Завтра в Москве стартует чемпионат России, отборочный к чемпионату мира в Риме. По сути, это первый старт, по которому можно будет оценить итоги работы нового главного тренера команды Андрея Воронцова. Накануне с наставником сборной России поговорила корреспондент «Спорта» Елена КУЗНЕЦОВА.
— Приехав в январе в Россию, вы представляли, с чем предстоит столкнуться в сборной?
— Примерно. Что неприятно поразило, так это отсутствие дисциплины со стороны наставников спортсменов. На сборе в Цахкадзоре одного тренера юношеской сборной мы отчислили за пьянство на работе, еще двое получили предупреждение. Я не знаю, как бороться с курением. В Великобритании, где я раньше тренировал членов сборной команды, за такой проступок специалиста просто уволили бы. А у нас даже систему штрафов не ввести, поскольку тренеры и так мало получают. Ну не можете вы бросить курить — хоть не попадайтесь на глаза спортсменам!
— По высказываниям некоторых наших пловцов, атмосфера в сборной напоминала болото...
— Я бы сказал так: болото постепенно высыхает. Я разговаривал со спортсменами, большинство из них нормальные, адекватные люди, которые понимают поставленные перед ними задачи.
— На национальных чемпионатах в США, Австралии, Нидерландах спортсмены практически всегда бьют мировые рекорды. Наши же ребята, как правило, обновляют только национальные достижения.
— Тому есть несколько причин. Первая — отсутствие четких планов подготовки. Сейчас я попросил спортсменов, находящихся на сборе на озере Круглое, подписать так называемые обязательства по результатам, чтобы они хотя бы представляли себе, к чему готовятся. А то недавно мне принесли индивидуальный план подготовки спортсмена, где расписаны результаты на уровне 1985–88 годов. Кому нужны такие достижения? Формулировки, что сейчас послеолимпийский год, рвать жилы никто не будет, меня тоже не устраивают. Я хочу, чтобы спортсмены нашей сборной видели себя на подиуме на любом соревновании. Еще одна причина — огрехи в технике. Многие тренеры на местах увлекаются функциональной подготовкой в ущерб технической. Есть много мелочей, на которые наши спортсмены не обращают внимания. Например, у нас не уделяется внимания проблеме дегидратации — восполнению потери воды в организме. Во время тренировки у спортсмена должны стоять две бутылки воды. Те же энергетические батончики лучше усваиваются с водой. А наши ребята в лучшем случае одну треть из емкости выпивают. Им никто не объясняет, насколько это важно.
— Вы, тренируя сборную команду Великобритании, имеете возможность сравнить психологию спортсменов на Западе и у нас.
— В Великобритании каждый пловец видит себя на пьедестале. Хотя там за победы получают не такие высокие вознаграждения, как кажется нашим спортсменам. И стипендия у иностранцев не такая высокая, даже ниже, чем у наших ребят. На чемпионате США любой спортсмен, плывущий рядом с Фелпсом, уверен, что сможет обогнать его.
— И все же нашим спортсменам есть чему позавидовать тем же британцам и американцам. У тех есть возможность плавать в самых современных гидрокостюмах.
— Костюмы, безусловно, очень важны. Я недавно смотрел результаты чемпионатов Голландии, Италии, так там спортсмены, плывущие в новинках от известных фирм, улучшали свое время не на сотые доли, а на 3–5 секунд! Рекорды обесцениваются. Много будет зависеть от решения FINA, которая в три этапа собирается ограничить использование гидрокостюмов. Когда это случится, мы обеспечим команду лучшими моделями.