Российские легионеры не на шутку раззабивались в европейских чемпионатах. Хороший ли это знак для национальной сборной в преддверии отборочных матчей с Македонией и Ирландией? «Спорт» пытается разобраться с помощью нашего постоянного эксперта.
— Анатолий Федорович, следите ли вы за тем, как выступают российские футболисты в зарубежных чемпионатах? И есть ли на что надеяться, если учесть, как удачно они сыграли в минувший уик-энд?
— Слежу и абсолютно уверен в том, что их возросшая активность накануне важных матчей — весьма положительный фактор. Успехи ребят я бы связал с обретением оптимального состояния по сравнению с началом сезона, достаточным багажом игровой практики. Если в России забивают Ари и Веллитон, то приятно, что хотя бы за рубежом отличаются россияне. Во всяком случае к играм с Ирландией и Македонией можно подойти в боеспособном состоянии.
— Не кажется ли вам, что в клубах у них у всех получается лучше, чем в сборной?
— Если вы о матче со Словакией, то я предлагаю его все-таки вынести за скобки. Там все уперлось в структуру игры словаков, то, как они разобрали наших игроков индивидуально, не дали проявить себя именно тем, кто должен был забивать. Словаки нивелировали наше преимущество в скорости, мы столкнулись с этим и в самой атаке, и в переходе из обороны в атаку. Это объективная причина. Кроме того, мы не использовали свои шансы, и речь тут не о пустом везении. Складывается впечатление, что у отдельных игроков нет понимания необходимости запредельной отдачи, что как раз было у словаков. Почему так происходит? То ли от чрезмерной уверенности в своих силах, то ли причина лежит вообще за рамками данного конкретного матча.
— Мы тут подсчитали в редакции, что уже на протяжении нескольких лет игроки сборной России не забивали со «второго этажа». Что происходит?
— Сказать, что Погребняк, Павлюченко, Игнашевич или Березуцкие слабы в этом компоненте игры, никак нельзя. И в целом мы в игре головой не слабее своих соперников. Так что скорее проблема заключается в средствах ведения игры сборной. Мы постоянно «переигрываем» те моменты, которые создаем, стараясь разыграть мяч до верного, вместо того чтобы иногда быстро ударить по воротам или сделать нацеленный прострел.
— Странно. У сборной — европейский тренер. В западных клубах у наших легионеров — те же самые европейские тренеры, и подобных проблем нет. Почему же тогда мы так странно играем?
— Проблема связана с тем, что мы, часто владея инициативой, начинаем слишком верить в свое тотальное преимущество. А ведь, как правило, эта инициатива иллюзорна и специально отдается соперником. Мы регулярно попадаем в эту ловушку. Получается, с каждым новым пасом игроки оказываются в той самой ситуации, когда одну ногу вытаскиваешь, а вторая увязает. И соперник в каждой контратаке получает драгоценное пространство.
— В последнее время сборная играет одним и тем же составом, несмотря на то что не все игроки в Европе получают нужную игровую практику…
— Да, есть такая проблема. Мы не видим света в конце тоннеля, зациклились на определенном количестве игроков, считая, что других нет. Такие стереотипы мешают конкуренции, соответственно мы не можем разнообразить игру. Когда-то нужно эту ситуацию преодолевать и воспитать футболистов, которые выйдут и сыграют вместо тех, кто не в форме. А так получается, что у нас позиции правого и левого защитников не сдвоены вовсе…
— При этом главным тренером сборной уже сказано, что в молодежной сборной никого нет…
— я бы не хотел давать советов. Остановлюсь на примере из прошлого. Я столкнулся с похожей ситуацией в 1990 году, когда в сборной после итальянского чемпионата мира оставалась группа опытных игроков вроде Литовченко, Заварова, Демьяненко, Дасаева. И в то же время подросла хорошая смена в лице Колыванова, Кулькова, Добровольского и так далее. Они все были готовыми игроками, но важно было выбрать момент, когда им доверить место в составе. Можно было проиграть со стариками и свалить все на них, но все же было принято другое решение, и новая сборная добилась хороших результатов. Та же ситуация была и в 1998-м, когда мне пришлось делать абсолютно новую команду. Только терпения дождаться результатов у руководства не хватило, однако появились новые игроки, которыми пользовались несколько лет. Будет ли повторение истории сейчас? Зависит только от Адвоката и его видения ситуации. В конце концов, возьмите Паршивлюка, Иванова, Щенникова — они крайние защитники и играют в клубах постоянно…
— Как думаете, Жиркову не стоит ли попроситься в аренду?
— Если его отправят, то у него самого возникнет ощущение, что он не закрепился, не смог себя проявить. А если попросится сам, то совсем другое дело. Ведь ему нужна практика, чтобы выйти на тот уровень, что позволял его считать лучшим игроком нашей страны за последние 5 лет.
— Билялетдинов тоже мало играет…
— Это проблема, как и то, что если и играет, то не совсем на своей позиции. Его просят больше обороняться, а это не сильнейшая сторона Динияра. При этом я вижу, что у него появилось больше уверенности и универсальности. Остается только регулярно получать игровую практику.
— Булыкин еще может помочь сборной?
— Не думаю. У нас есть Бухаров, подрастает Дзюба. Так что говорить о Булыкине, выступающем в заштатном голландском клубе, при том что в состав не попадает даже Кержаков, который забивает в Лиге Европы по три мяча, не стоит.