(Фото: РИА «Новости»)
Несмотря на жесткий график, главный тренер дебютанта премьер-лиги нашел время для обстоятельного разговора. А обсудить с Игорем Владимировичем Колывановым хотелось многое: предстоящий поединок с лидером чемпионата, встречу с бывшим партнером по «Динамо» и сборной России Игорем Симутенковым, игры Кубка УЕФА 1999 года «Зенит» — «Болонья», печально знаменитого чешского арбитра Вацлава Крондла и многое другое.
В премьер-лиге другой футбол, нежели в ФНЛ
— В матче третьего тура «Уфа» уступила «Динамо» со счетом 0:2. Поражение всегда неприятно, но, на мой взгляд, вашей команде не должно быть стыдно за эту игру, верно?
— Конечно, проигрывать никому не нравится, но разница в классе у «Динамо» и «Уфы» все-таки существует — в первую очередь потому, что составе бело-голубых играют футболисты, имеющие опыт выступления в европейских чемпионатах и в сборной России. У нас неплохая команда, но пока нам очень сложно противостоять грандам российского футбола — что ни говори, а по уровню мастерства и потенциала клубы первой семерки нас превосходят. Да не только нас, но и других выходцев из ФНЛ.
— И тем не менее если бы не «стандарты» в исполнении Вальбуэна, после которых отличились Самба и Кураньи, результат мог бы оказаться иным.
— Мы выложились больше, чем на сто процентов, однако, повторюсь, у «Динамо» очень приличная команда, которая наверняка поборется за первое место. Да, мы старались, но в премьер-лиге соперник сразу использует предоставленный шанс, тогда как в первом дивизионе три-четыре раза могут простить. Так что если ты свои моменты не реализовал, моментально получаешь мяч в собственные ворота. Расслабляться нельзя ни на секунду!
— Уровни ФНЛ и премьер-лиги несопоставимы?
— Абсолютно! Другое мышление, скорости, другой футбол. Футболисты совсем иного качества — это сильно заметно. Любой команде из ФНЛ очень сложно бороться с соперниками из премьер-лиги.
— Уровень «Томи», превзойденной вами в стыковых матчах, можно сравнить, скажем, с «Амкаром», который «Уфа» обыграла во втором туре?
— На самом деле «Томь» — очень приличная команда. Возможно, они нас недооценили — год назад в Уфе они обыграли нас со счетом 2:0. К тому же «Томь» усилилась, а мы практически остались на прежнем уровне. Тенденция прошлых лет такова: третий-четвертый клуб ФНЛ без борьбы с крупным счетом уступал четырнадцатой-тринадцатой команде премьер-лиги. Вот и «Томь» могла обжечься на этом. Мы же играли с таким боевым духом, что я просто не мог налюбоваться на своих ребят! Да и в матчах с «Амкаром» и «Динамо» было видно — у команды есть характер. Футболисты бьются, стараются. Да, немного не хватает класса, мастерства, но это поправимо.
— Как вам уровень судейства в премьер-лиге? Есть ли здесь свои Крондлы?
— Я понимаю, о чем вы говорите! (Смеется). На данный момент к судейству у меня никаких вопросов нет: рефери тоже живые люди, имеющие право на ошибку. В целом судейство на высоком уровне, да и не рекомендуется нам, тренерам, обсуждать действия арбитров (улыбается). Ну а Крондл.... Да, было дело, когда он не поставил четыре пенальти и «сплавил» сборную России, но это дела давно минувших дней. Сейчас, надеюсь, с «Уфой» ничего подобного не произойдет.
— Что бы вы сейчас сказали господину Крондлу, если бы встретились в глухом уфимском переулке?
— Ну что я могу сказать? Только то, что он клоун!
Если сидеть в обороне, все равно жди беды
— Вам еще и не везет — из-за травм из состава выпадают ведущие защитники. Головная боль?
— Да. Тумасян точно не полетит в Санкт-Петербург, а по Форбсу пока ничего сказать не могу — у него ушиб передней части бедра, уже на месте посмотрим, как он будет себя чувствовать. Вообще ситуация действительно непростая: Азамат Засеев получил травму пальца, Сухов, сломавший руку месяц назад, по-прежнему играет с повязкой. Словом, проблем хватает. Но что поделать — станем корректировать, искать оптимальный состав.
— Как же противостоять «Зениту»? Против лома нет приема или все-таки что-то придумаете?
— «Зенит» — одна из сильнейших команд нашего чемпионата, в составе которой выступают выдающиеся футболисты. Там есть игроки, способные обыграть соперника на пятачке, забросить за спину, с лета пробить и попасть в «девятку». Да, играть с таким соперником сложно. Но можно и нужно. Если сидеть в обороне, все равно рано или поздно произойдет что-то плохое. Так что мы будем играть в футбол! У нас тоже есть добротные футболисты, которые со временем могут стать игроками высокого класса. Всем ребятам хочется показать себя на таком уровне, закрепиться в премьер-лиге, возможно, через год или два перейти в другую команду. Так что и мои футболисты хотят дать бой! Я сам реалистично смотрю на вещи, но, повторюсь, мы выйдем и сыграем, коленки уж точно трястись не будут. Еще один важный момент: нам на фоне «Зенита» необходимо готовиться к другим матчам. Календарь у нас непростой: «Спартак», «Краснодар», «Кубань». Но через матч с «Зенитом» мы пойдем дальше, постараемся расти, будем набираться опыта.
— Стало быть, коленопреклонения от вас «Зенит» не дождется, верно?
— Мы с огромным уважением относимся к «Зениту», но играть будем без боязни. По-другому никак нельзя. На самом деле — чего бояться-то? Это же футбол!
— Матч на «Петровском» состоится без зрителей. Ваше отношение к пустым трибунам?
— Я против. Футбол без зрителей — это не футбол. Должен быть ажиотаж, драйв, нерв игры. А так — тренировка без эмоций. Мне не по душе.
Импонирует Шатов
— Что скажете при встрече своему бывшему партнеру по «Динамо» и сборной России Игорю Симутенкову?
— С Игорем у нас прекрасные отношения — мы же вместе еще поработали в РФС. Познакомились в «Динамо», когда он был совсем молоденьким. Я уехал в двадцать три года, а ему тогда было лет восемнадцать. Игорь только начинал профессиональную карьеру, но уже выделялся. Знаю, что он несколько лет успешно работает в «Зените», хочу пожелать ему удачи! Если захочет помогать нам в Уфе — пусть приезжает! Не обидим! (Смеется).
— Симутенков по-прежнему блестяще говорит на итальянском. Вы-то его еще не забыли?
— Нет-нет! Я постоянно созваниваюсь с друзьями из «Болоньи» и «Фоджи». Часто звонят и итальянские журналисты. Я закончил играть в 2001 году, но итальянские связи до сих пор поддерживаю.
— «Болонья» теперь выступает в Серии В. Обидно?
— Сейчас спокойнее к этому отношусь — прежнее поколение уже сошло со сцены. Но, конечно, неприятно и жалко. Болонья — красивый футбольный город, у команды прекрасные болельщики. Клуб вот только постоянно лихорадит, не могут там собрать боеспособный коллектив.
— В 1999 году пути «Болоньи» и «Зенита» пересекались в одной шестьдесят четвертой финала Кубка УЕФА. Вы пропустили оба матча из-за травмы, однако наверняка помните встречи с российским клубом...
— Да, мы выиграли 3:0 в Петербурге и свели вничью 2:2 встречу в Болонье. Помню, за «Зенит» играл Андрюша Кобелев, а президентом клуба был Виталий Леонтьевич Мутко. У «Зенита» была неплохая команда, но «Болонья», объективно говоря, посильнее. Мы же в предыдущем сезоне дошли до полуфинала Кубка Италии и Кубка УЕФА. Уступили по сумме двух матчей «Марселю» — на выезде сыграли 0:0, а дома 1:1 — ответный мяч с одиннадцатиметрового на девяностой минуте забил Блан. А ведь и не было этого пенальти!
— Скажите, у неудач сборных России и Италии на чемпионате мира есть что-то общее?
— Не мое дело обсуждать нашу национальную команду. Я сам работал в молодежной и юношеской сборных и знаю, насколько это трудное дело. Так что мои высказывания были бы неэтичными.
— Хорошо, тогда спрошу по-другому: приживется ли итальянский футбол Фабио Капелло в сборной России?
— Голландский у нас на сколько прижился — на четыре матча, с Грецией, Швецией и Голландией, а четыре года спустя с Чехией? (Улыбается). Поэтому отвечу так: главный тренер определяет стратегию и тактику, исходя из имеющегося под рукой материала. Если ресурс хороший — можно играть в любой футбол. Если материал посредственный, приходится выдумывать что-то сверхъестественное. Наличие великих исполнителей — мечта любого тренера. Почему немцы выиграли чемпионат мира? Просто у них на каждой позиции лидер, что ни игрок — практически звезда.
— Какой игрок премьер-лиги напоминает вам молодого Игоря Колыванова?
— Сложно сказать. Мне вообще Шатов импонирует — быстренький, техничный. Он, правда, выступает не на моей позиции, хотя когда при Земане мы играли в три форварда, я тоже действовал с оттяжкой. В каких-то нестандартных движениях есть сходство с Кокориным. А вообще сейчас много талантливых ребят. Дай бог, чтобы они забили побольше моего! (Улыбается).