Совсем не трудно догадаться, что первый вопрос наставнику «Зенита» касался темы его взаимоотношений с «Интером»…
Лысых людей в мире много…
— СМИ отправляют Спаллетти в Милан. Как можете прокомментировать эти слухи?
— В «Зените» мне очень хорошо, я не получал никаких предложений ни от какой другой команды. И я тоже знаю о разных слухах и читаю газеты. Кто-то написал, что я в четверг был в Милане… Но эта новость была сделана в лаборатории — так я всегда называю подобную информацию. Ведь дело в том, что в четверг я был здесь, в Санкт-Петербурге. Ходил смотреть представление в школьном театре, в котором участвовал мой сын. Но лысых людей в мире много ходит, могли просто перепутать (улыбается).
— В этом году вы выиграли почти все трофеи, которые только можно. Будет ли мотивация на будущий год?
— Что касается мотивации на следующий сезон — в футболе не живут воспоминаниями, в футболе живут будущим. И мы просто хотим продолжать работать с тем же подходом, с каким работали в 2010-м. Увы, в прошедшем сезоне было не только много положительного, были и отрицательные моменты. Например, Лига чемпионов. Тот негативный опыт, который у нас появился, сослужит нам хорошую службу. Это было поражение, которое могло сломить команду, но я очень рад, что мои игроки восприняли неудачу в матче с «Осером» достойно, как профессионалы. Мы сделали выводы и стали двигаться дальше, ставить перед собой другие задачи.
— Достаточно ли вам будет для успешного выступления в Лиге чемпионов тех игроков, которые есть в наличии сейчас?
— Клуб предоставил мне первоклассный состав! Я абсолютно уверен, что это состав, который обладает большим потенциалом, состав, где собраны мастера высокого уровня. В том, что чемпионат России был выигран, заслуга моих игроков, а вовсе не моя. И о победе в Кубке России я могу сказать то же самое. Наверное, для Лиги чемпионов можно и усилиться. Но даже в том состоянии, в котором он находится сейчас, «Зенит» спокойно мог проходить «Осер».
Не умею правильно выбирать ботинки…
— Что удивило в первом для вас чемпионате России, что понравилось, что нет?
— Меня ничего не удивило. Мне сразу российский футбол показался очень привлекательным, качественным. Здесь сделана больше ставка на физическую силу, физическую борьбу. Больше, чем в других странах. Но, тем не менее, под ширмой вот этой борьбы, постоянного физического контакта спрятано еще и настоящее зрелище. И поскольку здесь, в России, команды борются, причем борются по-настоящему, игры даются им тяжело. Тяжело выигрывать матчи с большим преимуществом. Думаю, российский футбол может развиваться, если будет развиваться инфраструктура. В определенный момент, на определенном этапе развития все равно возникнут трудности с полями. А показывать на таких полях красивую игру как минимум трудно. В этом плане проведение ЧМ очень может нам помочь.
Что еще я могу сказать хорошего о российской премьер-лиге? Чемпионат привлекателен с той точки зрения, что здесь огромные расстояния между городами. Поэтому в разных городах можно увидеть разный образ жизни, разные точки зрения на футбол. Мне такой опыт очень нравится.
Что не нравится? Вот опять неправильно выбрал обувь сегодня (улыбается). А вообще мне здесь очень хорошо, ко всему привык, и все меня радует.
— Что думаете о лимите на легионеров, особенно если учесть тот факт, что Россия планирует выиграть ЧМ-2018?
— Здесь есть одна вещь, на которую стоит обратить внимание, если говорить о чемпионате мира. Может случиться так, что, если у нас будет играть много иностранных футболистов, мы можем потерять молодых и талантливых, которые растут и пытаются развиваться в своем футбольном мастерстве. У нас была такая сложность и в Италии. Вспомним тот же «Интер», в составе которого на поле вообще не выходят итальянские игроки. В таких условиях очень сложно выращивать своих звезд. Нужно обратить на это внимание. Сделав все грамотно, можно помочь национальной сборной. Если не будет расти молодежь, в российской команде некому будет играть. А ведь в России рождаются фантастические таланты…
— Кого из молодых футболистов планируете привлекать к основной команде в следующем сезоне?
— Что касается матча с АЕКом, к которому мы сейчас готовимся, с нами остается Роланд Гиголаев. В Афины я вряд ли повезу других игроков молодежного состава. А вообще с Давыдовым мы постоянно сотрудничаем. Было несколько собраний, где мы говорили о будущем. Я слежу за молодежью, и уже есть хорошие идеи на следующий сезон по привлечению футболистов из нынешнего дубля.
Любимый футболист – Марадона
— Синьор Лучано, назовите своего любимого футболиста, любимую команду и ту организацию, которая вам близка в своей футбольной деятельности.
— Любимый игрок — Марадона. Команда — современная «Барселона». Организация — ФК «Зенит».
— Что думаете о Кубке Содружества, который в январе пройдет в Санкт-Петербурге?
— Турнир может быть интересным с той точки зрения, что там можно будет увидеть молодых талантливых игроков. Пожалуй, и все…
— Как относитесь к идее объединения кубков России и Украины, о чем не раз говорили в течение уходящего года?
— Наверное, это просто какая-то ностальгия по чемпионату СССР. Уже сейчас есть трудности с тем, как провести чемпионат России по новой формуле. Так что вряд ли стоит думать о таких вещах, как объединение кубков.
— Сколько, на ваш взгляд, должен длиться сезон для футболиста?
— В России футбол немного отличается от итальянского — здесь гораздо меньше стресса, меньше травм. Сейчас в Италии много команд, у которых очень много травмированных игроков. Клубы находятся в сложной ситуации, и им приходится покупать новых футболистов. Нередко получается так, что ближе к концу сезона в клубе оказываются на контрактах 32–34 игрока. Нужны паузы, чтобы футболисты могли отдохнуть. Постоянное давление ни к чему хорошему не приводит. Думаю, оптимальными для игроков были бы две паузы — зимняя и летняя. По ходу сезона нельзя делать так, чтобы футболист две недели находился без игровой практики. Так же как и нельзя проводить матчи каждые два дня.
На первых полосах газет пусть будут футболисты…
— Что вы считаете своим достижением в этом году и чего ждете в будущем сезоне? Как тренер и как человек.
— В этом году мы добились неплохих успехов. Несмотря на то что проиграли московскому «Спартаку», про что все так любят говорить, когда пытаются где-то нас уколоть, мы опередили москвичей в турнирной таблице на два десятка очков (улыбается, ждет реакции журналистов). Что касается целей на следующий год — будем продолжать нашу работу в том же духе, что и в этом. Важно попытаться как можно дальше пройти в Лиге чемпионов. Что касается моих личных целей — хочу продолжать работать в гармонии со всеми людьми, которые имеют отношение к «Зениту».
— Как собираетесь провести отпуск?
— Отпуск проведу дома. Я ведь все время вне дома. Хочу побыть с семьей.
— Лучано, как человек вы для питерских журналистов так и не раскрылись. Да, после игры 30-го тура вы оголили торс, но душа-то все равно осталась закрытой…
— Я думаю, у любого человека должна быть приватная сфера, которая всегда должна такой и оставаться. Уверен, что первые полосы газет должны быть заполнены настоящими героями футбольного действа — игроками. Именно они делают для клуба результат. И потом мне трудно общаться, мне всегда нужен переводчик. Но я могу всех вас заверить: я абсолютно нормальный человек, и нет ничего такого в моей скрытой от вас жизни, из чего можно было бы сделать какую-то особенную новость.