Вопрос с моим назначением решили за полдня
– Леонид Васильевич, как возник вариант с «Кубанью»?
– Предложение мне поступило вечером 16 апреля. Я прилетел в Краснодар посмотреть матч «Кубани» с «Сатурном», но целью моего визита вообще-то было посещение родного города Гулькевичи в годовщину смерти матери. 17-го около полудня все уже было решено окончательно – меня утвердили в должности главного тренера «Кубани». И представили команде. Вот так быстро все произошло. Я даже не успел толком собраться.
– Выходит, вариант возглавить «Кубань» был для вас неожиданностью?
– Наверное, только отчасти. Я тренер. Специфика профессии такова, что сегодня ты в одном месте, а завтра в другом. Можешь оказаться где угодно. К этому нужно быть внутренне готовым.
– Долго раздумывали над полученным предложением?
– Над такими предложениями долго не раздумывают. Для меня «Кубань» – родной клуб. Я родился и вырос в этом регионе. Хорошо знаю его особенности и нюансы. В том числе и футбольные.
– Вы приняли «Кубань» в очень тяжелый для нее момент. Так же было и во время вашего прихода в клуб в сезоне-2004…
– Ничего страшного в этом нет. Сейчас ситуация заметно отличается от той. Впереди большая часть чемпионата. И можно многое успеть сделать. Более того, мы уже начали делать это. С ребятами теорией больше будем заниматься. Им необходимы тактические занятия, разборы игр. И я хочу, чтобы игроки сами поверили в то, что они способны побеждать и испытывать положительные эмоции от футбола.
– Хорошо ли вы знаете нынешнюю «Кубань»? Насколько пристально следили за командой?
– За «Кубанью» всегда слежу очень внимательно. Но это не значит, что я хорошо знаю именно этот состав. С некоторыми игроками давно знаком, по большей части это те футболисты, которые были в команде три года назад. Информации об этих ребятах у меня много: знаю их сильные и слабые стороны, их потенциал. С остальными буду знакомиться по ходу работы.
Считаю себя справедливым человеком
– Судя по тому, что приставки «и. о.» вам не дали, руководство «Кубани» верит в то, что вы измените ситуацию к лучшему.
– Такие нюансы, как приставка «и. о.», для меня не имеют абсолютно никакого значения. Меня можно назвать как угодно. Главное – я знаю, чего от меня хотят. В «Кубань» меня наняли на работу, и я собираюсь ее качественно сделать.
– Ходили слухи, будто наряду с вашей рассматривались кандидатуры Владимира Шевчука, Властимила Петржелы, Олега Долматова и Гаджи Гаджиева. Это правда?
– Правда. Всех деталей, однако, не знаю. Но я видел досье на Шевчука, Петржелу и Гаджиева. Значит, определенный интерес к ним был. Это сильные, уважаемые специалисты. Почему чаша весов при выборе склонилась в мою сторону? Насколько мне известно, решающую роль сыграл тот факт, что я хорошо знаю «Кубань». Кроме того, руководство хотело видеть во главе команды местного тренера.
– Многие считают вас жестким человеком. Согласны с такой оценкой?
– Я считаю себя справедливым человеком. Но иной раз ситуация требует от тебя действительно жесткости, принципиальности. В свое время в ЦСКА, где я играл, снимали с должности замечательного тренера Шапошникова. Несправедливо убирали. И что же, я не постеснялся, более того, посчитал необходимым высказать свою позицию министру обороны. Тот, помню, даже оторопел от неожиданности. Вообще же, я не терплю разгильдяйства в футболе. Этой великой игре нужно служить, отдавать всего себя без остатка. Когда же вижу, что люди, весьма прилично зарабатывающие в футболе, пытаются им только пользоваться, ничего не предлагая взамен, тут я на самом деле беспощаден.
Команде надо развиваться
– В чем сила нынешней «Кубани»?
– «Кубань» хорошо готова в физическом плане. У игроков отменная выносливость. Команда, каждый футболист способны выполнять огромный объем работы, причем на высокой скорости. В современном футболе это сильный козырь.
– А с чем проблемы?
– С тактической подготовкой. Команде определенно не хватает тактической гибкости. И еще. У игроков очень слабая реакция на мяч, им недостает резкости.
– В какой футбол будет стремиться играть команда Назаренко?
– При атаке – 4-3-3, при обороне – 4-5-1. И все тоже на высокой скорости, с мгновенным перестроением порядков в зависимости от ситуации. Да, в защите будем играть «зону». Я запрещаю сегодня игрокам идти в отбор один в один. Внушаю ребятам: только коллективный отбор. И не только внушаю, но и растолковываю до мелочей. Сейчас у нас два раза в день теоретические занятия.
– Вы высказали свою точку зрения о сильных и слабых сторонах команды. Интересно было бы узнать ваше мнение о подборе исполнителей в «Кубани» образца 2007 года…
– Я думаю, здесь наблюдается некий дисбаланс. В целом «Кубань» укомплектована неплохо. Но сказать, что отлично, не могу. Мне кажется, не хватает квалифицированных защитников. Зато есть перебор игроков в других линиях.
– Почему лучший бомбардир «Кубани» прошлого сезона Зебелян находится в глубоком запасе?
– Понимаю Павла Яковенко, который его не ставил. Зебелян почивает на лаврах. Он все еще никак не осознает, что первый дивизион закончился, теперь игра идет в премьер-лиге. Но Зебелян, как говорится, спасаемый. Думаю, удастся убедить его переосмыслить кое-какие футбольные вещи. Вообще, мне работается в удовольствие. Я вижу ответную реакцию ребят. Необучаемых, вернее, не желающих обучаться, прогрессировать, у нас нет. Значит, все должно получиться.
– На что способна нынешняя «Кубань»?
– Она способна достойно выглядеть в премьер-лиге. Не цепляться судорожно за очки, а добывать их поставленной игрой, для чего необходимо развиваться. Конечно, первоочередная цель – сохранить прописку в элите. Но желательно обезопасить себя от проблем задолго до финиша чемпионата, чтобы решать более приятные задачи. Однако работы предстоит проделать еще очень много.
– Как формировался штаб ваших помощников?
– В него вошли Сергей Разоренов, Александр Артеменко и Федор Щербаченко. Андрей Юдин продолжит работу с дублирующим составом. С Разореновым знаком еще по совместной учебе в ростовском спортинтернате. Опытный специалист. Отмечу порядочность этого человека, тонкое знание предмета. Что важно, у нас во многом совпадают взгляды на футбол и на жизнь. Короче говоря, доверяю Разоренову, как себе самому. Александр Артеменко, отвечающий за подготовку вратарей, в особых рекомендациях не нуждается. На Кубани его знает, наверное, каждый, кто имеет хоть маломальское представление о футболе. Предметом владеет отлично, человек замечательный. Сомнений в выборе у меня не было. Федор Щербаченко тоже хорошо известен кубанским поклонникам футбола. Прежде он уже работал в краснодарском клубе. Щербаченко помогает мне в аналитическом направлении. Во время матчей располагается на трибуне, откуда хорошо виден рисунок игры, по мобильнику сверяем с ним позиции на те или иные ситуации. В перерыве две-три минуты обязательно общаемся, он делится со мной впечатлениями от увиденного. В целом работа сейчас поставлена как надо. И результат к нам придет.
Краснодар