• Гроссмейстер Петр Свидлер: Попадем ли мы на Олимпиаду? Фаворитом является ответ «никогда»

    Петр Свидлер не видит смысла в сеансе одновременной игры с футболистами «Зенита»

    09.09.15 01:13

    Гроссмейстер Петр Свидлер: Попадем ли мы на Олимпиаду? Фаворитом является ответ «никогда» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    В минувшие выходные Екатерининский сквер наполнился любителями самого умного вида спорта. Федерация шахмат Санкт-Петербурга и спортивный клуб «Овертайм» провели выставочный блиц-турнир памяти Генриха Михайловича Чепукайтиса. Корреспондент «Спорта День за Днем» встретил на мероприятии Петра Свидлера, обладателя Кубка мира и семикратного чемпиона России. Гроссмейстер не отказал в общении и бросил вызов всей «основе» «Зенита».

    Компьютер считает слишком быстро

    — Петр, почему человек перестал играть в шахматы с компьютером? Ведь раньше это было увлекательное зрелище.
    — Вероятно, потому что компьютеры стали слишком сильными. В таком матче уже не будет никакой интриги. Конкурировать с ними не сможет даже Магнус Карлсен.

     

    — Программисты одолели шахматистов?
    — Не столько программисты, сколько сами компьютеры научились «разгоняться». Разумеется, и алгоритмы улучшаются, но дело даже не в этом. Сегодня машина считает слишком быстро.

     

    — Уже почти десять лет шахматную корону носят индиец Вишванатан Ананд и норвежец Магнус Карлсен. Когда она вернется в Россию?
    — В принципе, я не люблю делать прогнозы, а уж тем более такие. Пока очевидных кандидатов нет. Трудно понять, кто является претендентом на матч с Карлсеном. Среди наших в десятке лучших сейчас Саша Грищук, Сергей Карякин и, конечно, Владимир Борисович (Крамник. — «Спорт День за Днем»), которого никогда нельзя списывать со счетов. Но в ближайшее время ситуация не очень ясна. Есть Магнус и есть много людей, находящихся с ним на одном уровне. По идее, в следующем году должны быть очень интересные претендентские поединки. Совершенно непонятно, кто в них фаворит.

     

    — Значит, на Грищука, Карякина и Крамника можно надеяться?

     

    — Надеяться всегда можно, но вопрос, когда россиянин станет чемпионом мира, остается открытым.

     

    — Какую задачу вы ставите на сентябрьский Кубок мира?
    — Мне кажется, на Кубок мира все ставят приблизительно одинаковую задачу. Это отбор в претендентский турнир, а потом уже можно пытаться победить.

     

    Дальше фотосессий дело не движется

    — Возможно ли, что в ближайшее время шахматы станут олимпийским видом спорта?
    — Я бы сказал, фаворитом является ответ «никогда». Но шахматам это точно не помешает, потому что сразу привлечет государственное финансирование. Мы все должны болеть за предоставление нашему виду спорта олимпийского статуса. Но я пока не очень понимаю, как это сделать. Кирсан Николаевич (Илюмжинов, президент Международной шахматной федерации. — «Спорт День за Днем») бьется за это все двадцать лет, что находится у руля. Он фотографируется постоянно то с Жаком Рогге (экс президентом МОК. — «Спорт День за Днем»), то с другими. Но, кроме фотосессий, я пока продвижений не вижу. Хотя, может, не так внимательно слежу. Вот вроде появляются заголовки, что шахматы станут выставочным видом в 2018 или в 2022 году. Будет замечательно, если так.

     

    — У нас в стране крупные шахматные турниры проводятся в Ханты-Мансийске, в Сочи. Готов ли к ним Петербург?
    — Разумеется, если дадут, то проведем. Вопроса готовности тут точно нет, скорее вопрос воли. По-настоящему крупные мероприятия курируются и спускаются сверху. И не от Питера, наверное, это зависит. Конечно, город может выставлять свою кандидатуру на серьезные мероприятия. Но не все здесь решается.

     

    — Знаю, что вы интересуетесь футболом. Нынешний «Зенит» без петербуржцев в составе вас привлекает?
    — Я сейчас меньше слежу за «Зенитом», нежели раньше. Мой первый любимый вид спорта все-таки крикет (улыбается). С большим отрывом. Потому не считаю себя квалифицированным человеком, чтобы говорить о футболе. «Зенит» перешел от выращивания своей молодой смены к политике покупки других игроков из ведущих клубов. Не могу сказать, что такая селекционная политика мне ближе, но с точки зрения достижения результата руководителей «Зенита» можно понять.

     

    — Кто из игроков «Зенита» мог бы схлестнуться с вами на одной доске? Может, Халк?
    — Даже не знаю... Достаточно давно играл с Игорем Денисовым, эта история получила потом огласку. Правда, при нашем матче присутствовали еще несколько игроков «Зенита», но им происходящее на доске было неинтересно. Как, думаю, и большинству.

     

    — А предложи вам сейчас сыграть на одиннадцати досках с «основой» «Зенита»…
    — Я могу, и они могут, но кому это интересно?! Для такого сеанса нужно, чтобы не только я, но и те, кто будет играть против меня, испытывали интерес. А просто сажать за доску — этого не нужно. Чем они заслужили такое наказание? (Улыбается.)

     

    — Напоследок назовите трех известных людей, с кем бы вам хотелось сыграть.
    — Наверное, Александр Алехин, Роберт Фишер и Михаил Таль. Причем не обязательно в таком порядке.

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»