• Главный тренер ЦОП по спортивной ходьбе Виктор Чегин: «Боюсь ударов в спину»

    Автор: Спорт день за днём

    Шокирующее известие об отстранении семерых российских легкоатлеток от выступлений (с вердиктом: подмена допинг-проб) накануне Олимпиады в Пекине не оставило никого равнодушным. К тому же есть опасения, что скандалы с участием российских олимпийцев на этом не закончатся… Корреспондент «Спорта» как раз на тему допинг-контроля побеседовал с главным тренером Центра олимпийской подготовки по спортивной ходьбе Виктором Чегиным. Личный наставник лидеров сборной России Ольги Каниськиной и Дениса Нижегородова не скрывал своего негативного отношения к сложившейся ситуации.

    Инспектор без документов

    — В России в год берется 500 внесоревновательных проб, в Португалии — 20, — рассказал Чегин. — И почему именно в это время устроили нам такую засаду? Чтобы не успели кем-то заменить и затеять судебное дело по защите своих прав? Нельзя за 10 дней до главного старта четырехлетия выдвигать обвинения за грехи годичной давности, даже если бы эти грехи и были. Это четвертая Олимпиада в моей жизни и самая грязная Олимпиада. Даже грязнее Игр-2000 в Сиднее по части подобных провокаций. Получается: нас так «любят». Вообще, подменить анализ при допинг-контроле (в чем наших спортсменов подозревают) очень сложно. Практически я даже не знаю, как атлет может обмануть человека из WADA. Да и сами инспектора — люди далеко не безгрешные.

    — Что имеете в виду?
    — К примеру, к нашим спортсменам приезжали люди из WADA для внезапной проверки на допинг-контроль. Этих инспекторов задерживают спецслужбы, милиция или иммиграционная служба. И есть на то основания. Они сплошь и рядом привозят посторонних людей. Мы их просим показать соответствующие документы, а документов нет. Они приезжали не по рабочим визам, а по гостевым или туристическим. Зачастую допинг-пробу берут люди, не имеющие при этом на руках необходимых документов. У некоторых не было паспортов, необходимых для заселения в гостиницу! Бывало: селятся в один номер инспектор WADA, а с ним женщина непонятного происхождения. И вместе берут пробу! Более того, они для взятия у спортсменов проб присылали россиянку-переводчицу, работающую в местной туристической организации, даже не заключив с ней трудового договора и формально не снабдив ее справками. И они брали с этих переводчиц слово, чтобы те не рассказывали никому о своих действиях.

    Я этих инспекторов выручал, отмазывал от иммиграционных служб. А на меня они еще писали жалобы, как будто Чегин препятствовал взятию проб у спортсменов.

    — И как же от этого защищаться?
    — Наших спортсменов надо защищать на уровне государства, а не на уровне тренера Чегина, в сферу деятельности которого не входит сотрудничество или, наоборот, борьба с этой организацией. Мое дело — спортсменов тренировать! Просто очень больно за всех наших отстраненных легкоатлеток, их тренеров и родителей. Хотя, казалось бы, какое дело имеет специалист по ходьбе Чегин к бегуньям и метательницам? Но, как говорится, за державу обидно. То, что случилось, похоже на политическую акцию. Дай бог, чтобы я ошибся, но не исключаю, что это не последняя беда российских легкоатлетов перед Пекином.

    Будем ходить по резине

    — Как сейчас проводят подготовку ваши подопечные, в частности Ольга Каниськина и Денис Нижегородов?
    — Нижегородов постоянно тренируется в Саранске, там же, где и большинство наших ходоков. Один раз только ему за все это время мы предоставили короткий отпуск на пару дней, чтобы съездил по срочным служебным делам в Уфу, в свою воинскую часть, где служит в чине майора. А Оля Каниськина в данный момент находится на практике от своего вуза в Нижегородской области и готовится самостоятельно.

    — Не в ущерб тренировочному процессу?
    — Ей удается совмещать. Дело в том, что Ольга в отличие от большинства спортсменов нашей сборной не собирается связывать всю свою жизнь со спортом. Она окончила третий курс математического факультета Мордовского государственного университета. И в своей области очень грамотный специалист. Я просто не имею права запрещать ей учиться. Помогаю Ольге в тренировочном процессе, чтобы она успевала совмещать два жизненно важных для себя дела.

    — Какие условия ожидают ходоков в Пекине?
    — Вся трасса — на резиновой дорожке. Это инициатива китайцев. Спортсмены будут идти по двухкилометровому кругу.

    — Отстающие не помешают лидерам, когда те их обгонят на круг, на два?
    — Этого я не боюсь. К примеру, на «полтиннике» стартуют человек пятьдесят, до финиша, возможно, дойдут лишь двадцать. Так что столпотворения на трассе нечего опасаться.

    — А жары?
    — Ходоки будут соревноваться рано утром по местному времени, до наступления пекла, но все равно — и температура высокая, и влажность. Однако к этому наши спортсмены как раз хорошо подготовились. А вот к удару в спину подготовиться, наверное, невозможно.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»