Валерий Кузьмич прибыл на матч чемпиона России «Рубина» с китайским грандом «Шанхай Шэньхуа» не просто так: в азиатском клубе Непомнящий работал в качестве наставника. Делал он это неплохо: интервью «Спорту» тренер дал под вспышки китайских фоторепортеров.
— После первых дней сбора можете оценить состояние «Томи» и рассказать о возможных усилениях?
— Пока не могу полностью удовлетворить ваш интерес. В тех контрольных матчах, что мы провели, посмотрел возможных новичков. Из семи кандидатов пятерых отправляем домой. Мне неприятно расстраивать людей, лишний раз упоминая их фамилии. Лучше назову тех, кто остался, — делает длинную паузу, внимательно присматриваясь к происходящему на поле. — Вы меня извините, просто в «Шанхае» остался тренер, который помогал мне, когда я там работал. Вот мне и интересно, он ту же схему наигрывает, что мы тогда, или другую... Так вот, остаются Ковальчук-младший и Голяткин. Они произвели приятное впечатление. Футболисты же из обоймы пока имели мало игрового времени.
— На сколько процентов укомплектована «Томь»?
— Тех спартаковцев, что мы подписали, считать? Просто они начнут с нами работать только на втором сборе. Но по возможности будем еще усиливаться. Наша основная проблема — организация игры в атаке. Защиту вроде укрепили, а вот диспетчера нет.
— Исходя из этих потребностей, вы видите проблемы с финансированием? Будут удовлетворены ваши запросы?
— Опять же нелегко ответить на ваш вопрос. Нам пока предлагают игроков, которые стоят миллионы. Естественно, их «Томи» не потянуть. Скажу так: проблем с финансированием клуба нет, проблема в том, что хорошие игроки дорого стоят.
— Под какую схему берете игроков?
— Я как раз в вашей газете прочел, что при получении категории Pro я выступал с докладом на тему «Философия игры по схеме 4-3-3 и ее вариативность». Вот и ответил приблизительно.
— Какое место хотели бы занять в предстоящем сезоне, чтобы вашему тренерскому эго жилось спокойно?
— Говорят: если тренер не мечтает о больших успехах, как же он может работать? Если при том, что мы стараемся ориентироваться на молодых ребят, мы займем место с 6-го по 10-е, то в будущем году уже сможем рассчитывать на более высокий результат.
— Чем была вызвана драка игроков в матче с «Анкарагюджю», после чего вам пришлось увести команду с поля?
— Это была как раз иллюстрация того, что бывает, когда на сборе играешь с турецкой командой, а матч обслуживает турецкий судья. Если вкратце, то игрок соперника спровоцировал нашего, тот повел себя неразумно, вот и понеслось...
— Не обидно вам? Ведь вы когда-то работали как раз с «Анкарагюджю»...
— Да нет, там совсем уже другая команда. Как раз легионеры «Анкарагюджю» и вели себя безобразно…
— Вы работали во всех уголках света. Не успели еще разочароваться в российском футболе?
— Я полагаю, нет российского футбола и нероссийского. Есть футбол со своими особенностями. Конечно, меня иногда коробит от чего-то, но что ж поделать... В конце концов, я начинал работать тренером в Советском Союзе, в первой лиге и во второй, в девятой зоне. Люди с опытом вам сразу скажут: «О-о, все понятно!» Там играли пять грузинских, пять армянских, пять азербайджанских команд и одна из Туркмении. И каждый матч — свежее впечатление. Такие чудеса творились, что вы бы и не поверили сразу. Поэтому я, в принципе, к нашей специфике адаптирован. Но замечу, что в прошлом сезоне «Томь» при мне сыграла десять игр, и я не могу сказать, что столкнулся с какими-то, к примеру, судейскими, проблемами. Не могу сказать, что нас кто-то «убивал».
Кадрие