Мой вояж в Киев подходил к завершению. И все-таки не простил бы себе, если бы не пообщался с экс капитаном «Зенита», обладателем Кубка России — 1999 Юрием Вернидубом. Звонил уже из аэропорта Борисполь и застал коуча луганской «Зари» на тренировке. — Алексей, буквально пять минут. Раздам задания футболистам и сразу же вам перезвоню, — услышал бодрый голос Вернидуба и немножечко обалдел! Не ожидал, что тренер команды украинской премьер-лиги готов во время тренировки общаться с журналистом из Питера! Но Юрий таким был всегда, поймать звездную болезнь ему не грозит.
В ожидании звонка нахлынули воспоминания. Май 1999-го. Капитан «Зенита» поднимает над головой Кубок России. Первый трофей в новейшей истории. Это была настоящая команда, без налета звездности и огромных капиталовложений. Настоящие МУЖИКИ, подарившие Питеру праздник!
Сегодня 49-летний Вернидуб один из самых перспективных тренеров Украины. «Заря» — исключительно тренерская команда, без всяких оговорок. Футболисты прогрессировали шаг за шагом вместе с главным тренером. Четвертое место в УПЛ — высшее достижение луганчан в украинский период. Последнее время Вернидуб фигурировал в списке потенциальных кандидатов на пост главного тренера сборной Украины. Ведь контракт Михаила Фоменко заканчивается в ноябре, после стыковых матчей со Словенией. Не это ли высшая оценка тренерского труда?!
Притом работать Юрию Николаевичу приходится в условиях постоянного форс-мажора. Из-за боевых действий в Луганске полтора года назад команда вынуждена была перебраться в Запорожье, клубок финансовых проблем распутать все труднее, плюс арендованные игроки, которых в любой момент может забрать донецкий «Шахтер». Как удается мотивировать команду? С этого вопроса и началась наша беседа с Юрием Вернидубом.
Трижды переподписывал контракт
— Вы возглавили «Зарю» в ноябре 2011-го. Четыре года для тренера украинской или российской премьер-лиги — огромный срок, тем более в таких непростых условиях...
— Наверное, руководство мне доверяет? Уже трижды переподписывал контракт. У нас пошел хороший подбор игроков, селекция неплохая. Коллектив основательный. Хотя проблем очень много. Терпим, работаем. И результат показываем неплохой.
— При всех проблемах «Заря» уже в этом сезоне готова бороться за медали УПЛ?
— В прошлом сезоне задача была оказаться в пятерке, мы заняли четвертое место. Амбиции есть не только у меня, но и у всей команды. Конечно, «Динамо» и «Шахтер» на Украине стоят особняком, но бороться с «Днепром» за бронзу нашей команде по силам. Все в наших руках. В очных встречах «Днепр» мы регулярно обыгрываем! (Пять последних встреч кряду, а беспроигрышная серия луганчан с «Днепром» составляет семь игр. — «Спорт День за Днем».) Можно и в этой ситуации выжимать максимум. Главное — дожить до конца этого года. Посмотрим, что будет после зимнего межсезонья. У нас очень много арендованных игроков.
— Много — это сколько?
— Семь человек. В том числе форвард Филипп Будковский, полузащитники Андрей Малиновский и Александр Караваев, вратарь Никита Шевченко. Это лидеры команды. Но поверьте, никаких сложностей в работе с ними нет. Все прекрасно понимают, что именно в «Заре» ребята заявили о себе, стали вызываться в национальную сборную. Очень надеюсь, что «Шахтер» даст нам возможность доиграть чемпионат этим составом. Если же нет, будем решать кадровые вопросы по мере их поступления.
— На последний сбор национальной команды вызывалось сразу шесть (!) игроков «Зари», практически все они остались без игровой практики. Как это отражается на команде?
— Это моя головная боль. Люди работают в другом тренировочном режиме. Ребята возвращаются растренированными, потом неделю приходится набирать кондиции, приводить команду в порядок.
— Вы пытались анализировать ситуацию, почему так получается? Как мне кажется, ваши игроки явно не слабее конкурентов на конкретных позициях.
— Конечно, анализировали ситуацию, но не хотелось бы это обсуждать публично. У каждого тренера есть свое видение, поэтому он поступает по-своему. Мне как тренеру клуба это обидно. И сами игроки понимают, что ничем не уступают тем футболистам, которые выходят постоянно в составе. Значит, где-то не хватает доверия, и мне приходится их учить, чтобы игроки понимали это и работали еще больше. Будут работать — обязательно будут играть в сборной.
— А какое у вас общение с главным тренером сборной Михаилом Фоменко? Помните, в советские времена собирали тренерский совет...
— Если откровенно, у нас общения с главным тренером мало, практически нет. Я не знаю, с чем это связано и почему так происходит.
Как нам тягаться с «Легией», у которой бюджет 35 миллионов?
— Если говорить о вашей команде, все понимают, как сложно работать в современных реалиях, — играете вдали от дома. Главный тренер «Шахтера» Мирча Луческу, оказавшийся в похожей ситуации, жалуется на количество полетов, переездов. А как с этим обстоят дела у «Зари»?
— Жаловаться не приходится. Я понимаю Мистера, у него все-таки совсем другая команда по уровню, совсем другие задачи. Поэтому он пытается защитить своих ребят после неудачных игр. Как тренер он поступает правильно. Мы же понимаем, что в этом плане жаловаться не на кого, поэтому работаем как можем. Никуда не деться от того, что происходит. Остается только надеяться, что когда-нибудь все это закончится. Наступит мир, мы вернемся к себе на родину, и тогда все наладится. А пока что есть, то есть. Стараемся на это внимание не обращать.
— А с точки зрения инфраструктуры в Запорожье вас все устраивает?
— У нас отличное поле, играем на бывшем стадионе «Торпедо». Если помните, команда с таким названием играла в украинской высшей лиге. Поэтому условия для нормальной работы у нас есть. Плюс нам пошли навстречу, и теперь у клуба появилось помещение, где могут располагаться его сотрудники. Базы, естественно, нет, а так все самое важное и необходимое присутствует. Конечно, нет такого качества, как хотелось бы, но что поделаешь.
— Кстати, а почему перебрались в Запорожье? В предыдущих интервью вы рассказывали, что у вас там дом. Эти два обстоятельства не связаны между собой?
— Нет, конечно, нет (смеется). Во-первых, Запорожье не так далеко от Луганска и Донецка. Такое расположение нас устраивает, на большинство матчей ездить далеко не приходится, за исключением трех клубов — представителей Западной Украины. Плюс, повторюсь, здесь есть какая-то инфраструктура. Были другие варианты, где условия даже не подлежат обсуждению.
— На выездные встречи ездите на автобусе?
— На выезды, когда приходится преодолевать свыше 400 километров, летаем. Все, что ближе, — автобусом.
— Есть какая-то поддержка болельщиков? Может быть, со стороны местных или переселенцев из Луганской области?
— Знаете, есть. В особенности из-за выступления «Зари» в Европе в прошлом и в этом году. Также в этом году появилось очень много новых болельщиков. Команда у нас молодая, почти полностью состоит из украинцев, за исключением серба Любеновича, грузина Липартия и хорвата Сантини, поэтому поддержка есть.
— Объясните, чего не хватило «Заре» в матчах раунда плей-офф Лиги Европы с «Фейеноордом» в 2014-м и с «Легией» в этом году, чтобы пробиться в групповой турнир?
— Наши возможности и возможности наших соперников просто несравнимы. «Легия» — один из богатейших клубов Польши. 35 миллионов евро — бюджет. Сейчас они пригласили Станислава Черчесова. А я даже не знаю, какой бюджет у «Зари»! Так что сложно бороться в Европе. Плюс где-то не повезло, главное — сделать выводы и при следующей возможности показать другой результат.
— Ваш сын Виталий первые футбольные шаги делал в СДЮШОР «Смена», в прошлом году дебютировал в сборной Украины, но летом неожиданно перешел из «Зари» в азербайджанскую «Габалу». В чем логика?
— Это не то чтобы неожиданно… Я ведь недаром заостряю внимание на финансовых проблемах «Зари», а у Виталика все-таки уже и возраст, семья. В 28 лет появилось хорошее предложение, руководство и тренер выказывали свою заинтересованность в нем. Тренер Роман Григорчук долгое время проработал на Украине (в запорожском «Металлурге» и одесском «Черноморце». — «Спорт День за Днем») — это тоже плюс. К тому же перед «Габалой» поставлена конкретная задача на сезон — бороться за чемпионство с «Карабахом». Но, конечно, стабильность в финансовом вопросе тоже сыграла свою роль при принятии решения.
— Виталий мог перейти в один из российских клубов?
— Да, было серьезное предложение из России, я ему об этом сказал. Однако если бы он перешел в российских клуб, то и по отношению к нему был бы некий негатив, и в мою сторону тоже. Сын принял правильное решение, и я его в этом поддержал.
Максимюк привез фотографии из Питера. Меня тоже приглашали…
— Прошло почти пятнадцать лет с момента, как вы уехали из Петербурга. Удается следить за «Зенитом»?
— Разумеется, за российским чемпионатом слежу. Российская премьер-лига мне импонирует. «Зенит» мне нравится, особенно выступлениями в Лиге чемпионов в этом сезоне. Парадоксальная ситуация: в чемпионате России много провальных игр, а в Лиге чемпионов команда идет без потерь.
— Главный тренер команды Андре Виллаш-Боаш заявил об уходе из «Зенита» по окончании сезона. Как вам кажется, насколько такое заявление негативно влияет на команду?
— Я думаю, что на все сто процентов влияет! Может быть, не в каждом моменте, но где-то футболист определенно слабинку даст, понимая, что скоро придет новый тренер. Поэтому, возможно, у «Зенита» получается такое слабое выступление в чемпионате.
— А что дал, по вашему мнению, современному «Зениту» Виллаш-Боаш? В команде сейчас не осталось ни одного местного воспитанника, и это нонсенс!
— Первое, что скажу: в «Зените» стало много легионеров, причем все они очень сильные футболисты. Это плюс! Однако из «Смены»…
— …Теперь это «Газпром-Академия»…
— …Никто в команде не закрепился за последние годы, и это большой минус. Я не знаю, с чем это связано. И не понимаю, для чего тогда нужна академия?! На Украине, у киевского «Динамо» и «Шахтера», например, всегда играют свои воспитанники, несмотря на сильных легионеров. И ведь «Шахтер» на протяжении последних одиннадцати лет возглавляет тренер-легионер, Луческу. На Украине думают о подготовке резерва.
— Помимо результатов и тренировочного процесса существует ментальность. У Виллаш-Боаша большие проблемы с коммуникацией, практически со всеми в Петербурге. Можете представить, чтобы во времена Анатолия Бышовца или Анатолия Давыдова главный тренер «Зенита» на пресс-конференции категорично лишал журналистов возможности задавать вопросы? Под стать тренеру ведут себя и футболисты «Зенита»…
— Могу сказать, что это не европейский подход. Мы взяли курс на Европу и, наоборот, учим футболистов быть открытыми, разговаривать с прессой, это нужно для развития. У Виллаш-Боаша получается совсем по-другому. Могу отметить одну закономерность: что у вас, что здесь, на Украине, при поражениях тренеры стремятся обвинить судейство или что-то другое. Я понимаю, что нужно защитить себя и футболистов, но, на мой взгляд, это неправильно. Надо уметь держать удар и быть сильным в такой ситуации. Все ошибаются в обе стороны, но искать причины неудач только в этом не стоит.
— С 2002 года в «Зените», по сути, не было своего тренера, если не считать короткий период работы того же Давыдова осенью 2009-го. Как вы думаете, следующий тренер «Зенита» будет снова из Европы с приставкой «топ» или наконец-то появится свой специалист?
— Клуб приглашает европейского тренера, потому что существует большой выбор среди специалистов высокого уровня.
— По финансовым прежде всего возможностям. Но в «Зените» работает, например, Сергей Семак, во второй команде Владислав Радимов. Может, пора доверять своим?
— Согласен, можно было бы и дать поработать своим специалистам, в том числе и Семаку. Тогда появилась бы большая отдача. Потому что те люди, которые играли в «Зените» долгое время, плюс имея российское гражданство, будут более ответственно подходить к работе. И финансовый момент не станет для них первостепенным. На мой взгляд, большее доверие нужно оказывать своим тренерам.
— В мае 2014 года на «Петровском» отмечали 15 лет победы в Кубке России. Обидно, что не приехал капитан. Вы получали приглашение на этот праздник от клуба?
— Да, у меня было приглашение, но в тот день не смог приехать («Заря» в матче чемпионата Украины играла с «Шахтером». — «Спорт День за Днем»). В Петербург с Украины приезжал Рома Максимюк, мы с ним позже встречались. Он рассказывал, что видел многих ребят, фотографии показал. Здорово, что пригласили вдову Гены Поповича, вечная ему память. Я рад, что в Питере помнят те времена, наверное, лучшие в моей игровой карьере. На следующую круглую дату надо будет обязательно выбраться!
Киев — Петербург