45-й Супербоул в очередной раз побил все возможные телевизионные рекорды – в Америке матч между «Питтсбург Стилерз» и «Грин Бэй Пэкерс» посмотрели 111 млн зрителей.
Ни у одной программы, ни в каком жанре – даже у президентских инаугураций – никогда не было похожих цифр. Ну, а обсуждаемость финала сезона НФЛ вообще зашкалила за разумные пределы – и благодаря скандалу с неготовой к поединку трибуной, и благодаря невиданной для Техаса погоде, и благодаря эпической ошибке певицы Кристины Агилеры во время исполнения гимна США перед игрой.
Джонс-Махал
Матч, проходивший в Далласе, изначально был предопределен как историческое событие. «Ковбойс Стадиум» – самая новая и дорогая спортивная арена в США. Местные жители порой называют ее «Джерри Джонс Мемориал», намекая на то, что владелец «Ковбойс» был изрядно заинтересован в увековечивании своего имени, когда начинал эту колоссальную стройку. Дворец не дает покоя изощренности болельщицкого юмора и сейчас, и даже журналисты не стесняются писать «Джонс-Махал». Кстати, стадион Далласа был одним из основных козырей заявки США на проведение футбольного чемпионата мира, но теперь это уже не так интересно.
Арена в самом деле поражает масштабностью и величием. Мраморные полы, куча эскалаторов, самое большое табло в мире (46 метров в ширину, 55 метров по диагонали, зарегистрировано в книге рекордов Гинесса). Бюджет постройки – 1,15 миллиарда долларов. То есть дешевле, чем предполагаемый стадион «Зенита» в Санкт-Петербурге, и это притом что по вместимости их сравнить будет невозможно. Слыша о стоимости «Газпром-Арены», американцы удивляются: неужели на ней будут золотые сиденья? Рекорд «Ковбойс Стадиум» – 108 713 зрителей на прошлогоднем матче всех звезд НБА. Это самая большая крытая спортивная арена в мире.
В истории Супербоулов еще ни разу не было случая, чтобы команда-хозяйка добралась до финала. От «Ковбойс» в этом году ждали многого, да и Джонс не скупился на траты – нынешний сезон в НФЛ проходил без «потолка зарплат». Однако в итоге далласцы даже не попали в плей-офф. Впервые в истории НФЛ в Супербоул вышла команда, посеянная шестой из шести участников плей-офф от конференции. Попавшая в плей-офф только по дополнительным показателям «Грин Бэй Пэкерс» – самое удивительное спортивное образование в Америке. Она принадлежит жителям города – общее число владельцев превышает 112 000 человек. Ни в одной профессиональной спортивной лиге США подобного нет. Вообще-то, данная форма владения противоречит правилам НФЛ, но правила были изданы лишь в 80-х годах, а «Грин Бэй» живет так с 1921-го, и для нее было сделано исключение. Это означает, к примеру, что «Пэкерс» никогда не могут быть перемещены в другой город. Ранее они играли домашние матчи в Милуоки, но теперь их стадион во время игр становится третьим по численности населения городом штата Висконсин – после Милуоки и студенческого Мэдисона. Найти Грин Бэй на карте непросто, а еще сложнее представить себе, как там играют в футбол зимой, когда температура нередко опускается ниже отметки в минус 20 градусов. Впрочем, имея шестой посев, «Пэкерс» все три матча в плей-офф играли на выезде. Другой финалист – «Питтсбург Стилерз» – выглядел явным кандидатом на причисление к списку «команд-династий». «Сталевары» уже выигрывали Супербоул в 2005 и 2008 годах, у них более опытная и звездная команда. И при этом – самый молодой тренер в НФЛ. Тренеру Майку Томлину всего 38, а он уже выигрывал Супербоул два года назад.
Снег, снег и еще раз снег
Спортивную составляющую оставим на потом – в самом масштабном однодневном спортивном «ивенте» в мире есть масса более интересного, нежели «голы, очки, секунды». Мне довелось улетать в Даллас во вторник вечером, за четыре дня до матча. Прогноз погоды, увиденный в интернете, удивил – снег, снег и еще раз снег. И до минус 20. Речь, напомню, идет о штате Техас, где подобные коллизии крайне редки. В аэропорту все шутят, что это «Грин Бэй» захватил с собой свою любимую погоду. На улице шутки заканчиваются, надо ведь как-то ехать по обледеневшим дорогам. Американцы вообще не самые продвинутые водители в мире, а тут еще и совершенно незнакомые им дорожные условия.
И понятия «зимней резины» в Техасе не существует, это все равно, что требовать ставить ее, скажем, в Греции. Пятница оказалась самым сложным днем – за ночь выпало более 50 сантиметров снега. Закрылись школы, торговые центры, на хайвеях разворачивало огромные фуры, а местные водители буквально «крались на ощупь». Кстати, в истории НФЛ уже был подобный случай «неугаданной погоды»: когда Супербоул проходил в Атланте, в день игры на столицу штата Джорджия обрушился ледяной дождь. Казалось, над Далласом издеваются боги погоды…
Супербоул – это не только матч в воскресенье. Ему предшествует целая череда мероприятий, список которых с трудом умещается в 36-страничном буклете. Всевозможные пресс-конференции, церемонии награждения, так называемые пати – все это происходит по 10 раз в день, и успеть побывать везде просто невозможно. Отдельной строкой хочется упомянуть так называемый медиа дей, когда команды проводят открытые тренировки на стадионе. Тут на славу постарался все тот же Джерри Джонс: в перерыве журналистов не просто угощали бутербродами. Джонс собрал на арене всех поваров лучших далласских ресторанов, и каждый из них готовил свое коронное блюдо. На коллег, решивших перекусить по дороге на арену в «Макдоналдсе», было жалко смотреть.
Правильные звезды
Сами команды были абсолютно доступны для любой прессы, – глядя, как приветливо общается с совершенно неизвестными ему журналистами куотербек «Стилерз» Бен Ротлисбергер, уже выигрывавший Супербоул дважды (в 2008-м с зарплатой в 12,75 млн долларов в год он стал самым высокооплачиваемым игроком НФЛ), сразу же вспоминался брезгливо отворачивающийся от камер и диктофонов Андрей Аршавин. При этом у Ротлисбергера есть причины избегать прессы – история с его похождениями в Джорджии в начале 2010 года еще не закрыта. Тогда Ротлисбергер явился в один из ночных клубов, пригласил некую девушку с подругами за свой столик. Несколько коктейлей – и вот уже Бен вместе с ней оказывается в женской уборной, причем еще и оставляет за дверью своего охранника – чтобы никто не помешал. Разбирательство не было доведено до конца, скорее всего, даму удалось убедить молчать, пополнив ее банковский счет, но для НФЛ молчание не указ – и в апреле комиссар Лиги Роджер Гуделл объявил о шестиматчевой дисквалификации Ротлисбергера (без сохранения зарплаты) за нарушение «правил поведения НФЛ».
Кстати, запоминающейся получилась и пресс-конференция самого Гуделла. Прошли те времена, когда каждый второй журналист задавал однотипный вопрос: «Здравствуйте, комиссар, я из Денвера, когда Супербоул состоится у нас?». Во многом потому, что до сих пор не достигнуто согласие между лигой и профсоюзом игроков – и следующий сезон в НФЛ может не состояться. Так вот, на эту пресс-конференцию совершенно законным образом, будучи аккредитованным, явился Чад Очочинко, ресивер «Цинциннати Бенгалз», и в лоб спросил: «Комиссар, давайте без дураков, вы сейчас представляете 32 клуба, а я – более 1500 игроков, давайте, расскажите мне, удалось ли вам найти общий язык с профсоюзом». Нужно сказать, что Очочинко – еще та фигура: в истории НФЛ он входит в число 30 лучших ресиверов всех времен, а вот в рейтинге «игроков с сумасшедшинкой» – он точно в пятерке, если не в тройке.
До 2006 года его звали Чад Джонсон, и вдруг, во время общенационального празднования «Месяца испанского наследия», игрок заявил, что будет именоваться Очочинко (восемь-пять на испанском языке, таков его игровой номер). Причем слова с делом не разошлись, уже на следующую игру он вышел с новой фамилией на футболке. Куотербек «Бенгалс» Карсон Палмер немедленно оторвал новую фамилию, и под ней обнаружилась старая. НФЛ оштрафовала Чада на 5000 долларов, даже несмотря на то, что эпизод случился всего лишь на разминке. Дальше – больше. Очочинко оформил смену фамилии документально в 2008-м, а на следующий год потребовал от НФЛ, чтобы на майке это писалось в два слова «Ocho Cinko». Лига немедленно отказала, резюмировав, что фамилия будет писаться так же, как в паспорте.
В ответ футболист заявил в телеэфире, что собирается сменить фамилию на Hachi Go (восемь-пять на японском языке). Впрочем, дальше слов дело не пошло, а перед самым Супербоулом стало известно, что игрок возвращается к фамилии Джонсон. В общем, его концерт на пресс-конференции совершенно неудивителен.
Удар по репутации
Отличилась в общении с прессой и группа Black Eyed Peas, которая удостоилась чести выступить в обязательном для Супербоула Halftime Show. Женщин в шоу не было с 2004 года, когда на груди Джанет Джексон лопнул лифчик, и солистку Ферги немедленно спросили, хорошо ли она продумала свой сценический костюм. Ответ прозвучал ехидно: в воскресенье на сцене не будет Джастина Тимберлейка, значит, и лифчик рвать некому.
Джерри Джонс явно рассчитывал на аншлаг. Его «Ковбойс» уже собирали на стадионе более 105 тысяч зрителей, и для этого внутри арены возводились временные трибуны и сектора. Главной целью Джонса был рекорд стадиона «Роуз Боул», собравшего на Супербоул 1980 года 103 895 зрителей.
И у Джонса наверняка получилось бы – но вмешался случай. Одна из временных трибун не была вовремя проинспектирована полицией и пожарной охраной, и зрители туда попасть не смогли. НФЛ уже объявила, что компенсирует всем пострадавшим тройную стоимость билета и оплатит билеты, проживание и перелет на следующий Супербоул, но… Среди этих людей, не попавших на стадион, оказался болельщик, посетивший все предыдущие 44 финала. Никакие деньги не заменят ему пропуска 45-го, да и, честно говоря, непонятно, почему этот живой символ любви к американскому футболу до сих пор путешествует за свой счет, а не за счет лиги.
Судя по всему, в следующий раз Даллас получит право провести Супербоул очень нескоро – скандал с не попавшими на матч болельщиками получился очень громким и серьезно ударил по репутации лиги. К тому же на самой арене, как выяснилось, не очень хорошо готовы к 100-тысячной публике – очереди, забившие коридоры, выстроились не только к сувенирным магазинам и продавцам гамбургеров, но и даже к туалетам. Строя самый совершенный дворец спорта в мире, Джерри Джонс все-таки забыл о кое-чем «земном».
Но самый громкий «кикс», случившийся на 45-м Супербоуле, к нему непосредственного отношения не имел. НФЛ всячески стремится придать значимости своему финалу и обставляет его с большой помпой. Три давно уже неизменных составляющих – исполнение перед матчем песни America the Beautiful, национального гимна и собственно Halftime Show. Артистам за это не платят, но покрывают все их расходы. Обычно приглашаются звезды первой величины – в разные годы в Супербоуле участвовали Дайана Росс, Пол Маккартни, Принц и прочие. Так было и на этот раз – петь гимн пригласили Кристину Агилеру. И надо же было такому случиться, что она умудрилась перепутать слова. Национального гимна США! В первом куплете гимна Агилера вместо четвертой строки повторила вторую, заменив в ней одно слово.
В социальных сетях ошибка певицы спровоцировала бурное обсуждение, в основном с использованием резких выражений в адрес Агилеры. Впрочем, и тут нашлись остряки, поблагодарившие Кристину за то, что «она отвлекла нас от Египта».
Туманное будущее
Наиболее комично смотрелись в этот момент игроки и тренеры, казалось, усилием сдерживающие смех и опасающиеся попасть в эфир в таком виде. Впрочем, скоро началась игра, и стало понятно, что букмекеры не ошиблись, сделав фаворитом «Грин Бэй». У «Стилерз» в каждой линии звезды – Хайнс Уорд, Трой Поламалу, Майк Уоллес, – но «Грин Бэй» оказывается быстрее как команда. Вдобавок «Питтсбург» начинает допускать критичные для финала ошибки, сначала Ротлисбергер бросает мяч в руки сопернику, и после первой четверти на табло «0:14». Затем слово берет киккер Шон Сьюшем, запускающий мяч, как говорят в привычном нам футболе, «в направлении углового флага». «Грин Бэй» ошибок не прощает, и в итоге куотербек Аарон Роджерс поднимает над головой трофей. Этот игрок – визитная карточка понятия «правильная карьера», он три годы был дублером великого Бретта Фарва, а теперь показал, что многому у него научился. К тому же его победа, должно быть, радует не только Висконсин, на следующий день тотально не вышедший работать, а еще и остальную Америку – Роджерс, в отличие от своего визави, не замечен в скандалах, и в «Пэкерс» нет такого болтливого рта, как у Хайнса Уорда, порой стремящегося откровенно унизить соперника. Для «Питтсбурга» это поражение, скорее всего, означает начало строительства новой команды, текущая уже старовата. «Грин Бэй» поймал свою удачу, будет весьма удивительно, если он попадет в Супербоул через год.
Впрочем, будет ли он? До 14 марта НФЛ и профсоюз игроков должны договориться, как жить дальше. Пока что консенсусной конкретики не наблюдается, а значит, может резко вырасти в популярности аналогичная лига в Канаде – игроки ведь должны где-то зарабатывать. «Грин Бэю» будет достаточно просто пересечь залив, и можно стартовать в Канаде хоть полной командой.
Еще одной темой для обсуждения становится будущее Супербоула. Пример Далласа показал, что даже в южном штате не бывает гарантированной погоды, а из трех ближайших финалов два пройдут в стопроцентно холодных регионах – в Индианаполисе и Нью-Йорке. И если Lucas Oil Stadium имеет крышу и по крайней мере будет комфортным для игроков и зрителей, то в Нью-Йорке стадион открытый, а козырьков нет даже над трибунами. И, учитывая этот выбор, наверное, скоро на Роджера Гуделла найдется журналист из Грин Бэя – ну, а почему бы и не сыграть на арене Lambeau Field, которую вся страна именует исключительно Frozen Tundra (замороженная тундра)?
История 45-го Супербоула еще не закончена. «Грин Бэй Пэкерс» по традиции предстоит прием в Белом Доме у президента Обамы. Давнего фана команды «Чикаго Беарз», которую они обыграли в полуфинале. Обама перед тем матчем зачем-то сказал на пресс-конференции, что «обязательно поедет на Супербоул, если в нем будут играть “Беарз”». После игры защитник «Пэкерс» Чарльз Вудсон, на правах ветерана держа речь в раздевалке, произнес: «Если Обама не хочет смотреть на “Пэкерс”, значит, мы посмотрим на Обаму. После победы в Супербоуле».
Даллас-Москва
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №5 (16-22 февраля 2011 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.