В этом году в нашем футболе появились еще два фарм-клуба премьер-лиги — «Смена-Зенит» и «Локомотив-2». Главный тренер «железнодорожников» Евгений Харлачев рассказал, для чего такие команды нужны. Кроме того, четырехкратный обладатель кубка России подвел своеобразный итог своей игровой карьеры.
Нужна такая команда
— Я уверен на сто процентов, что фарм-клубы нужны, — начал разговор Евгений Валерьевич. — Можно, конечно, ограничиться одной молодежной командой. Однако необходимо понимать, что в ней выступают выпускники футбольных школ, которым по семнадцать-восемнадцать лет. В фарм-клубах играют уже двадцатилетние футболисты. Для юношеского футбола разница в два года весьма значительна.
— А в каком дивизионе должны выступать такие команды?
— Здесь все зависит от желания руководителей клубов. Если есть финансовые возможности, то почему бы и не поиграть в первом дивизионе? Хотя, может быть, молодым футболистам легче начинать выступления со второго дивизиона. Моя же основная задача заключается в подготовке игроков для основной команды.
— Насколько оправданно нахождение в «Локомотиве-2» опытных Дмитрия Ляпкина, Юрия Дроздова? Недавно еще был Руслан Нигматуллин. В «Смене-Зените» таких игроков нет.
— Абсолютно оправданно! Эти футболисты призваны помочь нашей молодежи не быть мальчиками для битья. Они подсказывают им, как вести себя на поле, в тренировочном процессе, в жизни.
— Сказался ли на вашей работе начинающего тренера перевод в главную команду Олега Пашинина?
— Прежде всего я рад за Олега. Ведь наша команда должна поставлять кадры для основного состава. В первое время пришлось непросто. Мне было не с кем посоветоваться. Приходилось работать одному. Однако вместе с Сергеем Мандреко мы сейчас полностью справляемся. За что ему большое спасибо.
— Как известно, «Локомотив» возглавил Юрий Семин. Часто ли вам удается с ним пересекаться? Дает ли он какие-то советы? Словом, расскажите о ваших взаимоотношениях.
— Они великолепные. Я благодарен Юрия Павловичу. Ведь именно в его команде я состоялся как футболист. Всегда могу обратиться к нему за каким-то советом. Вместе мы решаем различные организационные вопросы, связанные с фарм-клубом.
— Понятно, что приход Семина в «Локомотив» должен сказаться положительным образом. Тем не менее почему при Юрии Павловиче команда пока не смогла одержать ни одной победы?
— Я думаю, что этот вопрос нужно адресовать все-таки ему. Не хотелось бы что-то конкретизировать. У меня есть свое мнение на этот счет, но я не стану его озвучивать.
Семин отговаривал
— Поговорим теперь о вашей карьере футболиста. Почему завершили ее в 31 год?
— Здесь много причин. Считаю, что мне нужно «порыться в себе». Я сделал большую ошибку, когда в 2001 году ушел в московское «Динамо». Имели место определенные трудности, но их нужно было перетерпеть. Тогда казалось, что я делаю все правильно. Это была моя инициатива. Хотя Семин отговаривал меня от подобного шага. Возможно, это предопределило столь раннее завершение карьеры. После «Динамо» через три года я оказался в «Сатурне», потом в «Балтике». То есть все пошло по нисходящей. Я стал осознавать, что не могу больше быть полезен футболу. К тому же получил тяжелую травму, перелом ноги. В моей семье родился второй ребенок, а я выступал не в Москве. Играл на своей исторической родине, в тольяттинской «Ладе». Вроде как должен был становиться там главным тренером… Словом, закончил и решил сосредоточиться на семейных проблемах.
— Несмотря на четыре завоеванных кубка России, чемпионом страны вы так и не стали. Не обидно?
— Очень обидно. Мне не довелось сыграть в «настоящей» Лиге чемпионов, на групповом этапе. Тем не менее я буду очень рад, если кто-то из наших футболистов хотя бы повторит мою карьеру.
— Судя по всему, в своей тренерской работе вы опираетесь на знания, которые получили в свое время от Семина?
— Да, конечно. Я беру их за основу. Применяю также знания, полученные во время стажировок в итальянских и испанских клубах от ВШТ. Полагаюсь, естественно, и на свою собственную интуицию. Большой плюс на данный момент заключается в том, что я сейчас главный тренер. Это прежде всего самостоятельная работа. Я могу проявить себя, не боюсь экспериментировать, привношу свои идеи. «Локомотив-2» для этого и существует. Может быть, совершу какую-нибудь революцию в футболе. А потом скажут: «Вот это придумал Харлачев». Конечно, я все утрирую. Но я рад представившемуся шансу. Горжусь этим.