«Спорт» продолжает обсуждать проблему футбольных полей в России. Сегодня свою точку зрения высказывает вратарь петербургского «Зенита» Юрий Жевнов.
Болельщики скоро вообще не пойдут на стадион
— Конечно, сейчас это большая проблема, — говорит Жевнов, — плохие газоны не дают возможности показывать хороший футбол. Поля в Европе и в России — две огромные разницы. Мы это почувствовали в играх с «Бенфикой».
— Почему же на плохом поле «Петровского» «Зенит» выиграл, а на идеальном газоне «да Луж» проиграл?
— Команды, которые каждый день тренируются и играют на идеальных полях, заведомо получают преимущество. Им гораздо легче добиваться результата, чем нам. Мы же по-прежнему вынуждены играть на плохих газонах. От этого зависят и скорость передвижения мяча, и быстрота принятия решений. Все это в комплексе и дает негативный результат.
— Лично вы приняли участие в домашних матчах с «Бенфикой» и «Динамо». Что чувствует футболист, вынужденный передвигаться по такому газону?
— К сожалению, сейчас такие поля не только на «Петровском». Даже в Химках, где ранней весной всегда было хорошее покрытие, настоящая беда. Не поле, а болото. Играть в таких условиях, конечно, неприятно. Приходится больше думать, как принять мяч, нежели о том, кому отдать передачу или как сыграть более эффективно. Конечно, это затормаживает игру.
— Плохие поля тоже бывают разными, не так ли?
— Да. Если идет снег, поле становится болотистым. А в нашей игре с «Рубином» газон был ровным и твердым, потому что его «закатали» перед игрой. В итоге мяч ходил не так быстро, как хотелось бы. Может быть, имело смысл смочить газон, чтобы увеличить скорость движения мяча. Вообще, когда нет травы, играть тяжело. Но, кстати, неудобство испытывают не только футболисты. У тех же зрителей возникают проблемы, потому что плохие поля влияют на качество футбола.
— Какой же выход из этой ситуации?
— Наверное, надо больше денег вкладывать в инфраструктуру, что-то постоянно придумывать. Уверен, к этому вопросу необходимо отнестись очень серьезно, уделить ему гораздо больше внимания, чем уделялось раньше.
— О здоровье футболистов надо заботиться не в последнюю очередь, потому что на таких полях возрастает риск получения травм!
— Не только повышается травматизм. Страдает зрелищность. Болельщики скоро вообще не захотят ходить на такой футбол. Да и по телевизору игра плохо смотрится. Тут все взаимосвязано. Какие поля — такие футбол и его восприятие. Сейчас много говорят о необходимости вкладывать средства в детские школы. Но, мне кажется, такие же большие деньги надо тратить и на поля. И не ждать милости от погоды.
— Официальные лица утверждают, что с природой не поспоришь и запоздалая весна этого года — просто несчастный случай. Весомый контраргумент?
— Повторюсь, ссылаться на погоду не имеет смысла. Зачем ждать ранней и сухой весны, когда можно самим предпринимать какие-то конкретные действия? Подчеркну, мне сложно вникнуть в суть вопроса. Я высказываю только свою, может быть, поверхностную точку зрения.
Позвоните Слуцкому, поинтересуйтесь
— Может быть, имеет смысл вернуть футбол в манежи, как это было в чемпионате Советского Союза? Один из приверженцев этой идеи Владислав Радимов уверяет, что от такого решения выиграют все: футболисты, болельщики, телезрители.
— К сожалению, у нас нет такого количества манежей, способных вместить всех желающих. Москва, Петербург. Все?
— Так развивайте инфраструктуру в регионах!
— Разумеется! Все взаимосвязано.
— Может быть, надо прислушаться к мнению Сергея Фурсенко, который планирует обязать все клубы премьер-лиги иметь небольшие стадионы с искусственными газонами? Ведь посмотрите — качественный футбол мы сейчас видим только в Лужниках.
— К искусственным газонам тоже можно относиться по-разному, но на данный момент, конечно, это выход из положения. Другой вопрос, что лично мне сами «Лужники» не нравятся: большая чаша, трибуны далеко от поля. Знаю, что на базе ЦСКА недавно постелили газон нового поколения — в него добавлена кокосовая стружка. Общался с некоторыми ребятами, которые утверждают, что на нем очень приятно тренироваться. Я думаю, это поле по качеству лучше, чем в Лужниках. Позвоните Слуцкому, поинтересуйтесь.
— В Белоруссии сталкиваются с подобными сложностями?
— Конечно. Недавно там прошел первый тур, поля тоже невысокого качества. Но надо понимать, что в Белоруссии не такая финансовая ситуация, как в России. И проблему полей решить гораздо сложнее. Если здесь никто не может ничего сделать, то что же говорить о Белоруссии?
Сейчас все матчи важны
— «Зенит» сыграет со «Спартаком» как раз в Лужниках. Согласны ли вы с тем, что это лучше, чем месить грязь на естественных газонах?
— На данный момент — да, хотя, повторюсь, многим футболистам не нравится синтетика. Но уверен, что в субботу футбол будет более качественным, чем, скажем, он был в матчах «Динамо» — «Спартак» или «Зенит» — «Рубин». Возрастут скорости, повысится зрелищность.
— Можно ли утверждать, что борьба в чемпионате идет только за второе место?
— Нет. Впереди еще много туров. Соперники, несмотря на отрыв, не дремлют, ждут нашей осечки. Так что борьба за чемпионство не завершена.
— В связи с этим матч со «Спартаком» приобретает для «Зенита» чрезвычайно важное значение, не так ли?
— Важен не только матч со «Спартаком», но и следующий, с «Локомотивом». В этой части чемпионата все игры важны.