Говорим Кобелев, подразумеваем — Угаров. Бывшие партнеру по «Зениту» вместе работали и в «Крыльях», и в «Динамо». Возвращение Кобелева в родной клуб, казалось, автоматически означает воссоединение тандема. Но Угаров эти предположения развеял моментально.
Лучше тренировать в Эстонии, чем в нашем втором дивизионе
— Я уже полтора месяца главный тренер «Калева» из Силламяэ, — пояснил Денис первым делом. — К тому же Андрей Николаевич свой штаб сформировал, обьявил, кто ему будет помогать. (В штаб Кобелева вошли Роман Березовский, Николай Гонтарь и Александр Смирнов. — «Спорт День за Днем».)
— Как вы, кстати, в Эстонии оказались?
— Владимир Александрович Казаченок сказал, что есть возможность попробовать себя главным тренером, предложил возглавить «Калев». На данный момент я действительно увлечен этой работой, перед командой стоят интересные задачи.
— Это какие?
— Попасть в тройку призеров. Что позволит попасть в Лигу Европы. В этот раз мы в первом отборочном раунде уступили хорватскому «Хайдуку». (1:1д, 2:6г — «Спорт День за Днем».) Попасть в групповой турнир, конечно, сложно, для этого надо пройти четыре отборочных раунда, но все же ориентир интересный.
— За полтора месяца успели разобраться что к чему в эстонском футболе?
— Да, ситуацией владею хорошо. Уровень команд однозначно выше, чем во втором дивизионе чемпионата России. Но до ФНЛ, пожалуй, недотягивает. Примерно посередине.
Зарплаты в эстонских клубах — примерно на уровне лидеров нашего второго дивизиона.
— Сколько зарабатывают футболисты в чемпионате Эстонии?
— Здесь все-таки Еврозона, поэтому сравнивать с Россией некорректно. Если говорить о суммах, они приблизительно на уровне лидеров нашего второго дивизиона, которые ставят задачу повышения в классе. Ну, или как у середняков ФНЛ.
— Чем работа тренером в Эстонии удобнее, чем в России?
— Главное преимущество — маленькие расстояния. Самый дальний выезд у нас — 200 км до Таллина. Все остальные соперники — гораздо ближе. Даже по меркам нашего второго дивизиона это немного, а уж на фоне ФНЛ вообще смешные расстояния. Там ведь после вояжа, например, во Владивосток только два дня надо в себя приходить, о системной работе речи вообще не идет. А здесь можно смело планировать недельный цикл подготовки — ничто не мешает его реализовать.
— В чем особенности местных футболистов?
— Они такие же, как и у российских — проблемы в подготовке, что уходит корнями в детско-юношеский футбол. Как у нас в профессиональные команды приходят недостаточно обученные ребята, так и в Эстонии. В первую очередь это касается техники.
— Входит ли в вашу задачу заигрывать как можно больше местных воспитанников и выводить их на более высокий уровень?
— Главная задача все-таки турнирная. О быстром прогрессе молодых местных воспитанников говорить сложно. Дело не только в их подготовке, но и в ограниченном выборе. В 10-тысячном Силламяэ всего одна футбольная школа. Кстати, лимит в чемпионате Эстонии допускает лишь 5 иностранцев в заявке, правда, без ограничения их одновременного нахождения на поле. Считаю, это минус. Все-таки, учитывая уровень местных футболистов, более серьезная конкуренция за место в составе им однозначно пошла бы на пользу. Да и уровень команд бы подняла.
— Насколько популярен футбол в Эстонии?
— Хотелось бы лучшей популярности. Наши матчи посещают всего 100-200 зрителей.
Правильный ход Кобелева
— Вернемся к российскому футболу. Удивились ходу с назначением вашего коллеги Андрея Кобелева спортивным директором «Динамо»? Это ведь изначально воспринималось как примитивная комбинация по замене Черчесова на Кобелева. Который, получается, пришел на «живое» место.
— Не согласен. Во-первых, у Черчесова был действующий контракт. И почему с ним решили расстаться, неизвестно. В любом случае этот вопрос был точно не в компетенции Андрея Николаевича. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что он коллегу «подсидел». Важно и то, что Кобелев — динамовский воспитанник. Добился там успехов и как игрок, и как тренер.
— Первым кадровым решением нового-старого тренера «Динамо» стало возвращение из молодежного состава Игоря Денисова. Не пошел ли Кобелев на риск, учитывая обстоятельства апрельского изгнания игрока из команды?
— На этот вопрос только время ответит. А сейчас решение главного тренера абсолютно логично. Он ведь не в курсе, в чем заключался конфликт Черчесова с Денисовым. Да сейчас это и неважно. Это уже прошлое. Пришел новый тренер, он дает шанс каждому. Тем более, Игорь ведь не абы кто, а опытнейший, сильный футболист, давно выступает за сборную. А у «Динамо» как раз позиция центрального полузащитника ослабла: ушел Артур Юсупов, до этого — Кристиан Нобоа. В центре приходилось играть Юрию Жиркову.
— Три с половиной месяца отсутствия в первой команде сильно скажутся на игре Денисова?
— На физических кондициях, думаю, вообще не скажутся. Игорь ведь все это время тренировался, играл в матчах молодежного первенства. Возможно, и дополнительно с тренером по физподготовке занимался. А вот на игровой форме Денисова длительное отлучение от основного состава скажется однозначно. Все-таки молодые партнеры и соперники — это совсем не то сопротивление, что в премьер-лиге. От этого он слегка отвык и на восстановление нужной формы потребуется время. Наверняка они с тренером поговорили об этом. Уверен, если игра Денисова не устроит Кобелева, тренер об этом игроку скажет и примет меры.
«Динамо» и в таком составе — претендент на медали
— В этой ситуации начинать чемпионат на «Петровском» — дополнительная сложность для Денисова?
— Во-первых, я сомневаюсь, что он выйдет на поле. Все-таки не играл за основной состав с конца марта, тренируется в общей группе всего несколько дней. Но даже если Денисов и сыграет, не вижу повода, чтобы трибуны устраивали ему обструкцию. На каком основании?
Не надо вешать на Денисова ярлык рвача и агрессивно его принимать.
— Не все встретили с пониманием некоторые обстоятельства его зенитовской карьеры и уход из команды…
— … и решили, что Денисов покинул Санкт-Петербург только из-за денег, да? Считаю, это ерунда! У Игоря были трения со Спаллетти, истоки его ухода надо искать именно в этом. К тому же главных причин люди все равно не знают, поэтому я призываю болельщиков к спокойствию и корректному поведению. Не надо на Денисова вешать ярлык рвача и агрессивно его принимать.
— Станислав Черчесов намекнул, что одним из разногласий с руководством стал новый курс клуба, направленный на сокращение расходов и отказ от дорогих новичков. Теперь добиваться высоких результатов будет сложнее?
— Сложно было, когда Андрей Кобелев работал в «Динамо», например, в 2008 году. Больших денег не было, опытных мастеров не покупали — наоборот, их приходилось продавать. В составе хватало молодежи. Несмотря на это, Кобелев привел команду к бронзовым медалям. Последним, кстати, медалям, на сегодняшний день. А в этом составе «Динамо» способно бороться, если и не за первое место, то за попадание в тройку точно.
— Но ведь пока футболисты команду только покидают: Березовский, Юсупов, Кураньи, Смолов. Возможно, скоро уйдет и Джуджак. А взамен пока только молодые футболисты.
— Ну и что? Остались же Самба, вернулись Денисов и Козлов, есть Жирков, Вальбуэна и Кокорин. Даже в этом виде состав у «Динамо» сереьзный.
— В матче «Зенит» — «Динамо» фаворита видите?
— Нет. Обе команды сильные, расклад сил примерно равный. Да и вообще в начале сезона говорить о фаворитах не имеет смысла.
Загадка Виллаш-Боаша
— Что в игре «Зенита» увидели нового в матче за Суперкубок?
— Матч с «Локомотивом» был первым в сезоне, делать выводы преждевременно. Виллаш-Боаш и сам сказал, что «Зенит» готов пока лишь на 75 процентов. Будем ждать, что изменится после обретения оптимальных кондиций.
— В прошлом сезоне вы говорили, что узнаваемой коцепции игры Виллаш-Боаш не привнес.
— По матчу за Суперкубок никаких предпосылок к изменениям не заметил. Если при Адвокате и Спаллети было понятно, как и за счет чего играет команда, то в чем заключается футбол по Виллаш-Боашу — загадка. Вот, например, команды Бердыева чаще всего действуют от обороны, с быстрым переходом в контратаку, часто используют вертикальные передачи. Узнаваемый стиль. Замыслы Леонида Слуцкого тоже понятны: он играет с двумя опорными полузащитниками, задача которых — обеспечить мобильность и вариативность при развитии атаки. А вот генеральной линии в игре «Зенита» я не понимаю. Каждый раз можно увидеть одно и то же — Халк берет мяч и тащит его. С разной степенью успешности. Может, это и есть игровая концепция Виллаш-Боаша.