Когда Валерий Брагин в пятницу пришел в «Юбилейный» посмотреть матч сборной Петербурга против Швеции, он еще не знал, что питерцы разыграют с его командой в последний день «Большого приза Санкт-Петербурга» бронзовые медали турнира. Наставник молодежной сборной России устроился на трибуне на самой верхотуре, где его и поймал корреспондент «Спорта». Начали разговор с турнира и хоккеистов «молодежки», а закончили — футбольным долгостроем и неудачами СКА.
Зритель привык к уровню СКА
— Какие остались впечатления от «Большого приза»?
— Все нормально, организация в норме. Никаких претензий нет.
— Большая часть турнира прошла в рабочие дни, причем первые игры начинались в 16.30. Мало кто пойдет на хоккей в такое время...
— Я думаю, что в восемь часов вечера в рабочий день играть нормально. А насчет 16.30... Ну видите, и вечером то же самое количество народа. Значит, не в этом проблема. Просто питерские болельщики привыкли к другому ровню хоккея. Как у СКА. На него по 12 тысяч же приходит. Думаю, поэтому этот турнир особого интереса не представляет для зрителя.
— Больше всего похвал по этому турниру получила тройка Бучневич — Шалунов — Перескоков. Бучневича в его неполные 17 лет уже сравнивают с Малкиным, а что скажете об остальных двоих?
— Мы специально подбирали это звено. Они все трое любят и умеют играть в пас. К тому же и неплохие голеадоры. У них тоже есть проблемы. Слишком переигрывают с пасом. Может быть, в других сочетаниях они бы так не смотрелись.
— Клубные тройки из ярославского «Локо» и казанского «Барса» здесь не так хороши...
— Многие ребята попали в сборную впервые. Это вопрос психологии. Я же вижу, как хорошо они играют в своих клубах, но здесь под давлением немного сдали. Вообще этот турнир для тренерского штаба молодежной сборной очень полезен. Посмотрим кандидатов...
Никто не требует бить канадцев
— А ребята сильно меняются, после того как попадают в сборную и проходят с ней турнир?
— Уверенность появляется. Исчезает сильная боязнь ошибиться. Ведь на этом турнире играют практически лучшие игроки Европы своего возраста. На их фоне ясно понимаешь, что из себя представляешь каждый хоккеист.
— На молодежную сборную руководство давит перед чемпионатами мира? Обязательно выиграть или, может быть, обязательно побить канадцев?
— Вовсе нет. Разве что перед домашним чемпионатом мира, который состоится в декабре в Уфе... Все будут не то что требовать победы, но ждать ее. Это будет довлеть над ребятами.
— Чувствуете по работе со сборной разницу между теми, кто играет в североамериканских лигах и в наших?
— Нет. Если игрок талантлив, он одинаково талантливо играет и здесь, и там.
— То есть особого смысла уезжать и нет?
— Конечно! Если хочешь играть, то будешь играть здесь, если нет — нигде не будешь.
— В составе команды, выступавшей на «Большом призе», из Северной Америки только Андрей Педан. Его вы в начале года покритиковали и на молодежный чемпионат мира — 2012 в Калгари не взяли. Как он сейчас?
— У него существуют проблемы, он о них знает. С ним нужно больше индивидуально заниматься, много работать. Данные хорошие, но надо окрепнуть физически.
Как только лимит на легионеров ослабевает, уровень сборной разу падает
— Вас болельщики называют «редкий человек, находящийся на своем месте». Вы согласны, что ваше место — именно в «молодежке»?
— (Пауза.) Не знаю. Посмотрим. Мне нравится работать с молодыми. Со стороны ребят хорошая энергетика. Они импульсивные, горячие. А я им опыт житейский передаю. А с другой стороны — клубная работа по-своему интересна. Каждодневный труд. А здесь, в сборной больше аналитической работы, больше просмотров, прикидок.
— Стало быть, все-таки зовут в КХЛ?
— Ну я же не сказал про это (улыбается). Я такого не говорил.
— В КХЛ вводят новые правила, и одно из громких обсуждений — лимит по количеству матчей для иностранных вратарей. Одобряете?
— Правильно делают. Чтобы росли русские вратари. Несколько лет назад у нас было правило, что пятьдесят процентов времени наш вратарь должен стоять, и сразу после этого появилась смена. У нас существует проблема с российскими голкиперами, так что все верно.
— Лимит на легионеров на остальных позициях тоже стоит ужесточить?
— Думаю, да. У нас много молодых, которым надо дать шанс. Лигу надо омолаживать. Как только лимит ослабляют, уровень сборной страны сразу падает. Если хоккеист играет в КХЛ, пусть немного, или даже просто участвует в тренировочном процессе, он выходит на совсем другой уровень. Лимиты на количество молодых в составе ведь вводятся в интересах молодежной сборной. Мы привыкли, что у нас должны быть победы.
— А то, что формат плей-офф подгоняют под интересы главной сборной, не расстроило?
— (Усмехается.) На этот один сезон, может быть, и правильно. Вы поймите: домашняя Олимпиада! От этого много зависит для хоккея. Все хотят победы. Тренерам дают больше времени для работы с игроками за счет сокращения игр.
Дальше Валерий Николаевич сам стал задавать вопросы, и я превратился на время в интервьюируемого.
— Как в Питере оценивают результаты СКА в этом сезоне?
— По-разному, но фанаты в основном плохо оценивают... Они ведь с самого начала были против приглашения Милоши Ржиги.
— Но они же потом помирились?
— Вроде бы... Но в любом случае команда аншлаги собирала — это главное.
— Верно. А как с вашим питерским стадионом для «Зенита» дела? Давно его строят.
— Архитектор Курокава умер, с тех пор все проект дорабатывают, а строительство тормозится.
— Да-а... Проблема.
Пришлось снова брать инициативу в свои руки, переходить к делам хоккейным.
А кого «Витязь» воспитал? Анисин и раньше был неплох...
— Хотели бы, чтобы в КХЛ было больше команд, составленных из молодежи?
— Ну как же одни молодые будут? Всегда должны быть опытные игроки — костяк. Чтоб молодые учились. Молодые могут игру сыграть, а потом — перепад. Вот как мы на этом турнире...
— Вот «Витязь», например, играл почти молодежным составом и подготовил хороших игроков...
— А кого они воспитали? Анисина? Он и до «Витязя» неплохо проявлял себя. Там он просто играл в первом звене, почти все большинство. С партнерами повезло, с Панариным особенно. И возраст пришел! 23 года, самое время. Его в сборную-то вызывают?
— Он пока в Кубке Гагарина играет, а потом, наверное, вызовут. А вы сами за кого-нибудь в КХЛ болеете? За «Спартак»?
— Нет. Только за хороший хоккей. Вот какой матч был великолепный «Авангард» — «Динамо» (первый матч серии. — «Спорт»). Вот это — настоящий финал! Равная игра. Я бы не сказал, что восточный хоккей сильнее западного.
— Вам интереснее смотреть за остроатакующим хоккеем или такая игра, как в серии «Трактора» и «Авангарда», тоже хороша?
— По-своему хороша и интересна. Это плей-офф — цена ошибки велика. Что же мы их осуждаем? Мы в этом году на молодежном чемпионате мира так же осторожно финал играли.