На минувшей неделе произошла тренерская отставка в подмосковном «Динамо». Свой пост покинул литовский специалист Рутянис Паулаускас. Руководство клуба не стало искать от добра добра, приняв решение доверить команду ближайшему помощнику Паулаускаса Дмитрию Шакулину. Сегодня он дебютирует в роли главного тренера в выездном матче с петербургским «Спартаком».
На сон времени хватит
– Уход Паулаускаса стал для вас неожиданным?
– Мне казалось, что у бывшего наставника было достаточно мотивации для дальнейшей работы. Рутянис жил баскетболом буквально 24 часа в сутки. Но, видимо, решил, что исчерпал себя в Подмосковье. При этом ранее он ни разу не говорил мне, что может покинуть команду.
– Получается, предложив возглавить коллектив, руководство клуба застало вас врасплох…
– Да уж. Едва завершился матч с ростовским «Локомотивом», руководители клуба вызвали меня к себе и сказали: принимай команду. Причем, как мне показалось, альтернатива моей кандидатуре даже не рассматривалась. Ощущения были двоякими. С одной стороны, очень уважал Паулаускаса как специалиста, и мне стало обидно, что он не сможет довести начатое дело до конца. А с другой, понимаю, что такова судьба многих тренеров. Отставки – часть нашей профессии. Я же благодарен акционерам, что поверили в меня.
– Считаете, что готовы к роли главного тренера?
– Не боюсь ответственности, это точно. Во-первых, успел поработать со многими именитыми наставниками и, думаю, кое-чему у них научился. Во-вторых, в клубе, как в армии. Любой лейтенант в случае ухода командира должен быть морально готов к тому, чтобы стать генералом.
– Тем более что вам уже приходилось принимать команду перед важной игрой…
– Да, однажды в сезоне-2003/2004 сразу же после отставки Вальдемараса Хомичюса в московском «Динамо» повез ребят в Афины на матч Евролиги FIBA с греческим «Марусси». Помню, тогда не спал перед игрой две ночи, изучал кассеты с записями игр соперника. В итоге удалось победить.
– Намекаете, что и теперь будете готовиться к матчам с такой же скрупулезностью?
– Ну, наверное, на сон выделю побольше времени (смеется). Все-таки в клубе отлично обстоят дела с технической оснащенностью. Есть специальные компьютерные программы, с помощью которых можно производить анализ игр не за шесть-восемь часов, а за два-три.
С Паулаускасом были единомышленниками
– Перед вами поставлена конкретная задача на вторую половину сезона?
– Она остается неизменной. Попасть в шестерку лучших по итогам регулярного чемпионата, выйти в «Финал четырех» Кубка FIBA и как можно лучше выступить в Кубке России.
– Думаете, поставленные цели выполнимы?
– Во-первых, всегда надо бороться за высокие места, иначе зачем вообще играть? А во-вторых, главная наша проблема не в чисто баскетбольных моментах, а в области психологии. Хочу, чтобы 12 игроков бились не только за премиальные, но и за честь клуба, своей страны, как бы ни банально звучали мои слова. На первом собрании я так и сказал ребятам: мы должны быть единым целым, в одиночку у нас ничего не получится.
– Неужели в «Динамо» нет никаких игровых проблем?
– Знаете, я очень уважаю Паулаускаса. Поэтому говорить о каких-то его возможных недочетах не хочется. Давайте не станем касаться этой темы.
– Поставлю вопрос по-другому. Вы с Паулаускасом придерживаетесь одинаковых взглядов на баскетбол?
– Во всяком случае каких-то больших разногласий у меня с ним не было. Я пытался по возможности что-то советовать главному тренеру, высказывал свою точку зрения. У нас с ним было полное взаимопонимание. Наверное, можно сказать, что мы единомышленники.
Сплотимся на почве русского духа
– Старший тренер, как правило, выполняет функции передаточного звена между главным тренером и игроками. В связи с изменениями полномочий будете менять стиль общения?
– Нет. Всегда надо быть естественным и честным по отношению к ребятам. Став тренером, я никогда не допускал панибратства. С другой стороны, сам был действующим баскетболистом и прекрасно понимаю все их проблемы. Знаю, как это тяжело – всю жизнь посвящать игре. Попытаюсь создать в коллективе добрую обстановку, располагающую к серьезной работе. Надеюсь, что со всеми игроками найду общий язык.
– Кстати, об игроках. Согласны, что далеко не все из них в первой половине сезона выступили в свою силу?
– Опять вы пытаетесь меня спровоцировать. Не хочу и не буду обсуждать действия ребят при другом главном тренере. Скажу лишь, что у нас в команде всего три легионера. Остальные игроки – русскоговорящие. На почве русского духа нам необходимо сплотиться.
– Осознаете, что теперь у вас свободного времени станет намного меньше?
– Конечно. Моя семья – жена и две дочери – готова к этому. Согласитесь, не каждый день выпадает возможность возглавить клуб российской суперлиги.