• Главный тренер «Волги» Гаджи Гаджиев: «При выборе состава учту питерское прошлое Максимова и Кержакова»

    15-й тур. «Волга» — «Зенит». Накануне

    10.11.12 23:29

    Главный тренер «Волги» Гаджи Гаджиев: «При выборе состава учту питерское прошлое Максимова и Кержакова» - фото

    Фото: ФК "ПАРИ НН"

    После победы над «Аланией» завтрашний соперник «Зенита» покинул зону вылета. Если же к 11 реальным очкам «Волги» добавить несколько виртуальных, которые команда могла набрать, не будь судейских ошибок, то чувствовали бы сейчас себя нижегородцы в турнирной таблице и вовсе комфортно. Что кажется удивительным, учитывая глубину финансовых проблем клуба. С этой темы и начался разговор с главным тренером «Волги».

    Кому тяжело, тот может не тренироваться

    — Настроение в команде у нас никогда не падало, — говорит Гаджиев. — Хотя проблемы окружали со всех сторон. Из-за финансового кризиса в клубе месяцами не платили зарплату, по этой же причине мы не могли серьезно укрепиться в трансферное окно. Оно стало для нас маленькой форточкой, в которую успели пролезть несколько игроков «Нижнего Новгорода». И конечно, судейский фактор. Причем действия арбитров против «Волги» я считаю преднамеренными. Ведь официально признано, что ошибочные решения не в нашу пользу были приняты в шести матчах. В шести! Тем не менее во всей этой ситуации игроки проявили себя с самой лучшей стороны. Впрочем, так же они проявляют себя и сейчас. Спасибо им за это. А победы, в том числе и последняя, конечно, снимают негативный груз и позволяют работать при более приятном психологическом фоне.

    — Как поддерживать мотивацию команды, когда она несколько месяцев не получает заработанное?
    — От меня эти проблемы никто не скрывал. Изначально было известно, что они есть и тянутся еще с прошлого сезона. Поэтому с ребятами сразу договорились, что на первом месте должна быть ответственность — как личная, так и коллективная. И если эти сложности кому-то не позволяют нормально работать, то нет вопросов — пусть идет их решать внутри клуба. Команде же нужен исключительно положительный микроклимат. И состоять она должна из людей, любящих футбол, а не себя в футболе.

    — Кто-нибудь отказался от тренировок?
    — Был только один случай, когда футболист признался, что ему тяжело. Не хочу называть фамилию, тем более и отлучался он ненадолго — проблема решилась за пару дней.

    Приезд психолога заинтересовал футболистов

    — Что самое сложное, когда команда не уступает во многих матчах по игре, но остается на последнем месте?
    — Главное — не только в такой ситуации, но и вообще в тренерской работе — умение управлять коллективом. Сохранить мотивацию, вселить уверенность. Это в нашем деле на первом месте. Если здесь упущения, то все остальное уже не имеет значения. Тактика, техника — эти аспекты рушатся при неблагоприятном психологическом климате.

     

    — Сами справлялись или привлекали психо­лога?
    — Чаще сами. Но с психологом тоже сотрудничали. Этот специалист работал с людьми после пожара в Нижегородской области, его давно знаю. И по рекомендации руковод­ства региона он попал в нам в команду. Я не возражал.

    — В чем заключалась его помощь?
    — Он провел с футболистами групповую беседу. Ответил на их вопросы. Все.

    — Как футболисты восприняли психолога? Ваш бывший подопечный Алексей Игонин говорил, что большинство игроков относятся к таким специалистам как минимум без интереса, а чаще и вовсе настороженно.
    — Дело в том, что у нас и в обыденной жизни подобное отношение к таким специалистам, не только в футболе. Потому что не всегда человек способен допустить в свой внутренний мир кого-то постороннего. Вот в советское время психологи в спортивных командах были популярны, многие команды имели их у себя в штате. Но продолжалось это недолго. Почему? Дело в том, что частенько деятельность психологов несла разрушительную силу. Они были просто не готовы к такой работе — не чувствовали особенностей функционирования спортивного коллектива. Во многом это происходило из-за того, что личные качества этих специалистов оказывались не на высоте. Они предпочитали тянуть одеяло на себя. А в нашем деле это недопустимо. Что касается моих футболистов, то они восприняли психолога нормально, беседа прошла доброжелательно. Даже больше того — после ее окончания многие подходили к этому специалисту и задавали дополнительные вопросы. Очевидно, что этого бы не было, не заинтересуй их общение. В таком случае игроков бы сдуло из зала через три секунды после окончания основной части.

    — Кстати, когда важнее помощь психолога ­команде — в борьбе за выживание или за медали?
    — Разницы нет. Повторю, психологический аспект в футболе на первом месте. Если у игроков нет мотивации, а в коллективе разлад, никакие звезды результат не смогут обеспечить. Примеров в мировом футболе предостаточно — многие команды, в том числе и великие сборные, резко переставали побеждать не по причине снижения уровня игроков, а из-за того, что команда сама по себе переставала существовать.

    Тренер должен успевать за временем

    — Работа с молодежью делает сознание тренера моложе?
    — А что значит моложе? Мне вот сколько лет?

    — Недавно 67 исполнилось.
    — Не-е-т. Мне только 30 лет. Ну, может быть, 40. (Смеется.) Если серьезно, то возможность активно трудиться зависит от многих факторов, в первую очередь от здоровья. У кого-то от природы оно неважное и даже при нормальном образе жизни бывает, отчего люди в 50 лет и чувствуют себя плохо, и, например, по ступенькам с трудом поднимаются. А кто-то и в преклонном возрасте и двигается бодро, и мыслит трезво. Возьмите для примера Никиту Симоняна. То же самое, кстати, касается футболистов — тот же Аджинджал в 38 лет и работоспособность с координацией сохранил, и техническое мастерство по-прежнему с ним. Это ведь не только результат тренировок, такой запас организма генетически заложен. Что же касается тренерской работы, то она как раз и хороша тем, что почти все время мы проводим с молодежью. А у меня нет проблем в общении с ней — мне нравится делиться знаниями, передавать свой опыт. Неслучайно со мной работали и работают молодые тренеры — Гусин, Гордеев, Тетрадзе, Акаев, сейчас вот Канчельскис. Важно успевать за временем. Подчеркну: не время под себя пытаться подстроить, а именно успевать за ним.

    — Что на данный момент у «Волги» не получается из того, что вы хотели видеть?
    — Да многое пока. И в обороне действовать надо надежнее, и перестраиваться быстрее, и в атаку выходить лучше.

    — Все это вопрос времени или нужны более качественные исполнители?
    — Это вопрос бесконечный. Всегда хочется видеть у себя как можно больше сильных игроков. Я, впрочем, и просил укрепить некоторые позиции. Но что делать, если у клуба сейчас ограниченные возможности. От меня же никто эти проблемы не скрывал — наоборот, говорили, что пока времена сложные и из-за финансовых проблем «Волгу» могут вообще не допустить к чемпионату. И пока другие комплектовались, наши руководители решали все эти проблемы. Так что работаем с теми, кто есть, и относятся они к делу профессионально. А бывает ведь и так, что на приглашенного игрока рассчитываешь, а он на 100 процентов возможностей не играет. В том числе и по причине внешних проблем.

    Сапогов плохо читал свой контракт

    — Беспокоитесь, что форварда Алексея Сапогова у вас могут увести уже зимой?
    — Беспокойства здесь быть не должно. Если футболист забивает и прогрессирует, вполне нормально, если им интересуются более сильные клубы. Важно ведь, как и когда человек уходит. Что же касается самого Сапогова, то с ним была проведена большая работа — как при отборе, так и уже в процессе подготовки. Приятно, что мы смогли дать этого нападающего российскому чемпионату.

    — Почему раньше его не замечали в премьер-лиге?
    — Сложно сказать однозначно. На первых тренировках в «Волге» он ведь тоже смотрелся далеко не так, как сейчас. Но нельзя сказать, что его раньше вообще не замечали. Он же был на сборах в «Рубине», но там не закрепился.

    — Алексей способен в ближайшее время заинтересовать тренера сборной?
    — У него много сильных качеств — хорошая школа, координирован, грамотно разбирается во многих ситуациях. Только вот скорости не хватает. Будь по-другому, думаю, заметили бы его гораздо раньше.

    — На тренировках и в раздевалке Сапогов так же раскован, как и в «Твиттере»?
    — Если вы о его высказывании по поводу отношения к режиму, то сделал Алексей это в какой-то степени против себя. У клуба могут возникнуть к нему из-за этого вопросы относительно поведения профессионального футболиста. Видимо, Алексей не читал свой контракт и не очень понимает, что профессионалу можно, а что — нет. Но отмечу и другое. Сапогов хорош тем, что склонен говорить правду, которая в наши дни — дефицит. При этом Алексей эту правду может и обосновать, чтобы она не выглядела просто как голое заявление. Кроме того, что такое хорошо и что такое плохо, он понимает. И коллективу себя, несмотря на свое высказывание, не противопоставляет. На встрече с болельщиками, кстати, тоже говорил очень хорошо именно с точки зрения всего коллектива.

    — Вы заметили, что он мог не читать свой кон­тракт. Как такое возможно?
    — Сейчас молодые люди более-менее внимательно читают раздел, где указаны обязанности клуба перед ними. А вот что касается своих обязанностей и поведенческих норм, то это они изучают менее пристально.

    — У вас по этому поводу была с ним беседа?
    — Нет. С ним разговаривали другие люди. Мы в это время готовились к матчам, и я посчитал, что в тот момент было не время. Хотя в будущем обязательно поговорю с Сапоговым на эту тему.

    Учтем не только успех «Андерлехта»

    — При выборе состава на матч с «Зенитом» будете учитывать питерское прошлое Максимова и Кержакова?
    — Обычно я ставлю в состав игроков против их бывших клубов. Например, Каряка, Белозеров, Аджинджал, Салугин и Кудряшов выходили на поле в Самаре. У футболистов, как правило, особая мотивация в таких случаях, и я даю им возможность себя проявить. Тем более Максимов и Кержаков — важные игроки для нашей команды. В любом случае.

    — Выездной матч питерцев в Брюсселе на руку «Волге»?
    — Чем это нам может помочь? У «Зенита» практически пять дней для того, чтобы полностью восстановиться — как физически, так и эмоционально. Никаких проблем у них не будет. Гораздо сложнее тем, у кого большой перерыв в игровой практике. Тем более у Спаллетти почти весь состав с огромным международным опытом.

    — А опыт «Андерлехта» вы намерены использовать для нейтрализации чемпиона?
    — Я ведь не знаю, как готовился «Андерлехт» к встрече с «Зенитом». Но на основании игры, возможно, кое-что придумаем. Но не только этой. Будем просматривать (разговор состоялся в среду. — «Спорт») и многие другие матчи питерцев.

    — Противостоять «Зениту» без Халка будет проще?
    — У них что, кроме Халка, сильных игроков нет?! Посмотрите, кто иногда остается у «Зенита» на скамейке: Анюков, Денисов, Быстров — игроки сборной. А теперь посмотрите на состав «Волги». Возможно, Халк иногда увлекается индивидуальными действиями, что может быть предсказуемо. Но с тем же «Ростовом» вместо бразильца вышел Быстров, который тоже способен самостоятельно обострять. И ведь достойно заменил бразильца — гол забил.

    — Тем не менее проблем в комбинационной игре у «Зенита» пока хватает. Это дополнительный плюс для «Волги»?
    — Мы не ориентируемся на проблемы «Зенита». Тем более в каждой отдельной встрече у любого соперника что-то может получиться, а что-то не пройти. Поэтому исходим из своей подготовки, чтобы грамотно и надежно сыграть самим.

    — Какой результат посчитаете хорошим?
    — Очко во встрече с «Зенитом» для «Волги» будет хорошим исходом.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»