Главный тренер «Зенита» Анатолий Давыдов на несколько дней отлучался в Москву, где проходил тренерский семинар. Возвращаясь, он в аэропорту побеседовал с корреспондентом «Спорта».
Тренер обязан совершенствоваться
— Тренерский семинар, который завершился в Москве, — это формальность, необходимая для подтверждения лицензии, краткий отдых и общение с друзьями-коллегами или полезная делу наука?
— Нет, конечно, не формальность, это необходимость. Очень серьезный был семинар, вопросы поднимались насущные и важные. Выступал перед нами Андрей Владимирович Лексаков (глава Высшей школы тренеров. — «Спорт»), говорил о том, как будет развиваться подготовка тренеров в России, дабы действительно это не превратилось в формальность или просто получение лицензии. Люди должны учиться, причем поэтапно.
— Кто-то из мэтров выступал перед собравшимися?
— Нет. Цель у этого семинара была другая. В большей степени организационно-ознакомительная.
— Как вы оцениваете роль науки в современном футболе? Насколько необходима учеба людям, отыгравшим по десять лет в высшей лиге и имеющим солидный стаж тренерской деятельности?
— Это не имеет никакого значения, кто сколько отыграл и даже кто сколько отработал тренером. Футбол развивается постоянно. Значит, должны постоянно совершенствоваться и тренеры. В футбол пришла фундаментальная наука. Знаний достаточно не бывает, нельзя останавливаться. Методики новые появляются, нельзя тренировать по наитию, все меняется очень стремительно.
Переживаю за «сборников»
— Душа не болит? Вы в Москве, а «Зенит», которому предстоят два невероятных по накалу матча, остался без догляда со стороны главного тренера.
— Все сложилось как нельзя лучше. Я пропустил всего одну тренировку. Уже в пятницу буду работать с командой, проводить утреннее занятие. Да и штабу зенитовскому полностью доверяю. Да и много ребят отсутствует, они в сборной. Душа если и болит, то за «сборников». В каком состоянии они вернутся? Вот по этому поводу, не скрою, переживаю. В каком физическом состоянии? Психологическом? Второе, наверное, даже важнее. Будет, при удачном раскладе, эмоциональный подъем — он «перекроет» любую усталость. Об ином думать не хочу. Надеюсь, выиграет сборная, а ребят минуют травмы.
— Футбольный клуб «Зенит» в эти дни проводит торжества, посвященные 25-летию победы команды в чемпионате СССР. Вы в той команде были на первых ролях, но вам-то сейчас явно не до празднеств. Не обидно? Наверное, вам в Казани было бы проще и спокойнее выйти на поле в составе «Зенита-84» на ветеранский матч, нежели руководить нынешним «Зенитом» в игре 29-го тура?
— Что поделаешь? Празднества к юбилею, все верно, и по времени точно. А мне, откровенно говоря, не до празднеств. Та команда, та победа — это навсегда в сердце. А в голове — предстоящие нам матчи. Товарищам своим по тому «Зениту» могу лишь сказать, что всегда с ними. Да и не я один в таком положении, ведь немало чемпионов СССР-84 трудятся сейчас в «Зените».
«Рубин» хорош, но и его можно обыгрывать
— «Рубин» своей игрой в Лиге чемпионов внушает, как говорится, уважение. А страха он не вызывает? «Зениту» необходимо обыгрывать казанцев на их поле, зная, что «Барселоне» это не удалось.
— Что значит страх в спорте? Почему мы должны их бояться? «Рубин» — очень хорошая команда, но с ней можно играть, и побеждать ее можно. То, что не удалось «Барселоне», постараемся сделать мы. И я верю в успех.
— Кстати, за счет чего, на ваш взгляд, ближайший соперник «Зенита» столь уверенно сыграл с клубным чемпионом Европы?
— Грамотно выстроенная тактика. Они пожертвовали инициативой, отошли на свою половину поля, и прекрасно воспользовались возможностью сыграть на контратаках. Их форварды хорошо открывались, было, как говорится, и куда бежать, и куда отдавать, и кому отдавать.
С нас игра, с вас приметы
— В нынешнем сезоне концовка чемпионата России, пожалуй, самая напряженная за последние годы. Шесть команд претендуют на награды. Таковой оказалась ваша тренерская доля — прямо, можно сказать, в самое пекло угодили. Вы считаете себя везучим человеком?
— Ну, если на данном примере, то, скорее, да. Потому что я работаю с интересной командой, командой профессионалов, которая напряженно сражается за высокие места. Это непростая доля, но интереснейшая!
— Два самых трудных, решающих тура еще впереди. Вам жена не говорила, седых волос уже прибавилось?
— Да вроде пока незаметно (смеется).
— Вы понадеетесь на приметы в ближайших матчах? Скажем, какой-то фартовый костюмчик надеть на матч в Казани и не менять в том случае, которого мы все ждем?
— Вообще-то я не очень суеверен, с приметами плохо знаком. Но иногда прислушиваюсь к советам компетентных в этих вопросах людей. Но так как сам, повторю, в этом не силен, то еще не решил, что надевать на игру в Казани. Словом, больше рассчитываю на ребят, надеюсь, мы в состоянии показать ту игру, которую от нас ждут. А костюмчик — второстепенный вопрос (смеется).
— Но нам-то в редакции «Спорта» вы позволите держать за вас фиги и кулаки? Говорят, верная примета.
— Тогда буду только благодарен.