• Господь и мяч

    Религия

    06.03.12 08:30

    Господь и мяч - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Осеняющие себя крестным знамением игроки – неизменные герои любой телетрансляции. «Спорт день за днем» исследовал давние взаимоотношения церкви и футбола.

    Во время чемпионата Европы в Австрии и Швейцарии в изящном средневековом соборе Святого Стефана в самом центре Вены проходил религиозный фестиваль под названием «Церковь и мяч – 2008 лет вместе». В разгороженном странными треугольными экранами храме раздавались песнопения, славящие Всевышнего и изобретенную людьми игру миллионов, экспонировались раритеты, объединяющие футбол и религию. Местные жители, привыкшие к чинному церковному обряду, кипели от негодования. Но большинство посетителей храма задумывались о том, что эти, казалось бы, взаимоисключающие виды человеческой деятельности не столь далеки друг от друга.

    От осуждения к одобрению

    В XVI веке церковь не раз осуждала грубую простонародную игру под названием футбол. Такое отношение понятно: когда толпа людей, сметая все на своем пути, с криками и шумом гоняет по узким улочкам надутый бычий пузырь, трудно оставаться равнодушным. Тем более король Эдуард II одним из своих указов запретил дьявольскую забаву, уносившую время от времени человеческие жизни!

    Три века спустя христианская церковь встала на защиту футбола, став организатором многих и по сей день существующих команд. Задача была благой – упорядочить времяпровождение растущего рабочего класса. Нередко обязательными условиями вступ­ления в футбольный клуб становились посещение служб и воскресной школы, а также отказ от зло­употребления алкоголем.

    В нынешнем розыгрыше английской премь­ер-ли­ги участвует сразу несколько команд, родившихся в городских церковных приходах. В их числе и «Астон Вилла». В 2005 году весь прогрессивный Бирмингем активно боролся против сноса бывшего здания методистской церкви, в котором в 1878 году и появилась на свет знаменитая «Астон Вилла». К протестам подключился даже такой известный тренер, как Бобби Робсон, заявивший, что «в нашей стране с легкостью разрушаются такие исторические памятники, как этот. Стыдно вырывать с корнем бережно хранимые традиции». Борьба завершилась успехом – здание и сегодня стоит на своем месте.

    Другой клуб из Бирмингема, не проявивший изобретательности в выборе своего названия, мужал при весьма драматичных обстоятельствах. Основателями «Бирмингем Сити» стали участники хора церкви Святой Троицы, сначала сформировавшие крикетный клуб. В 1875 году, когда увлечение футболом охватило английские города, шестеро молодых прихожан решили поддержать модное поветрие. Для того чтобы социальная база клуба была шире, они включили в наименование команды и название прилегающего к церкви городского района – Смолл Хит.

     

    Однако вскоре церковь погрузилась в пучину раздора, связанного с нарушениями в правилах бого­служения. Викарий Ричард Энрагт, немало сделавший для футбольного клуба, стал объектом нападок некоего Джона Перкинса, с большими нарушениями выбранного церковным старостой. Перкинс был членом радикально настроенной группы, внимательно следившей за тем, чтобы ни один католический обряд не просочился в лоно англиканской церкви. По его доносу Энрагт был отстранен от служб, осужден и даже отправлен в тюрьму. В числе тех, кто оказался под подозрением, оказались и футболисты.

    Но «Бирмингем Сити» выжил и уже в 1879 году встретился со своими соседями из «Астон Виллы». Первое городское дерби закончилось с довольно странным счетом 1 (1): 0, поскольку в газетах того времени было указано, что один из забитых голов был спорным.

    В конце 80-х годов XIX столетия с «Бирмингем Сити» случилось то же, что и с остальными футбольными командами – он обрел юридическое лицо в виде акционерного общества с ограниченной ответственностью. Поскольку церковь не имела права участвовать в коммерческих предприятиях, ее связи с командой постепенно ослабевали, хотя многие футболисты продолжали активно участвовать в жизни прихода. В 1950 году настоятель церкви Святой Троицы решил повторно использовать зарекомендовавшую себя тактику совмещения игр с хоровым пением. В храме заработал клуб по интересам, где играли в дартс, настольный теннис и бильярд, но его масштаб не шел ни в какое сравнение с тем, что происходило в конце XIX века.

    В 1980-м, когда «Бирмингем Сити» боролся за выход в высший дивизион, руководство клуба вспомнило о забытых корнях. По его просьбе священник повесил на дверь раздевалки хозяев крест, а также освятил бутсы игроков основного состава. В результате команда справилась с поставленной задачей.

    Поле церковной брани

    В современной Англии существует немало церковных лиг, сформированных по географическому принципу. В заявках команды могут присутствовать не только христиане, однако как минимум 50 % игроков обязаны исповедовать эту религию, а возглавлять клуб должен убежденный верующий. Коман­дам необходимо ежегодно проходить лицензирование в футбольной ассоциации графства, куда они входят в качестве полноправных членов. Им запрещено участвовать в ка­ких-ли­бо соревнованиях помимо своей лиги, за исключением Кубка Англии и кубка графства. Конечно, в церковных лигах играет немного команд – к примеру, в первенстве Саутенда их всего семь, но организация соревнований не слишком отличается от происходящего на более высоких уровнях футбольной пирамиды. В частности, протоколы матчей должны поступить в местную ассоциацию в течение 24 часов после игры и почти сразу же вывешиваются на интернет-сайте.

    Лидирующий в церковном чемпионате Херефордшира клуб «Корнерстоун Альфа и Омега» был основан в 1998 году и теперь в состоянии выставить сразу две команды в разных дивизионах. Около 25 000 его поклонников следят за успехами любимцев в Facebook, откуда можно легко перейти на полупустую страничку клуба. А вот в «Пот­тер-стрит Бэптист Черч ФК» с особым вниманием заботятся о спортивной форме своих почитателей: рядом с таблицей розыгрыша размещена кнопка, позволяющая рассчитать вес тела. Зато каждый результат команды в первенстве сопровождается кратким отчетом о происходившем на поле. Читается с интересом…

    Ватикан также не остался в стороне от охватившего христианство футбольного бума. В 2007 году начался розыгрыш так называемого Clericus Cup, в котором состязаются команды духовных семинарий. Накал страстей на полях у собора Святого Петра оказался нешуточным: мировые агентства даже обошло сообщение о том, как один из игроков – священник из Буркина-Фасо – был удален с поля за то, что бросил в судью свою футболку.

    Единство и различие

    Культ футбола и церковные обряды имеют немало общего. В этих совершенно различных по форме видах человеческой деятельности присутствует общее содержание: собственные ритуалы, чувство общности, возможность отрешиться от обыденности. Болельщики возводят своих любимцев в ранг святых – в Аргентине есть церковь, где поклоняются Диего Марадоне, собирают реликвии и, как паломники, следуют за своей командой. Среди игроков существует традиция лобызать всей командой завоеванный трофей, что чем-то напоминает экзальтированное целование мощей или икон. Круг почета с завоеванным кубком скопирован с праздничных церковных процессий. Журналист «Чикаго трибьюн» Том Хандли несколько цинично, но верно заметил в 2006 году: «Христианство с более чем двумя миллиардами верующих стоит вторым в списке мировых религий. Первое место занимает футбол».

    Крупные футбольные турниры гибко используются церковью для пополнения рядов верующих. Во время чемпионата мира в Германии 2600 протестантских приходов купили права на показ всех матчей первенства и разместили телеэкраны на территории церквей, надеясь тем самым поднять популярность религии. Католические священники, напротив, сделали упор на фан-зоны. Всего 15 % из 26 миллионов немецких католиков регулярно посещают церковь, и в надежде переломить эту негативную тенденцию священнослужители сил не жалели. Католический архиепископ северной Германии Вернер Тиссен даже издал книгу с 90 комментариями – по одному на каждую минуту матча, в которой рассматривались вопросы теологии и футбола. В комментарии, посвященном термину «офсайд», Тиссен рассуждал о непростой судьбе человека, изолированного от общества.

    Порой излишнее рвение рядовых священников не находит понимания у верховных иерархов. Епископ голландского Харлема Йозеф Пунт был вынужден отстранить от проведения служб преподобного Пауля Влара, который летом 2010 года, перед финальным матчем первенства мира с Испанией, закатил в церкви «оранжевую мессу». Священник, одетый в оранжевую рясу, истово молился за победу сборной и даже позволил одному из прихожан пробить мячом по алтарю. Верующие остались довольны происходившим, сочтя излишне строгим мнение сверху.

    Со своим уставом

    Церковь неоднократно высказывала собственное суждение о происходивших на футбольных полях событиях. К примеру, католический кардинал из Гондураса Оскар Андрес Родригес в одной из проповедей осудил слишком высокую зарплату тренера сборной страны Боры Милутиновича, составлявшую, по слухам, от 30 до 70 тысяч долларов в месяц. По его словам, астрономический доход тренера стал пощечиной для беднейших жителей страны.

    Периодически вспыхивают конфликты из-за проведения игр в религиозные праздники и воскресные дни. В частности, в Италии, оказавшись под давлением со стороны платных телеканалов, футбольная лига была вынуждена перенести время начала матчей на более ранние часы. Ватикан устами монсеньора Карло Маццы выразил недоумение столь пренебрежительным отношением к жителям страны: «Мы не можем оставить без внимания тот факт, что люди будут усаживаться перед теле­экраном в 12:30 дня, в тот час, когда они обычно обедают со своими семь­ями. Это – явное вмешательство в их личную жизнь. Семейное время – важнейший элемент жизни, и им нельзя торговать».

    Радио Ватикана время от времени посвящает передачи проблемам футбола. В 2004 году кардинал Фиоренцио Анджелини, например, осудил принципы, по которым отбираются в сборную игроки, указав на то, что пребывание в национальной команде экономически выгодно, поскольку увеличивает стоимость футболиста на трансферном рынке. Эти замечания вывели из себя тогдашнего тренера «скуадры адзурры» Марчелло Липпи, который «не представлял себе, что кардиналы станут высказываться еще и по таким вопросам». Но компетенция 88-летнего иерарха не вызывала сомнений: по словам его секретарей, после утренней мессы кардинал каждый день внимательно читал газету Corriere dello Sport.

    Впрочем, чему удивляться, если сам папа римский Иоанн Павел II не чурался футбола. Будущий понтифик в детстве нередко сам выходил на поле: в маленьком городке Вадовице под Краковом, где родился Кароль Юзеф Войтыла, соперничали друг с другом команды католиков и евреев. Войтыла охотно участвовал в матчах, при этом не гнушался выступать и за коллектив другой веры. Как рассказывал его детский приятель Ежи Клюгер, он не испытывал никакого предубеждения к евреям, и если у тех не хватало в составе игрока, то спокойно занимал место на противоположной половине поля. Единственное, что могло оторвать его от игры, было обещание родителям вовремя вернуться домой.

    Позднее Войтыла играл голкипером в одной из любительских команд Кракова, где учился в университете, но начало Второй мировой войны и увлечение театром прервали его спортивные занятия. Тем не менее футбольный клуб «Краковия» удостоился в 2005 году частной аудиенции Папы Римского, в ходе которой угасающий понтифик признал, что всегда переживал за команду родного города.

    Впрочем, Иоанн Павел II не раз удостаивал своим вниманием и другие футбольные коллективы. На официальных приемах в Ватикане побывали сборная Ирландии и мадридский «Реал» во главе с президентом Флорентино Пересом, отдельные футбольные личности. Папа был почетным членом нескольких европейских клубов с традиционно сильными католическими корнями, в том числе немецкого «Шальке 04», а также имел пожизненный членский билет «Барселоны» № 108 000, который вручили ему после мессы на переполненном стадионе «Камп Ноу».

    Сын Господа

    Англичанин Дэвид Айк, напротив, претендовал на большую, чем римский понтифик, роль – в 1991 году он провозгласил себя сыном Бога. Бывший голкипер «Ковентри» и «Херефорда», вынужденный завязать с футболом из-за прогрессирующего артрита левой ноги, через двадцать лет после завершения карьеры вновь оказался в центре внимания. На пресс-кон­фе­рен­ции в аэропорту Гэтвик Айк познакомил собравшихся журналистов со своей «командой»: духовной наставницей Мэри Шоусан – дочерью Бога и одновременно его любовницей, и женой Линдой, изменившей имя на Микаэла в честь архангела Михаила.

    Айк изрядно повеселил публику в телевизионном шоу Терри Уогана, шедшем в прямом эфире по Би-би-си, где он на правах доверенного лица Всевышнего предсказал множество природных катастроф и остался весьма доволен смешливым настроением публики. Поняв вскоре, что его слова не воспринимаются всерьез, он постарался как можно меньше бывать на английской публике, сменил имидж и организовал глобальное турне в поддержку основанной им организации «Кампания за философскую свободу». Затем Айк принялся эксплуатировать теорию всемирного заговора, объявив о том, что лидеры ведущих стран мира – королева Великобритании, президент Буш, премьер Тони Блэр и прочие – не что иное, как прикинувшиеся людьми полуметровые ящерицы, прибывшие на Землю из созвездия Дракона. Это обеспечило пророку новый виток популярности и позволило распродать тиражи написанных им книг с зубодробительными названиями наподобие «Все, что вам нужно для того, чтобы почувствовать себя свободным». В конце концов «сын Божий» почувствовал себя измотанным и в 2003 году объявил об окончании публичной карьеры.

    Полевые братья

    Естественно, Айк – особый случай, но многие футболисты истово соблюдают религиозные обряды. Мексиканская сборная в полном составе свято верит в волшебные свойства «Чу­до-ре­бен­ка», ставшего чрезвычайно популярным после чемпионата мира в Италии – 1990. Болельщики сшили для статуи святого комплект формы на­циональной сборной, а священнослужители не возражали против размещения у его ног миниатюрного футбольного мяча. Оказавшиеся в затруднительном положении болельщики обращаются с просьбами к малышу, а также возносят горячие молитвы в адрес национальной команды, выступающей довольно нестабильно.

    Бразилец Кака, выступающий ныне за мадридский «Реал», слывет едва ли не самым религиозным футболистом Европы. По его мнению, на успех могут рассчитывать лишь те люди, с кем вместе Господь. При этом он является адептом евангелической церкви, заметно уступающей в численности бразильским католикам, но стремительно увеличивающей ряды своих членов. Дурные поступки руководителей церкви, присвоивших немалое количество средств прихожан, Кака, похоже, не слишком заботят. На протяжении всей своей карьеры он подчеркивал свою любовь к Богу, а после победы в составе «Милана» в Лиге чемпионов – 2007 натянул на себя майку с гордой надписью «Я принадлежу Иисусу».

    Не меньшим религиозным рвением отличается и его соотечественник Ривалдо, отправившийся недавно в Анголу по указанию свыше. 39-летний чемпион мира – 2002 подписал годичный контракт с клубом «Кабускорп», после того как прикупил участок земли для строительства церкви. «Ныне моя жизнь целиком посвящена Господу, – признался полузащитник, – и он имеет планы в отношении меня именно в Анголе».

    Родившийся в Гане полузащитник Джордж Боатенг не обнаружил в Библии никаких запретов на подкаты в ноги соперника, пусть даже с нарушением правил. Тринидадец Марвин Эндрюс, выступавший за шотландский «Рейнджерс», отказался от операции мениска, поскольку ее не одобрял Господь. Попыток объяснить свои поступки волей Всевышнего – многие тысячи. Бог всем судья…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»