Несмотря на строительные работы, идущие на базе сине-бело-голубых в Удельном парке, а также на товарищеский матч с «Русью», брифинг Лучано Спаллетти прошел по традиционной схеме. Чувствовалось, что Мистер давненько не давал интервью, поэтому на каждый вопрос он старался отвечать максимально подробно.
Я Кению не знаю, его предложил президент
— Первый вопрос традиционный — о новичках клуба. Скажите, пожалуйста, есть ли у Левана Кении и Луки Джорджевича шанс выйти на поле уже в игре за Суперкубок?
— Джорджевич молодой парень, за которым мы достаточно давно следили. Приобретя его, мы сделали инвестицию в будущее. Он уже продемонстрировал мастерство и определенные качества. Если мы будем говорить сразу о выступлении на серьезном уровне и возлагать на него большую ответственность, то это делать рано, так как парень слишком молод. Он 1994 года рождения, ему совсем недавно исполнилось 18 лет. Кения — это игрок, которого предложил наш президент. И мы это предложение с удовольствием принимаем, ведь я поступаю так практически всегда. Игрок обладает достаточно хорошими качествами, которые показывал в тот период, когда у него была игровая практика. Кения достаточно давно уже не играет, поэтому мне нужно за ним понаблюдать. Сам я игрока не знаю и только на практике смогу определить его реальную ценность. Но раз президент предложил его, значит, он интересен клубу, значит, будем следить за парнем. Поэтому отложите этот вопрос на некоторое время.
— Кения уже официально игрок «Зенита»?
— Этот вопрос вы должны задать клубу…
— Стоит ли в ближайшее время ждать усиления или в планах закончить трансферную кампанию к моменту подачи заявки на Лигу чемпионов?
— Сейчас мы над этим работаем. Если мы хотим усилить «Зенит», идти дальше, нам обязательно нужны приобретения, причем очень высокого уровня. Потому что, когда команда выигрывает чемпионат почти с 17-очковым отрывом (на самом деле лишь с 13-очковым. — «Спорт»), ее могут усилить только игроки уровня Нани или Халка… Нужно идти и искать футболистов, подобных этим. Я назвал два имени, которые все прекрасно знают, просто чтобы было понятно, игроков какого уровня мы ищем. Если речь идет о том, чтобы просто дополнить состав, взять игроков на какие-то позиции, то разговор нужно вести в другом ключе.
Встретил Аршавина в Италии…
— В этом году у «Зенита» был необычный, семейный, сбор. Футболисты довольны, а как вы считаете, пользу это принесло?
— Безусловно. Потому что, когда у футболистов есть такие важные ценности, как семья и она находится близко, работается лучше. Это было очень здорово — после тренировок родители играли с детьми, можно было наблюдать, как они развлекаются и получают удовольствие. Думаю, за таким подходом будущее. Я видел, что происходило после финального матча чемпионата Европы. Команда-победитель, Испания, вывела на поле всех детей, и они там играли, бегали, развлекались. Нужно быть открытыми, стараться всегда открываться и ничего не закрывать.
— Второй вопрос как раз про Евро-2012. Вам, как тренеру, какую-то пищу для размышлений турнир предоставил?
— Нет. Самые сильные команды подтвердили свои качества и мастерство. Единственная команда, которую я хотел бы выделить и поздравить — и не потому, что я итальянец, — это именно сборная Италии. Она провела отличный турнир, сыграла потрясающий матч в полуфинале с Германией — сборной, которая изначально сильнее итальянцев. «Скуадра адзурра» играла в тот футбол, который непривычно видеть в ее исполнении, ведь он немножко отходил от традиционных представлений. Это был футбол, больше ориентированный на мастерство игроков, атаку, поэтому мои поздравления еще раз лично Пранделли и футболистам, которые проделали серьезную работу. А также самым сильным командам турнира: Португалии, Германии и Испании, которая заслуженно выиграла.
— Простите еще раз за вопрос о Кении. Увидев его вживую, показалось, что он многое может дать в плане организации игры. Вопрос только о его травмах и о том, что игрока выбрал президент. Чтобы он играл, нужно оказывать ему доверие. Видите ли вы его на поле?
— Это нормальная ситуация — я буду доверять, если он продемонстрирует, что заслуживает это доверие. Как я доверяю всем. И ваш совет я тоже принимаю. Могу поставить его рядом с советом Дюкова, хотя совет президента немного более важен, чем ваш. Но находятся они приблизительно на одном уровне (сказано все это было специальному корреспонденту Ивану Жидкову. — «Спорт»).
— «Зенит» только сегодня провел первый спарринг. Имеет ли в перспективе какое-то значение, что команда начнет сезон сразу с матча за трофей?
— Наша команда не нуждается в особенной подготовке. Ребята прекрасно знают, что они должны делать, умеют в нужный момент реализовать свое мастерство, поэтому для них не будет никакой сложности выйти и играть за трофей. Им не нужно адаптироваться как-то по-особенному, поскольку эта игра может принести кубок. Нашей команде достаточно трех вещей — соперника, мяча и поля.
— Были ли попытки со стороны «Зенита» и Андрея Аршавина продолжить сотрудничество на каких-то условиях? Какова ваша позиция?
— Аршавин — один из тех игроков, у кого есть возможность усилить «Зенит». Такая же возможность есть и у других. И в единственный выходной, который у меня был между нашим сбором в Португалии и возвращением в Россию, я пошел на ужин в Форте-дей-Марми, в Италии, и мне показалось, что я знаю человека, сидящего за соседним столом. Это был Аршавин. Я с ним поговорил. Аршавин это Аршавин. Мы работаем над поиском игроков, он думает о своем будущем. Все возможно. Есть много параметров: стимулы человека, мастерство, цена, зарплата…
— Как вы оцениваете готовность к сезону Кержакова? Не надломил ли его чемпионат Европы?
— Кержаков не оставляет мне никаких сомнений. Парень абсолютно спокоен и уверен в себе, проблем после Евро у него нет. Он как всегда демонстрирует свой характер, мастерство и готовность работать в интересах команды.
Не хотите в сборной России меня — тогда берите Семака
— Вы наверняка слышали о том, что в прессе активно муссируется тема выборов будущего наставника сборной России, причем многие СМИ отправляют на этот пост ваших соотечественников Роберто Манчини, Фабио Капелло и Марчелло Липпи. Как вы к этому относитесь? Каким должен вообще быть тренер сборной России?
— С моей точки зрения лучший из всех тренеров, который мог занять бы это место, — Гвардьола. И мне было бы приятно, так как я себя чувствую немного русским, чтобы нашу сборную тренировал именно он. Те имена, которые вы назвали, это хорошие и сильные специалисты. Затем есть фигура Валерия Непомнящего. Когда я смотрю на него, он напоминает мне Джованни Траппатони. Он тоже поработал за рубежом, гармоничный человек и сильная фигура. Хотя и те, кого вы назвали, тоже подходят.
Но если бы я должен был сделать прогноз на будущее, то выбрал бы тренера, который мог бы придать импульс, дать новые идеи, дать стимул становлению футбола в стране. Назвать имя человека, который сердцем был бы очень близок к этой стране, переживал за ее будущее и собрал бы необходимое количество разных качеств. Такой человек был бы для меня идеален. И я его очень хорошо знаю. Это… Сергей Семак. И не надо смеяться. На мой взгляд, если мы хотим сыграть на опережение, то это тот человек, который должен тренировать сборную. Я говорю это серьезно, возможно против своих собственных интересов. Потому что это человек с большим характером, человек, у которого никогда не было проблем в отношениях с игроками. Если бы ему нужно было кого-то оставить за пределами поля даже из тех, с кем он играл, он бы сделал это очень корректно. И это человек с огромными достоинствами и большим количеством свежих идей. Думаю, Семак — идеальный кандидат. Повторюсь еще раз: я говорю это против своих интересов, поскольку Семак — игрок нашей команды. Его контракт действует до декабря, который он абсолютно точно продлит как минимум до конца сезона. И я практически уверен, что он сможет сыграть и следующий сезон, и сезон, который будет после. Еще больше я уверен в том, что, когда он закончит карьеру, практически все большие клубы на российской арене и даже какой-то европейский клуб захотели бы видеть его в качестве руководителя. Я говорю вам об этом просто потому, что хочу сыграть на опережение. В жизни часто бывает, что для того, чтобы добиться чего-то, нужно предвидеть ситуацию раньше. Тренер сборной — это особенная работа. Это не тот человек, которого можно пригласить на шесть месяцев, а затем отправить назад. Это должен быть человек, который сможет организовывать и реализовывать свою работу на протяжении многих лет. Поэтому если не хотите меня, то — Семак (сам Сергей на вопрос о том, что он думает об обнародованном РФС списке кандидатов на пост тренера сборной, с улыбкой заметил, что число 13 — плохое. — «Спорт»).
— Почему-то ваше имя в последнее время все меньше упоминается в связи со сборной? Это из-за слов Алексея Миллера, заявившего, что вас сборной не отдадут?
— Главный — он. А я принимаю то, что говорит мой начальник, главный человек. Для меня его слова — это святое правило. Но мне было бы приятно.