Вернувшейся в суперлигу «Ленинградке» многие предрекали в нынешнем сезоне роль аутсайдера. Однако питерская команда не только не погрязла в борьбе за выживание, но и успела попортить нервы лидерам чемпионата. Хотя, как рассказал корреспонденту «Спорта» главный тренер и президент клуба Александр Кашин, добиться «Ленинградка» может гораздо большего.
Победы без большого бюджета
– Хотя задачу, поставленную перед нами советом акционеров и городом, – попасть в восьмерку – мы, судя по всему, выполним, результат мог быть и лучше. Но в начале сезона команду подкосили уход в декрет Марии Купчинской – нашего либеро, и отъезд домой по семейным обстоятельствам голландской нападающей Эрни Бринкман (она отсутствовала пять туров и вернулась только 20 января. – «Спорт»). Полгода мы наигрывали этот состав, и вот так все обернулось… Для меня это, конечно, стало шоком.
– Получается, что кадровые проблемы стоят довольно остро?
– К сожалению, мы не московское «Динамо», которое может позволить себе иметь два полноценных состава. У нас в последних играх на замене сидит всего один человек. Селекция в клубе, конечно же, ведется, и в следующем сезоне мы планируем приобрести ряд сильных игроков, но максимум, на который мы можем рассчитывать, – это девять равных спортсменок. В принципе, ситуация у нас еще не такая плохая. Лучше подбор игроков только у пяти-шести клубов, которые и находятся выше в турнирной таблице. В остальных командах ситуация совсем аховая.
– Нехватка игроков вызвана плохим финансированием?
– И этим тоже. Бюджет нашей команды действительно маленький. К примеру, в Омске, у команд, выступающих в высшей лиге «А» бюджет больше нашего раза в четыре. Если брать суперлигу, то по бюджету мы находимся, наверное, на 11-й позиции. Естественно, что в таких условиях вести борьбу за медали очень сложно. И хотя дело с мертвой точки сдвинулось – в спорт в Петербурге деньги стали вкладывать, – этого все равно не хватает. Оказал нам небольшую помощь Фонд развития спорта, выделивший четыре миллиона рублей. Сумма, конечно, небольшая, но хоть что-то...
Вообще, по моему мнению, каждый бизнесмен должен отдавать часть средств на развитие спорта. Неужели вы думаете, что губернатор Московской области Борис Громов ходит и упрашивает, чтоб предприниматели выделили деньги?! Нет. Там уже принято помогать спорту. У нас же это еще не прижилось. Мне в этом плане вдвойне тяжелей, так как я одновременно владею «Эго-холдингом». Если бы был просто тренером, то договориться с кем-то, возможно, было бы и проще. В моем же положении на просьбу выделить средства наверняка последовал бы ответ: «Ну у тебя самого куча денег».
Считаю дни до окончания сезона
– Кстати, не сильно ли мешает совмещение тренерской работы и ведения бизнеса?
– Сейчас я уже, наверное, все же больше тренер, нежели бизнесмен. Бизнесу уделяю всего 10 процентов времени. Все остальное – «Ленинградке». Свободного времени, вы правы, совсем не остается. Если честно, то даже забыл это словосочетание. Недавно поймал себя на мысли, что считаю дни до окончания сезона, потому что совсем нет сил.
– У «Ленинградки» до сих пор отсутствует собственный зал. Как идет работа в этом направлении?
– Сейчас проблема состоит только в оформлении участка земли, которое ведется уже два года. Чем быстрее городские власти его выделят, тем быстрее у нас появится зал. Нам его, конечно, очень не хватает – когда тренируешься в зале с высотой потолка 7–8 метров, а потом переходишь в 20-метровый, это очень сказывается на качестве игры.
– На ваш взгляд, есть ли в «Ленинградке» волейболистки, соответствующие уровню сборной, и общался ли с вами тренер национальной команды Джованни Капрара на этот счет?
– Да. С Капрарой мы разговаривали, и за несколькими волейболистками он постоянно следит. Более того, мои подопечные вполне могли оказаться на прошедшем чемпионате мира. Увы, Наталья Алимова, которую я считаю лучшей нападающей первого темпа в стране, в апреле прошлого года получила травму и пропустила всю летнюю подготовку. Восстановилась она только-только к мировому первенству, и Джованни не рискнул привлечь ее в национальную команду. Еще одна волейболистка, которая наверняка окажется на Олимпиаде в Пекине – Юлия Андрушко. Она совсем недавно сменила белорусское гражданство на российское. Вообще, кстати, 21-летняя Андрушко, на мой взгляд, самая перспективная нападающая. И, вы будете удивлены, не обменял бы ее ни на Гамову, ни на Годину. Почему? Гамова и Година уже сформировавшиеся спортсменки. У Юли же есть перспектива развития. Она постоянно учится и прогрессирует.
– Признайтесь, тренировать женский клуб…
– (Перебивает.) Лучше застрелиться. Очень сложное занятие. Уверен, что с мужчинами работать легче: им скажешь один раз, и все – поняли. И даже если произошел какой-то конфликт, то они в раздевалке поговорили по душам, разобрались и разошлись. У женщин все намного сложнее – нужно учитывать их физическое, психологическое, физиологическое состояние, от этого целиком и полностью зависит микроклимат в команде. Но все это очень интересно, и поэтому я здесь. Сейчас вне волейбола себя не представляю. Да и как можно представить – когда столько пережито и столько сил вложено в команду.