Вокруг нового стадиона в Казани, на котором после огромного количества проблем все-таки начали играть в футбол, никого. Машины проносятся со стороны Чистопольской улицы, автобусная остановка пустует. До Кубка Конфедераций остается чуть больше недели. Вечер субботы, но перед огромным стадионом гуляют лишь полицейские. Мы с приятелем достали телефоны и начали фотографировать арену, призванную стать «народным достоянием». Трое парней тут же подбежали к нам. Явно не для того, чтобы дружелюбно предложить помощь…
Без людей
— Аэропорт они все-таки подлатали, — сказал один из коллег, когда мы вышли из самолета и прошли за багажом. Он был здесь почти четыре года назад на летней Универсиаде, потом приезжал на один из матчей «Рубина». По размерам воздушные ворота Казани, конечно, уступают московским и «Пулково», но выглядят достаточно уютно. Повсюду наклейки и баннеры Кубка Конфедераций. Несколько туристических вывесок соседствуют с предложениями о жилье и такси. Мы предпочли доехать до города на машине, хотя теперь популярностью пользуется аэроэкспресс. Если раньше его почти не задействовали, так как электрички ходили 2-3 раза в день, то к Кубку Конфедераций их число значительно увеличили. 26 километров до центра проходят совсем незаметно.
На главной набережной города никого. Кто-то начал шутить, что мы провалились в жуткую галлюцинацию, где есть только архитектурные шедевры и полицейские. Кремлевская набережная позиционируется как главная в городе, ведь большинство достопримечательностей Казани располагаются в шаговой доступности от нее. Логично было здесь расположить различные службы к Кубку Конфедераций. Так и получилось: сразу несколько одноэтажных построек, в частности, волонтерский, билетный центр занимают значительную площадь и выделяются на фоне непримечательных ресторанов. Есть и символ турнира — волк «Забивака», который восхищенно смотрит на реку Казанку.
Вдали показались первые люди, но они тут же свернули в другую сторону. У очередной пары полицейских мы поинтересовались, где, собственно, все. «Мы не знаем, сами не местные», — ответили они. Оказалось, их перекинули сюда из Нижнего Новгорода. В голове сложилась совершенно абсурдная картина: полицейские из другого региона охраняют порядок в городе, где нет людей!
Что ж, когда мы направились к Кремлю, живые существа все-таки стали появляться. Их полное отсутствие на набережной мы списали на «дачный сезон» и плохую погоду.
Фотографировать нельзя — закон!
Таксисты уверены, что новый стадион в Казани сверху похож на водяную лилию. Возможности проверить не было никакой. Разве что фотографии. Вечером следующего дня мы решили съездить и убедиться в том, так ли хорошая эта чудная лилия. Едва сели в такси, водитель сразу предупредил: «Ребята, сейчас много иногородних "ментов", поэтому пристегнитесь все. С ними невозможно разговаривать». Не вопрос. Прошло 15 минут, и мы уже подъезжали к арене: выехали на Чистопольскую улицу на которой и расположен объект. «Когда турнир начнется, все движение здесь перекроют. За два километра придется останавливаться», — жаловался водитель. И действительно, как позже выяснилось, администрация города приняла такое решение. Учитывая, что ближайшее метро находится в 15-20 минутах ходьбы, то не только жители Петербурга могут жаловаться на неудобное территориальное расположение стадиона. В Казани не лучше.
Но самое интересное произошло уже после того, как мы ненадолго засмотрелись на медиафасад. Если в Питере стадион светится, то в Казани на нем можно смотреть картинку. Естественно, захотелось это запечатлеть.
— Молодые люди, у нас фотографировать нельзя, — отчеканил сержант.
— Почему это?
— (Легкое замешательство.) Такой закон, вот приедете на Кубок конфедераций, тогда и фотографируйте.
Смотрел на него с ухмылкой, что явно вызывало злость. «Удалите, пожалуйста, иначе возникнут проблемы», — сказал он, а двое его коллег одобрительно закивали.
Проблемы в Казани были точно не нужны, поэтому пару последних кадров я стер. Проверять они ничего не стали, пожелал им всего наилучшего и пошел в сторону дороги. Несколько фотографий, тем не менее, удалось сохранить, надеюсь, закон этим не нарушил.
Как объяснил позже один из коллег, в Сочи у него возникли похожие проблемы. Стадион «Фишт» назвали «режимным объектом» и попросили убрать телефон.
Теперь становится немного понятнее, почему вокруг арены в преддверии Кубка конфедераций нет людей и гуляют одни полицейские. Как нет и доступа в фанатский магазин, причем не только на новом, но и старом стадионе, где в воскресенье вечером вообще собралось на построение две сотни полицейских.
Подобное поведение может вызвать только неприятную панику. Коллеги, ездившие во Францию на чемпионат Европы, рассказывали, что присутствие полицейских там не провоцировало никакие проблемы. Они вели себя максимально незаметно, не создавая никому не нужного напряжения.
В Казани же, кажется, не только не научились этого делать, но и предпочитают бравировать своими силовыми структурами. А это не пойдет на пользу никому.
Казань — Санкт-Петербург
Использованы фото: РИА «Новости», фото автора