Самое тяжелое — это быт
— Из спорта люди часто идут в цирк?
— В последнее время очень часто. Больше всего у нас бывших спортивных гимнастов из прыжков на батуте. Бывают прыгуны в воду и другие спортсмены. Около полугода они проходят обучение на новых снарядах. Например, между спортивным батутом и цирковым очень большая разница, прыгают на них по-разному... Обычно атлеты приходят к нам в возрасте 17–18 лет. Иногда это члены сборных. Со мной в акробатическом номере с подкидными досками выступал один из сильнейших советских батутистов Владимир Жадяев.
— Но ведь цирковые артисты учатся своему искусству с детства, по сути, всю жизнь. Неужели человек из спортивной гимнастики может просто так прийти и за полгода стать артистом?
— Обучение с юного возраста требуется артисту потому, что старая цирковая школа предполагает владение всеми основными жанрами. В классическом цирке каждый — от фокусника до дрессировщика — должен уметь жонглировать пятью предметами, стоять на руках, балансировать на проволоке и «катушках», а также обязательно исполнять акробатические номера. А от приходящих в цирк спортсменов в наше время требуют прежде всего вписаться в конкретный номер. Уже потом с ними может произойти все что угодно. Я знал бывших атлетов, которые в цирке увлеклись жонглированием и становились довольно классными артистами этого жанра.
— Что самое сложное для спортсмена, переходящего в цирк?
— Быт. Цирк — это постоянные переезды из города в город. Следить за собой нужно самому. Кроме того, в цирке всегда приходится быть в форме. У спортсмена жизнь состоит в основном из тренировок. Матчи бывают несколько раз в неделю, а крупные соревнования пару раз в год. В цирке представления — почти каждый день! К такому графику сложно привыкнуть. Недавно на «елках» в московских «Лужниках» девушки, работающие номер со встречными качелями у братьев Запашных, за десять-одиннадцать дней дали пятьдесят с лишним представлений. По три-четыре в день! Нагрузки не только физические, но и психологические. На каждое представление нужно настраиваться, что бы ни случилось в гримерке, люди должны видеть твою улыбку на манеже. Многие спортсмены не выдерживают именно этого, уходят от нас.
Из допинга только алкоголь
— Многие спортсмены для снятия нагрузок прибегают к допингу. В цирке допинга нет?
— Нет, у нас это не принято. Иногда артисты пробуют снимать напряжение алкоголем, но это тоже не вариант. Лучше всего, когда ты устал, сменить сферу деятельности. Заняться активным отдыхом, например. Поиграть в футбол или волейбол. Тогда ты психологически раскрепощаешься. «Физика» лучше всего поддерживается правильным питанием. Заменить допинг можно стремлением добиться чего-то большего в своей жизни. К примеру, наши канатоходцы до сих пор пользуются страховкой, а их западные коллеги отказались. У них жесткий распорядок дня, они репетируют с восьми утра, а в девять вечера ложатся спать. Все отработано и можно не страховаться.
— На днях Россия отмечала годовщину сочинской Олимпиады. Телеканалы много раз прокрутили церемонии открытия и закрытия Игр, где были масштабные номера с участием циркачей. Вам понравилось?
— Я не общался с теми, кто там выступал. Со стороны церемонии понравились. На закрытии было особенно много цирковых номеров. Постановка номеров в Сочи была на высочайшем уровне, а вот артисты в советское время были бы сильнее. Сейчас у цирковых исполнителей нет стимула развиваться. В наше время рядовой акробат получает порядка 25 тысяч рублей в месяц. Больше ему не дадут, даже если отработает более сложные упражнения. А в советское время стимулы расти были! Поставив новый трюк, человек мог претендовать на прибавку к зарплате. Каждый старался изобрести что-то и обойти других.
Данни жонглирует мячом
— Цирковые люди следят за спортом?
— Конечно! Периодически ходим на «Зенит» и СКА. Несколько лет назад у нас были планы совместных проектов с «Зенитом». Думали показывать в перерывах матчей цирковые номера, вплоть до того, чтобы привести на «Петровский» слонов. Хотели организовать фестиваль «’’Зенит’’ в цирке», где футболист состязался бы с циркачом. Например, жонглер подбрасывает предметы, а рядом Данни или кто-то жонглирует мячом! Пока не сложилось, но хотелось бы со временем вернуться к этим идеям.
Олимпийский чемпион гимнаст Александр Дитятин — мой хороший приятель. Когда в Петербурге проходит традиционный турнир на его призы, обязательно «вырываю» время. Вижу, что в современной спортивной гимнастике сейчас тенденция к большей оригинальности, а не к сложности номера. Это очередной виток развития по спирали. Через некоторое время гимнастика опять пойдет по пути увеличения сложности. Будут исполняться сложнейшие сальто, другие элементы.
— А спортсмены часто заходят в цирк?
— Многие футболисты и хоккеисты бывали у нас. Доменико Кришито, Бруну Алвеш, Константин Зырянов, Андрей Аршавин с детьми... Вячеслав Малафеев очень часто заходил с семьей. Илья Ковальчук недавно приходил с тремя ребятишками, когда его супруга была беременна четвертым. Мы с ними нормально общаемся!