно классифицировать как игроков, умеющих сделать передачу не только ближнему партнеру, но и тому, кто сумел открыться в выгодной для продолжения атаки зоне. Голевая передача на Сверкоша сделана, к слову, в стиле Росицки. Выход на поле после перерыва Якина, стоит признать, добавил некоторой стройности игре сборной Швейцарии и агрессии в середине поля, но суета, так и не позволившая хозяевам довести до гола хотя бы одну атаку (максимальное достижение — перекладина), все же осталась.
Защита от Коллера
Молодой, но играющий не где-нибудь, а в «Арсенале» Сендерос и его партнер по центру швейцарской обороны опытный Мюллер из «Лиона» грамотно выстроили игру против гиганта Коллера. Не было смысла состязаться с высоченным форвардом, на которого чехи, разумеется, рассчитывали, вверху — проигрыши в такой борьбе неизбежны. Защитники сборной Швейцарии старались, во-первых, перекрыть возможные пути передач на Коллера, а когда сделать это не удавалось, вели надежную позиционную оборону, запирая гиганта в коробочку. В сбросах мячей партнерам Коллер не преуспел, его передачи большей частью следовали назад. Помимо всего прочего, оборонительные порядки свели к минимуму, предельному, наверное, для матчей калибра чемпионата Европы, количество нарушений правил в зонах, из которых обычно пробиваются опасные штрафные и свободные. Спустя почти час игры чехам стало понятно, что действия Коллера, в сезоне почти не забивавшего, успеха не принесут, и его заменили.
Выход из-под прессинга
Обе команды применяли прессинг на трех четвертях поля, из-под которого довольно трудно, особенно швейцарцы, выходили. Чехи делали это преимущественно через фланги (Грыгера и Сьонко, Янкуловски и Плашил). Использование в таких ситуациях зон на флангах позволяет быстрее переходить к атакующим действиям. Когда же чешские футболисты пытались выходить через центр, сразу получали проблемы у своих ворот. Галашек, в целом на позиции опорного хавбека проявивший себя неплохо, несколько раз, занявшись не своим делом, делал поперечные передачи, которые соперники перехватывали и создавали довольно напряженные моменты у ворот Чеха.
Швейцарские футболисты из-под прессинга чехов выходили медленнее, соперники предоставляли в их распоряжение центр, перекрывая фланги. Во второй половине встречи, когда сборная Швейцарии стала действовать гораздо быстрее соперника, чехи переместили работу по коллективному отбору мяча на свою половину поля.
Фланговые образования
Интересными выглядели действия блоков, составленных из нескольких игроков, на обоих флангах чешской и швейцарской команд. Слева у Швейцарии регулярно, особенно во втором тайме, нагнетали в атаке Маньин, Барнетта и иногда Штреллер, справа Лихтштайнер и Бехрами. Крайние защитники Маньин и Лихтштайнер активно ходили вперед. Никто при этом из игроков, участвовавших во фланговых атаках, не забывал о необходимости немедленно возвращаться «домой» при потере мяча.
У чехов Грыгера и Сьонко справа при заметной поддержке Яролима и Янкуловски и Плашил слева при участии Поляка основательно потерзали (в основном в первом тайме) швейцарскую оборону, игроки которой теряли иногда позиции в устраивавшейся круговерти. Чехам в таких ситуациях не удавались концовки.
Фланги — это прежде всего скорости. Превосходства в скорости не наблюдалось. Во всяком случае в первом тайме. Во втором же швейцарцы, отменно, как оказалось, подготовленные физически (благодаря этому они фактически доминировали после перерыва), заиграли гораздо быстрее, после пропущенного мяча — особенно, но опытные чехи, забив гол, безрассудно бросаться вперед не стали, играли на удержание результата и своего добились.