До Олимпийских игр осталось три дня. «Спорт» практически завершил представление олимпийской сборной России. На очереди — гандбол. Наши мужчины еще десять лет назад были главными героями Олимпиад, а ныне даже не могут попасть на Игры. Зато женщины во главе с громогласным Евгением Трефиловым держат марку. По крайней мере держали до недавнего времени. Последний чемпионат мира сложился для мастериц ручного мяча очень скверно, и настроение у Трефилова сейчас тревожное. В беседе с корреспондентом «Спорта» он поделился своими опасениями и футбольными переживаниями.
Нет «стариков» — пропала уверенность
— Неделю назад вы говорили, что состояние сборной плохое, толковые комбинации редко удаются. Удалось поправить дело?
— Ну как тут сразу поправишь… К Олимпиаде команда, может быть, готова неплохо, но нет такой уверенности, как раньше. Вроде раньше команда была старше, и уверенность была, определенный уровень игры всегда держался. А сейчас мы можем выиграть у любого соперника, но любому и проиграть.
— Это уровень соперников вырос или у нас такие проблемы с составом?
— Гандбол, конечно, подравнялся в мире. Африканцы появились, Южная Америка подтянулась, все поставили себе игру. В европейском гандболе вообще сразу семь команд могут конкурировать друг с другом за первое место. Когда такое было, чтобы Румыния не попадала на Олимпиаду? Лигу чемпионов выиграла команда из Черногории! Это высокий результат, и эта самая команда едет на Олимпиаду как сборная Черногории. Это равносильно тому, чтобы послать на Игры футбольную «Барселону».
— В футболе Испания посылает на чемпионаты мира «Барселону» с «Реалом», и получается отлично. В нашем мужском гандболе «Чеховские медведи» составляют сборную России, но ничего не получается. Так нужен российскому гандболу базовый клуб и тренер-совместитель для сборной и такого клуба?
— Такую практику я поддерживаю 50 на 50. Если у нас есть возможность приглашать квалифицированных игроков из пяти-шести клубов, то да, сборной нужен «освобожденный тренер» и не нужно базового клуба. Но если такой возможности нет? А в гандболе сейчас ее нет. При этом мы должны сделать сборную, а сделать ее можно в таких условиях только одним способом: два раза в день, сто и более раз в год работать одним коллективом. Для этого игроки должны быть в одном клубе.
— Но Владимира Максимова из мужской сборной все-таки убрали…
— Понимаете, мы шарахаемся из стороны в сторону! Вот возьмем футбол. Там убрали одного иностранца, назначили нового. Но этот новый тренер упрется в те же самые фамилии! Новых фамилий не будет. Та же самая история будет в гандболе! Вот уйдет Трефилов — придет новый тренер, и ничего не изменится. В мужском гандболе ушел Максимов — пришел Кулешов и вызвал на сборы порядка десяти человек из «Чеховских медведей». А тренер из другой страны тем более будет работать на другую страну, не на Россию. Он уйдет — оставит пробой на своем месте, пробой на десятилетия по тренерским кадрам и по игрокам.
Кто есть под ружьем, те и будут играть
— То есть иностранные тренеры для нашей тренерской школы — однозначный минус?
— Во-первых, вы гарантируете, что мы приглашаем самых лучших?
— Обычно приглашают лучших из тех, на кого хватает денег.
— (Смеется.) Да, вообще это спорный вопрос, долго разговаривать. Но вот вы как считаете, кто для «Челси» выиграл Лигу чемпионов? Я думаю, 80 процентов успеха заложил их тренер, начинавший сезон, португалец. А тренер, завершавший сезон, воспользовался плодами работы. Так что не может быть такого, чтобы новый тренер сразу взял и все изменил. Да, можно немного перестроить игру, мозги кому-то из игроков вправить… Но не больше. Это мое мнение.
— Тогда вернемся к нашей женской дружине. Известны проблемы с позициями разыгрывающей и линейной. Решили, что будете делать?
— Обходиться тем, что у нас есть. Больше я ничего не могу поделать. Кто есть под ружьем, те и будут играть.
— А почему же именно с разыгрывающими, распасовщиками у нас такие проблемы во всех игровых видах спорта? Гандбол, волейбол, баскетбол. Только в хоккее все нормально.
— Вот-вот, вы говорите — хоккей. У нас там есть высшая лига, первая лига и под ними еще организации. Теперь берем мой вид спорта. У меня есть Суперлига, а под ней — только дети! У меня в высшей лиге играют дети 1994–1996 годов рождения! Из кого я должен набирать разыгрывающих? Брать детей на Олимпиаду? В последние годы все только хуже становится. Год прошел — новых фамилий в женском гандболе нет. Только тасуются старые имена, команды перетягивают одеяло на себя. Игроки переходят из России в Европу и обратно, но обратно возвращаются теми же, только старше. Если бы они там прибавляли — одно дело, а так — что толку?
— На Олимпиаду в этот раз не едет вратарь Инна Суслина — одна из самых колоритных спортсменок олимпийской сборной России последних лет. Поедет она поддерживать команду на трибунах?
— Не следил за этим вопросом. Думаю, у нас в воротах достаточно колоритных фигур, не только Инна Суслина.