Пять дней прошло после матча «Боруссия» — «Зенит», но в Петербурге до сих пор вспоминают перипетии этого матча. Могли ли зенитовцы пробиться в четвертьфинал Лиги чемпионов? О чем говорили футболисты в раздевалке и есть ли шансы у «Крыльев Советов» в сегодняшней игре на «Петровском»? Ответы на эти и другие вопросы дает постоянный эксперт «Спорта День за Днем» Владислав Радимов, оказавшийся в тренерском штабе «Зенита».
Такой «Зенит» не остановить
— Давайте вспоминать, Владислав Николаевич. Какие чувства испытали после финального свистка на «Сигнал-Идуна Парк»?
— С одной стороны, было приятно, что выиграли и футбол показали хороший, с другой — остался осадок, что не прошли дальше.
— Был ли момент, когда озарила мысль: «А счастье-то возможно!»?
— Да, в конце первого тайма, когда кто-то не замкнул прострел Шатова. Но в «оборотке» Кель сравнял счет.
— По эмоциям с какими матчами из вашей карьеры можно сравнить игру с «Боруссией»?
— На самом деле такие матчи не для эмоций. Стадион, конечно, один из лучших, на которых я когда-либо бывал: отношение болельщиков, культура поддержки — все на самом высоком уровне! Очень понравилось и то, в каком количестве и как болели поклонники «Зенита». Словом, атмосфера непередаваемая! Я по-доброму завидую пацанам, которым довелось сыграть на этом стадионе. Когда играешь сам, эмоций гораздо больше. Здесь же на первом плане была работа. Мы распределили обязанности с Игорем Симутенковым, надо было следить за перемещениями соперника, подсказывать Сереге Семаку.
— Незадолго до конца встречи телевизионная камера взяла ваш крупный план — вы что-то активно обсуждали с Сергеем Богдановичем. Помните, о чем шла речь?
— Нет. Мы постоянно общались на скамейке, но что именно обсуждали в том эпизоде, не вспомню. Возможно, именно в этот момент попросил замену Виктор Файзулин — у него начало сводить икроножную мышцу. Думали, как перестроить игру, обсуждали несколько вариантов. Вот и все.
— Создалось ощущение, что выпустить на поле Рондона просил Халк. Совпадение это или нет, но именно после короткой беседы Семака с бразильцем Рондон и заменил Александра Кержакова.
— Нет-нет, ну что вы, это было бы смешно. Это из той же серии, что Халк попросил взять в «Зенит» Виллаш-Боаша.
— Замена Ломбертса связана с полученной в первом тайме желтой карточкой?
— Тоже нет. Ломбертс был заменен из-за того, что у него была напряжена задняя мышца бедра, он в любой момент мог «порваться». Какой смысл рисковать здоровьем игрока? В «Зените» есть вполне квалифицированные футболисты, которые могут без ущерба качеству войти в игру. Тот же Нету сыграл здорово! Он доказал, что является очень хорошим футболистом, а волна критики, которая была направлена в его адрес, несправедлива.
— Как чувствовал себя в раздевалке Томаш Губочан?
— Удивительный человек, конечно, все рвался на поле. Томаш — железный парень, неслучайно он так любим болельщиками «Зенита». Вот наглядный пример того, как непетербуржец сумел завоевать искреннюю симпатию у поклонников футбола. Не многим это дано, но Губочан своей игрой в «Зените» заслужил такую любовь.
— Вячеслав Малафеев как-то дал словацкому защитнику исчерпывающую характеристику: «Губочан ничего никогда не боится».
— Это точно!
— Кстати, кому принадлежала идея поставить в ворота Малафеева?
— Семаку. Он, конечно, лучше вам расскажет об этом, но мы действительно долго не могли принять решения. В «Зените» два равноценных вратаря, у Михаила Юрьевича Бирюкова было свое мнение (какое — рассказывать, извините, не буду), но последнее слово сказал Семак. Так, в принципе, и должно было быть.
— Что, на ваш взгляд, удалось сделать Сергею Богдановичу в период времени от ЦСКА до «Боруссии»?
— Об этом, наверное, судить вам, журналистам. Я скажу так: удалось донести многие моменты, как вести себя в игре, удалось зарядить общей идеей, от тренировки к тренировке, именно в психологическом плане.
— А идеей какой — выиграть у «Боруссии»?
— Да! Футбол-то начинается со счета 0:0, неважно, где ты играешь и с каким счетом закончился предыдущий матч. Я разговаривал после игры с Витселем, Данни и Халком — все в один голос утверждали, что после этой победы почувствовали сумасшедшую уверенность. Читал и интервью ребят, которые говорили, что такой «Зенит» не остановить. Понятно, что практически невозможно было обыграть «Боруссию» на выезде с разницей в три мяча. Хотя, конечно, чем черт не шутит, но надо было смотреть правде в глаза. Однако выиграть этот матч для будущего было просто необходимо. В итоге получилось не просто победить, но и показать достойную игру. Важный момент и для нового тренера, и для самих футболистов.
— Постоянно сожалел, что это была вторая игра, а не первая.
— Я думаю, так думали все. Выиграй мы первый матч на выезде 2:1, ответную встречу было бы играть гораздо легче. Но в футболе нет сослагательного наклонения. Так что все это разговоры из серии «если бы да кабы».
— А у вас не было ощущения, что немцы играли с оглядкой на собственные ворота и откровенно боялись за результат?
— Вам со стороны виднее. Не скажу, что немцы боялись, но какой-то испуг после 0:1 у них произошел. При этом Халк, конечно, забил фантастический гол! Кстати, о Халке. Я, честно говоря, не ожидал, что он настолько прост в общении и обладает такими человеческими качествами. Но поработав в команде, убедился, что это именно так. Все вот говорят про шестьдесят миллионов… А я думаю, этот человек стоит гораздо дороже, всем нам надо радоваться тому, что он находится в нашей команде. Если раньше кто-то говорил, что в «Зените» нет лидера, то теперь должно быть всем понятно: лидер в «Зените» есть. И это Халк! Вокруг него можно строить не только игру на футбольном поле, но и атмосферу в команде. Еще бы я отметил Сашу Анюкова, который в такой сложный момент вел ребят за собой. Конечно, можно выделить всех, Витсель вообще, на мой взгляд, провел свой лучший матч.
— Не в «Зените» — в карьере!
— Да! Мне кажется, хозяева даже не могли представить, что в центре поля кто-то из футболистов «Зенита» может выиграть столько единоборств.
— Заканчивая тему «Боруссии», скажите: немцы способны повторить свой прошлогодний успех?
— Игра на игру не приходится, прогнозировать что-то сложно. Судя по тому, что мы видели в Дортмунде, «Реал», «Барселона» и «Бавария», конечно, сильнее. Но вы же знаете, что каждый матч — абсолютно новая история.
Все у нас еще впереди
— Как вы расстались с футболистами «Зенита»?
— Прилетели в Питер, пожали друг другу руки — и уже с четверга с моим испанцем, тренером по физподготовке, вернулись к работе в «Зените»-2. Сказали ребятам, что будем следить за ними, они пообещали прийти на наш матч (улыбается). Вообще у меня остались очень хорошие впечатления от команды.
— У вас не было ощущения, что вы попали в сказку, которая столь быстро закончилась?
— Я очень скучал по своим ребятам, искренне рад вернуться к ним. Не знаю, как долго продлится история под названием «Зенит»-2, но пока она идет, я буду работать с огромным удовольствием. Никогда не скрывал, что рад учить молодых пацанов не только футбольным, но и жизненным моментам, предупреждать их об ошибках, которые совершал сам, акцентировать внимание на каких-то вещах, которые мне удавались. На данный момент это для меня самое важное.
— Тем не менее, на мой взгляд, Семаку и Радимову надо было дать возможность доработать до лета. При всем уважении к Андре Виллаш-Боашу остаюсь при своем мнении и сейчас.
— Знаете, как я отвечу на этот вопрос?.. Все у нас еще впереди — и у Семака, и у меня. То, что Серега Семак может работать на самом высоком уровне, для меня не секрет. Поверьте, это не совпадение, что команда сыграла в Дортмунде именно так. Семак — грамотный, талантливый специалист, с которым мне было очень приятно работать. Мы давно дружим, уверен, что у Семака большое будущее. Сейчас же, полагаю, Семак с удовольствием поможет Виллаш-Боашу и останется тем же человеком, которым он был. Я же вернулся к своим ребятам. Все остальное покажет жизнь.
— Скажите, давил ли на Семака приход Виллаш-Боаша?
— Семак прекрасно понимал, что это его последний матч. Перед игрой мы знали, что контракт с португальским тренером практически подписан, однако не скажу, что этот факт сказывался. Куда большее давление оказывал сам матч. Где-то приходилось больше шутить, поскольку Серега — довольно-таки серьезный парень, которого, чтобы разрядить обстановку, хотелось постоянно «травить» (улыбается).
— Мне даже показалось, что Сергей Богданович сильно осунулся за последнюю неделю.
— Ой, знаете, может, это не столько из-за игры, сколько из-за домашних хлопот: у Семака же семеро детей — то одного надо укачать, то другого покормить. Как тут выспишься? (Смеется).
— А сами игроки воспринимали вас как временщиков? Или понимали, что в первую очередь надо профессионально выполнить свою работу?
— Надо отдать должное игрокам: они относились к нам как к настоящим тренерам. И они, вы правы, действительно сработали как профессионалы. Конечно, заслуга Семака в этом успехе очень большая, но не меньших слов благодарности заслуживают и сами ребята. Я теперь нисколько не сомневаюсь, что «Зенит» будет бороться за золотые медали чемпионата России. Выиграет или нет — это другой вопрос, но после победы над «Боруссией» надо признать, что «Зенит» — один из главных кандидатов на победу. В связи с этим очень не завидую «Крыльям Советов»: против «Зенита», находящегося на таком психологическом подъеме, шансов у них нет. Да и болельщики, которые сегодня придут на «Петровский», наверняка погонят команду вперед: каждый матч чемпионата сейчас словно решающий. Я думаю, «Зенит» заслужил поддержку своих поклонников, они, на мой взгляд, должны встретить футболистов овацией.
— Интересный матч нас ожидает 4 мая: «Локомотив» — «Зенит»!
— Безусловно!
— С чего же начать Виллаш-Боашу?
— Это точно не ко мне вопрос.
— Хорошо, тогда поделюсь своими наблюдениями: пока португалец оставляет очень свежее впечатление. Видно, что в «Зенит» пришел амбициозный, молодой, но уже опытный специалист с хорошим послужным списком, со своими идеями и взглядами на развитие клуба. При этом Виллаш-Боаш подчеркнул, что хотел бы видеть в составе «Зенита» местных воспитанников. Важный момент?
— У меня на этот счет субъективное мнение: я тренирую молодых ребят и очень заинтересован в том, чтобы в «Зените» играло как можно больше наших футболистов. Но пусть Виллаш-Боаш сам разбирается в этом вопросе и сам принимает решение.
— То, что Виллаш-Боаш младше Семака и Зырянова, — проблема?
— Совпадение, ничего страшного (улыбается). Футболисты относились к Семаку как к главному тренеру абсолютно профессионально. Так же будет и с Виллаш-Боашем.
— У вас есть ощущение, что в истории «Зенита» открывается новая страница? Никто не знает, какой она будет — успешной, яркой, скандальной. Очевидно одно: это очень интригующе. Согласны?
— Да! Меня часто спрашивают, надо ли покупать новых футболистов. Всегда отвечаю: да, надо, потому что играть одним и тем же составом просто неинтересно! Нам всем — в том числе и мне, и Семаку — есть чему поучиться у Виллаш-Боаша в профессиональном плане.
— Вам пока в «Зените»-2…
— Да. Но еще раз подчеркну: очень скучал по своим ребятам. Им надо стремиться сыграть на таком стадионе, как в Дортмунде. Шансы есть у всех. С приходом Виллаш-Боаша я в этом еще больше убежден. Мне кажется, он будет уделять внимание всем футболистам «Зенита», независимо от их возраста, ранга и прежних заслуг. Так что работай, получай удовольствие от футбола, старайся играть все лучше и лучше — и тогда возможность сыграть против той же «Боруссии» непременно появится!