• Главный тренер сборной Германии Йоахим Лев: Люди всегда найдут, за что меня поругать

    24.03.07 16:00

    Главный тренер сборной Германии Йоахим Лев: Люди всегда найдут, за что меня поругать - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Футбольную карьеру Йоахим Лев сделал себе, безо всяких преувеличений, не на футбольном поле, а рядом с бровкой. Против всего 52 матчей в бундеслиге, проведенных в качестве футболиста, стоят тренерская победа в Кубке Германии и участие в финале Кубка кубков со «Штутгартом», а также первое место в бундеслиге австрийской со скромным «Тиролем». Наконец, примите во внимание третье место со сборной Германии на чемпионате мира, в котором Лев принял участие в качестве ассистента Юргена Клинсманна. Представитель молодого поколения тренеров проявил себя так, что даже в такой чересчур принципиальной организации, как Немецкий футбольный союз, никто не решился оспорить кандидатуру Лева в качестве наследника герра Юргена, когда тот решил оставить свой пост. Тренер, взваливший на себя непомерную ответственность в преддверии ключевого отборочного матча между Чехией и Германией, дал интервью группе журналистов, среди которых были и корреспонденты «Спорта».

    Миф о четырех минутах

    – Герр Лев, вы, молодой тренер, встречаетесь с командой, которой руководит Карел Брюкнер, годящийся вам в отцы. Как вы относитесь к своему коллеге?
    – С глубоким уважением. У меня ощущение, что это прирожденный лидер, который умеет найти общий язык даже с совсем молодым поколением игроков.

    – Вы, похоже, исповедуете разные методы. Известно, что вы представляете собой тип научного тренера. Брюкнер, к примеру, наоборот, не верит цифрам, медицинским показателям, а старается ориентироваться лишь на свою интуицию…
    – Вы ошибаетесь – я совершенно не представляю собой тип научного тренера! Я тоже полагаюсь на интуицию и, скорее, являюсь практиком. Научные исследования и медицинские тесты – лишь малая толика того, из чего складывается результат в футболе, они помогают разве что судить о форме игроков в определенных деталях. Гораздо большее значение имеют технические, тактические и игровые тренировки.

    – Юрген Клинсманн говорил, что вы можете за четыре минуты объяснить четверке защитников их действия на поле в ходе матча. Как у вас это получается?
    – Да не умею я этого за четыре минуты! (Улыбается…) На это нужно чуть больше времени. Вместе с четверкой защитников работает целая команда, и прочим игрокам также следует уделять внимание. Никто не сможет научить защитников играть одним лишь объяснением.

     

    Культура настроя

    – Вместе с Клинсманном вы провели в сборной в определенном смысле революционные изменения. Какой частью проделанной работы вы довольны больше всего?
    – Больше всего… (Задумывается.) Было несколько моментов, исходя из которых мы сказали себе: пойдем другим путем. Мне кажется важным тот шаг, что после чемпионата Европы-2004 мы сумели изменить состав, постепенно вводя в него молодых футболистов, 19–20-летних парней без международного опыта.

    – Изменили ли вы что-нибудь в сборной после ухода Клинсманна?
    – Ввели пару новых вещей на тренировках. При этом удержали тот же административный штаб. Для меня это было очень важно, поскольку я был уверен: все работает как швейцарские часы. В то же время очевидно, что на следующие два года у нас новые планы. Хотим привести в сборную еще больше молодежи, давать всем шанс и готовить парней к новым турнирам. Повода делать серьезные изменения не было, все идет по плану.

    – Всегда казалось, что в той сборной вы были скорее теоретиком, а Клинсманн – мотиватором. Как настраиваете игроков без него?
    – Разумеется, у нас были распределены задачи. Но тренер должен обладать разнообразным набором качеств. Мотивацией нельзя заниматься только лишь за десять минут до начала матча. Культура настроя должна строиться по ходу подготовки в целом. Мы с Юргеном начали мотивировать команду с 2004 года.

    Ни слова о футболе

    – Клинсманн был на футбольном поле звездой, чего, не обижайтесь, не скажешь о вас. Не чувствовали ли вы от игроков меньше уважения?
    – Нет. Думаю, игроки быстро понимают, разбирается человек в футболе или нет. И при этом не имеет значения, играл ли человек на высшем уровне. Игрок и тренер – две разные роли. Далеко не каждый, кто отыграл 100 матчей за сборную, обязательно станет хорошим тренером. Разумеется, Юргену было несколько легче, но только в самом начале. Чемпион мира и Европы – понятно, что ему больше доверяли. Но и он должен был постоянно доказывать, что ведет команду в правильном направлении. Например, после поражения в товарищеском матче от Италии 1:4. Каждый тренер периодически подвергается критике, нападкам публики. Это абсолютно нормально. Особенно для тех, кто возглавляет сборную и находится буквально под микроскопом у целой страны.

    – Пока что вы успешны: шесть побед и ничья. Как отнесетесь к критике, если в Праге вдруг проиграете?
    – Я работаю тренером десять лет, был в серьезных клубах, в Стамбуле, в Штутгарте. И в такой ситуации оказывался довольно часто. Человек должен легко переносить и критику, и похвалу.

    – Давление в сборной похоже на то, что было в «Фенербахче»?
    – Что-то похожее есть. «Фенербахче» – амбициозный клуб, на каждую тренировку приходило по 100 журналистов, все газеты требовали только побед. Когда проигрывали, лучше было не выходить на улицу. Хорошая школа, что и говорить.

    – Вы сейчас контактируете с Клинсманном? Дает ли он вам советы?
    – Контактируем постоянно, но о футболе не разговариваем совсем. Подобных бесед у нас было полно за последние два года, и сейчас мы решили, что есть уйма других тем. Можно сказать, что мы стали с Юргеном друзьями, так что в основном беседуем на жизненные темы.

    Чехи тоже хотят

    – Менеджер «Баварии» Ули Хенесс сказал, что после чемпионата мира ваша работа будет еще тяжелее. Так и есть?
    – Если учесть, что нам постоянно придется доказывать, что мы растем как команда, то да. Сейчас, например, нужно уверенно сыграть с чехами. Потом постараться выиграть чемпионат Европы. Мировое первенство в Южной Африке – еще один вызов. И так далее.

    – Вы сами не создаете лишнего давления на команду, говоря о намерении выиграть Евро-2008?
    – Нельзя ехать на большой турнир и радоваться лишь тому, что на нем есть возможность выступить. Или пробиться, скажем, в плей-офф. Мы сделаем все, чтобы выиграть чемпионат Европы, потому что этого хотим. Есть разница между «хотим» и «выиграем», не правда ли? Чехи, уверен, тоже хотят.

    – А общественность, по-вашему, видит разницу между «хотим» и «выиграем»?
    – Это вопрос формулировки. Но вы правы: стоит мне что-то сказать, и люди тут же начинают жить лишь моими словами, вроде как ждут, что мы выиграем чемпионат Европы. Но я не могу сказать: «Давайте пробьемся в четвертьфинал»,  – потому что народ скажет, что мы трусы. Если же скажу: «Посмотрим, как далеко удастся пройти», – в случае неудачи будут ругать за то, что команда не имела цели.

    Одонкор вместо Дайслера

    – Как часто вы лично контактируете с игроками?
    – По-разному. Общаюсь плотно, когда приезжаю на какой-то определенный матч посмотреть «сборников». По телефону звоню по ситуации. Если чувствую, что футболисту нужно выговориться, наберу его номер и спрошу, как дела. Особенно когда игрок травмирован или переживает кризис. Получается так, что со всеми подопечными общаюсь каждый месяц.

    – Наверное, и с Себастьяном Дайслером в том числе. Удивлены, что он закончил карьеру?
    – Я был очень удивлен, потому что, когда общался с ним в декабре, он говорил мне, что все идет хорошо. Но я могу его понять. Он уже не хотел играть на таком высоком уровне, постоянно получая травмы и стрессы. Я сказал Себастьяну: «Это твое решение, я его уважаю». Хотя, безусловно, жаль, когда человек с такими возможностями столь рано завершает карьеру.

    – Большая потеря, Клинсманн ценил Дайслера очень высоко…
    – Разумеется. Но мы должны найти решение проблемы. На его позиции может играть, например, Одонкор. В конце концов, с 2004 года мы довольно часто играли без Дайслера, поскольку он постоянно лечился. И, в принципе, справлялись.

    По сорок матчей за плечами

    – Сколько матчей за неделю вы видите живьем? Летаете ли в Англию к Леманну или Баллаку?
    – За неделю смотрю в среднем четыре матча. В Англии как раз был только что.

    – Баллаку в «Челси» в этом сезоне приходится нелегко. Угрожает ли это обстоятельство его месту в сборной?
    – Нет. Михаэль у нас однозначно ключевая фигура. В Германии долго играл на высшем уровне. Отъезд же за границу – большая перемена в жизни, к которой нужно привыкать. Многие выдающиеся игроки освоились в премьер-лиге лишь во втором своем сезоне, что уж говорить о «Челси», в котором собраны сплошь футболисты мирового уровня! Дрогба, например, там тоже изначально не был в такой форме, как сейчас. То же самое Шевченко. Никаких сомнений, что Баллак в «Челси» со временем заиграет так, как умеет.

    – Почему же тогда Томаш Росицки гораздо быстрее освоился в «Арсенале»?
    – Люди разные, кто-то привыкает к новым условиям быстрее, кто-то медленнее. Глеб ведь тоже нуждался во времени на адаптацию. Причем многое еще зависит от совместимости игрового стиля футболиста и команды.

    – Лам, Швайнштайгер, Подольски, определенно, пережили кризис в «Баварии». Для вас это проблема?
    – Не проблема. Здесь все в порядке. Эти молодые ребята уже имеют за плечами по сорок матчей за сборную. Отыграли Кубок Конфедераций в 2005 году, из-за чего практически не имели времени на подготовку к сезону. То же самое в прошлом году: на чемпионате мира мы оставались до последнего дня, потом был совсем небольшой отпуск – и опять скомканная подготовка. Так что совершенно нормально, что столь молодые парни по ходу сезона имеют некоторые проблемы.

    Конкуренция грандам

    – Похоже, что те, кто не слишком удачно играет за клубы, неплохо смотрятся в сборной. Вы делаете что-то лучше, чем в клубах?
    – Нет. У нас есть четкие требования, игроки ясно представляют, чего мы от них ждем. Они с радостью ждут сборов национальной команды, потому что пережили в ней успехи – и на чемпионате мира, и сейчас, в отборочном турнире на Евро. Наверное, им помогает выступить лучше эмоциональный фон сборной.

    – Почему немецкие клубы, имея неплохой набор собственных игроков, в последнее время столь неуспешны на европейской арене?
    – Да, мы, конечно, сделали шаг назад, хотя в этом сезоне «Бавария» выступает неплохо, «Вердер», клуб с небольшими возможностями, продолжает борьбу за Кубок УЕФА… Может быть, частично наши неудачи объясняются тем, что испанские или англий-ские клубы имеют лучшие финансовые возможности и могут покупать игроков высочайшего уровня. Но в Германии, слава богу, удалось начать выращивать своих футболистов, которые постоянно получают шанс заявить о себе. Это позитивный момент. У нас довольно ровный чемпионат. Лучшим европейским чемпионатом бундеслигу не назовешь, но в пятерке ведущих она, безусловно, присутствует. Понятно, что в Европе существуют гранды вроде «Барселоны», «Челси» или «Арсенала», но я считаю, «Бавария» и «Вердер» могут составить им конкуренцию.

    Фрайбург – Прага


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»