После матча «Зенит» — «Динамо» на «Петровском» ко мне подошел болельщик и поинтересовался, почему я в своей колонке, вышедшей в день игры, затеяв разговор об отечественных тренерах, не упомянул Леонида Слуцкого.
Ничего вразумительного, должен признаться, я читателю не ответил. Вышло что-то вроде игры в «веришь — не веришь». В тренера.
Ответил Слуцкий. Вразумительно, громко и четко. Сколько ни говори о слабости «Анжи», по четыре мяча дагестанцы все же пропускать не привыкли.
А в той колонке речь-то шла о том, что за 20 лет независимого и суверенного российского футбола не очень много у нас отечественных тренеров состоялось.
И о причинах этого явления.
Вот и новая гипотеза: особого спроса не было. Поначалу эффективно трудилась советская плеяда. Ее активно теснили тренеры-новаторы (Валерий Четверик, Валерий Овчинников, Игорь Гамула и другие, каждый запомнился чем-то своим, неповторимым, но как-то далеким от собственно футбола). Потом пришла вера в волшебную мощь иностранных наставников, эффективно подточенная такими специалистами, как Борис Буняк, Иво Вортман, Юрген Ребер, Ицхак Шум…
Мне кажется, мы на пороге тренерского бума. Без новой поросли просто не обойтись.
Видели московское дерби «Локомотив» — «Спартак». Есть в наших широтах такое понятие, чуждое западноевропейскому уху, — «умирать за тренера».
Бразильцы — не европейцы, но и им это прежде было не свойственно. А вот они вышли на поле если не умирать за Валерия Карпина, то биться за него не щадя (опять же по-русски) живота за своего.
Парадокс, но за обожаемого всеми «железнодорожниками» (и не только) России Юрия Семина никто из его подопечных умирать не стремился, даже Дмитрий Лоськов, получивший стараниями Палыча возможность, как говорил красавец-басмач Абдулла, «достойно встретить старость», сыграл как мог, но не через не могу. Из-под Малхаза Асатиани, которого Семин повсюду возит за собой как члена семьи (создавая команду-семью) Веллитон забил три мяча. Не клеится у Палыча.
Как и у его старого друга, извечного соперника и тоже культового российского тренера Валерия Газзаева.
Нет, они, конечно, могут еще показать себя во всей миром признанной красе.
Как и Гаджи Гаджиев, чей «Анжи» пропускает помногу от команды молодого коллеги.
Как и Анатолий Бышовец, чьи комментарии в различных СМИ болельщики читают с интересом.
Не исключаю, что и Олег Романцев, поняв, что достиг потолка в искусстве рыбной ловли, а в футболе еще не сказал своего последнего слова, триумфально вернется.
Но больше верю в рывок молодых. Им есть что доказывать. Их время на дворе. Прав был тот незнакомый болельщик на «Петровском»: зря я тогда не упомянул Слуцкого.
Исправляюсь.