Наставник брянского «Динамо», главного возмутителя спокойствия в российском футболе, полуфиналиста Кубка России, из тех людей, о которых принято говорить: личность. Харизматический лидер, человек с особым мнением по любому вопросу, который не боится это мнение высказывать.
В горах далеко не заглядывают
– Софербий Бачмизович, когда возглавили «Динамо», ожидали от этой команды взлета?
– Я на это надеялся. Потому что пришло время, когда всем нам здесь, в Брянске, пришло время собраться вместе – возвращение в Брянск Фомичева, Алексеева, Ковалева пошло на пользу и предвещало хорошие перспективы. Просто потому, что эти ребята давно и хорошо друг друга знают, доверяют, в команде хороший микроклимат. И очень приятно, что на поле из уст капитана слышна одна фраза: «Ребята, добрее друг к другу!». Это значит, что они друг за друга будут биться, будут подстраховывать. И то, что команда сейчас играет, – это прежде всего потому, что мы поставили игру и каждый знает свой маневр.
– Команда в этом году дошла до полуфинала Кубка России. Теперь в Брянске ждут выхода в премьер-лигу?
– У нас в горах не принято заглядывать так далеко (Ешугов родом из Адыгеи. – «Спорт»). На вершину нужно идти постепенно. Поживем – увидим.
– А правда ли то, что клуб пока не готов к выходу в элитный дивизион?
– Во всех командах, в которых я работал, я никогда не касался финансовой стороны вопроса – это прерогатива руководства. Когда они будут готовы, они скажут: «Мы готовы». Пока же у нас другая задача – каждый день хорошо играть в футбол и каждый день стараться выиграть.
– Вспоминаете ли вы «Кубань»? Почему тогда, в 2005-м, не удалось оставить команду в премьер-лиге?
– «Кубань» вспоминаю, конечно. Я тогда принял команду, которая уже была сформирована, которая шла по накату – их собирал другой тренер, и, возможно, я не смог достучаться до сердец ребят, как это мне удалось сегодня здесь, в Брянске, и в свое время в Нальчике. Сегодня ведь почему «Кубань» играет в обновленном составе? Молодые перспективные парни – Тлисов, Орехов, Зуев – сейчас определяют игру команды. А все потому, что в свое время я, как революционер, очистил им дорогу, отказавшись от услуг некоторых возрастных футболистов. Я не буду сейчас называть их фамилии, потому что они слишком известные. И пусть они на меня обижаются, но они сейчас не способны играть на тех скоростях, которые диктует премьер-лига. А когда людей увольняешь, за тобой идет шлейф, внутри команды остается какой-то осадок. И вот этот осадок не позволил нам сделать то, что от нас требовалось. Нам всего-то не хватило тогда двух очков. Но сделать команду и сделать результат одновременно не получилось.
– А Нальчик? Вы там довольно долго проработали. Следите сейчас за работой Красножана?
– Да, слежу регулярно. Красножан при мне работал в команде тренером дубля. И он из тех людей, которые не стесняются учиться. Может быть, я и не много ему дал, но все, что необходимо, он воспринял правильно и адекватно принимал мои замечания – не бросался в амбиции, не обижался. Он работал, и мне приятно, что у него сейчас получается.
– То есть его успехи закономерны?
– В свое время, когда я принял Нальчик, команда шла на 15-м месте, а на следующий год с теми же ребятами мы финишировали пятыми. Когда я всех начал убеждать, что с этими футболистами можно выйти в премьер-лигу, то надо мной все смеялись. Но я проложил колею, дал толчок, импульс желания выхода в элиту, именно я – хотя, наверное, не очень хорошо говорить вот так громко о своих заслугах. Потому что в 2001–2002 годах команда думала о том, как не вылететь во второй дивизион, и когда я повысил требования к футболистам и инфраструктуре всего клуба – улучшить раздевалки, купить автобусы, сделать нормальный ремонт на базе, – это воспринималось как-то не очень правильно. А сегодня они и стадион расширили, и табло поставили нормальное, и раздевалки сделали. То есть на данный момент инфраструктура «Спартака» соответствует уровню премьер-лиги. И сегодня в Нальчике большой футбольный бум.
Споры с руководством мешают карьере
– Вы слывете тренером, исповедующим жесткие методы работы. Так ли это?
– В нормальной семье, если хозяин не жесткий, то добра они не наживут. По-отцовски я жесткий, и по-отцовски же добрый, когда требуется.
– А в отношениях с руководством? Вы любите говорить правду. Не мешает ли это карьере?
– Мешает. Я на этом «спалился» и в том же Нальчике, и в Краснодаре, и в Майкопе. Но если не говорить правду, подвижек к лучшему не будет. Все будет протекать спокойно и как застойное болото прогнивать. Поэтому надо двигаться, надо осушать, вносить плодородный чернозем. Хотя на сегодняшний день я какие-то чрезмерные запросы не предъявляю – я прошу минимум, который необходим для команды первой лиги.
– Все это идет от сердца?
– Да, это идет от души в связи с желанием изменить что-то к лучшему.
– Плоды какие-то ощущаете?
– Да, хотя бы то, что после первого полуфинала с «Москвой» к нам в раздевалку зашел губернатор Брянской области – за три года моей работы здесь это произошло впервые. Он похвалил ребят и пообещал, что будет делать все, что необходимо команде. Спасибо ему за это большое.
– Вы своим подопечным кого-то ставите в пример?
– Нет, я всегда им говорю, что они самые лучшие, что это с них должны все брать пример. Психологию победителя нужно вселять в команду каждый день.
– А вы в своей работе больше опираетесь на прописные истины или на собственный опыт и интуицию?
– Существуют основы, на которых базируется футбол. И если эти основы не объяснить футболистам – например, как играть зонную оборону, – то интуиция никакая не поможет. И, конечно, на жизненный опыт опираешься – все же 18 лет в тренерском кресле так просто не проходят. Появляется и интуиция.
– Для вас важно, что о команде пишут в прессе?
– Думаю, это важно для любого человека, который хоть немножко себя уважает. Поэтому если есть нормальная критика, то она воспринимается хорошо. А если есть какие-то огульные высказывания со ссылкой на того или иного футболиста, который не вписывается в твою концепцию… Некоторые игроки ведь думают, что они великие, а в твою схему они не попадают. И вот он начинает говорить в прессе: тренер плохой и так далее, выносить на общий суд то, что было в личной и доброжелательной беседе. Это ненормально. Поэтому с теми футболистами, которые не подходят под мою схему игры, я стараюсь держать дистанцию.
Бразильцы «из-под моста»
– А как сейчас микроклимат в команде?
– Сейчас он очень доброжелательный, но когда я пришел, было все иначе – были склоки, скандалы. Но за два года мы подчистили все, отчислили тех, кто вносил раздор в команду. Самый яркий такой представитель – Усиков. Он очень неадекватно реагировал на все замечания, и пришлось его из команды освободить. В итоге, оказавшись в воронежском «Факеле», он сразу же на страницах газеты рассказал, какая здесь хорошая команда, какой классный тренер, таким образом поставив на нас неприятное пятно. В итоге, когда мы приехали играть в Воронеж, я объяснил своим футболистам, что мы приехали играть с командой Усикова, который вас не считает за футболистов. Мы их обыграли, и «Факел» вместе с Усиковым отправился во второй дивизион.
– Как вы находите мотивацию для футболистов, которые идут в середине таблицы первого дивизиона?
– Мотивация у футболиста одна – премиальные (смеется). А на самом деле это и шанс показать себя для молодых, это и возможность спеть лебединую песню для ветеранов.
– Где бы вы лично мечтали поработать тренером? И есть ли у вас мечта?
– Далеко ходить не будем – в команде премьер-лиги и где-нибудь поближе к дому.
– Ваше отношение к легионерам? Нужны они в России?
– Если легионеры определяют лицо команды, то они нужны, а если они просто идут в шеренге – то нет. Вот у нас есть Пату – он, может, и играет неброско, но всю черновую работу выполняет. Или наш нападающий Були. Вот такие легионеры нужны. А такие, как «из-под моста в Бразилии», нам не нужны.
– А иностранные тренеры? Петржела, Хованец…
– У Хованца в «Кубани» и не могло получиться. Они занимались там не футболом, а пиар-кампанией. А остальные? Чего добился Петржела? Всего лишь второе место. Можно было сделать больше. А сейчас его активно двигают в «Кубань», определенные люди лоббируют в Краснодаре его интересы. Но я хотел бы сказать, что не надо надеяться на то, что Назаренко споткнется. Назаренко пройдет хорошим шагом по премьер-лиге, потому что он отличный специалист.
Адвокату не хватает души, а Федотова мне жаль
– Кстати, о «Зените». Большие деньги, тренер, покупки уровня Тимощука. Но не все пока получается. Чего не хватает питерцам?
– Прежде всего нужна душа. Надо вложить в футболистов веру и расположить их к себе. Вот если Адвокат сможет расположить игроков к себе, – всех, а не одного там, скажем, Радимова, а всех – дать им импульс на результат и победу, то все получится. Сейчас, я думаю, Адвокат не может донести до футболистов то, что хочет, из-за того, что не знает языка, – через переводчика все же не то. У нас футболисты просто не такие профессионалы, как на Западе, у нас они – полулюбители. Поэтому иностранный тренер не может здесь игроков заставить работать так, как они работают в Европе. Так что, я думаю, на сегодняшний день российские тренеры в России будут добиваться большего успеха, чем иностранные.
– А путь Владимира Федотова в «Спартаке», его ставка на молодежь? Чей путь перспективнее – «Зенита» или «Спартака»?
– Я думаю, что сейчас «Спартак» не от хорошей жизни начал так массово вводить молодежь в состав. Молодых игроков надо подключать по два-три за сезон. А Федотов практически поменял команду, и она еще не адаптирована к игре уровня премьер-лиги. И мне даже жалко Владимира Григорьевича – его жизнь заставляет все это делать. Путь-то сам правильный, молодежь вводить надо, но точечно и аккуратно, как хирург. Нельзя так резко вводить в состав столько молодняка, игра не сохранится.
– Кто будет бороться за медали чемпионата?
– «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит» и «Москва». У кого самые реальные шансы на золото, мне пока сказать сложно – я не могу понять, что творится с микроклиматом в ЦСКА. Если бы было все в порядке, то вопрос о чемпионе был бы снят с повестки. Ну и в «Локомотиве» такая же ситуация: если футболисты поверили в Бышовца, то проблемы быть не должно.
Брянск – Петербург
17 мая, четверг
«Металлург-Кузбасс» – «Сибирь»
- Судья: Алексей Резников (Москва).
Новокузнецк. Стадион «Металлург». 14.00.
«Содовик» – «Текстильщик-Телеком»
- Судья: Алексей Еськов (Москва).
- Дисквалифицирован: Бабенков («Текстильщик-Телеком»).
Стерлитамак. Стадион «Содовик». 16.00.
«Носта» – «Шинник»
- Судья: Максим Лаюшкин (Москва).
- Дисквалифицирован: Кузнецов («Носта»).
Новотроицк. Стадион «Металлург». 17.00.
«Урал» – «Салют-Энергия»
- Судья: Сергей Андреев (Новосибирск).
- Дисквалифицирован: Бутырин.
Екатеринбург. Стадион «Уралмаш». 17.00.
«Терек» – «СКА-Энергия»
- Судья: Алексей Ковалев (Тамбов).
Лермонтов. Стадион «Бештау». 17.30.
«Анжи» – «Звезда»
- Судья: Сергей Карасев (Москва).
Махачкала. Стадион «Динамо». 17.30.
«КамАЗ» – «Алания»
- Судья: Алексей Сергеев (Москва).
- Дисквалифицирован: Тодорович («КамАЗ»).
Набережные Челны. Стадион «КамАЗ». 18.00.
«Мордовия» – «Машук-КМВ»
- Судья: Георгий Марамыгин (Калининград).
Саранск. Стадион «Светотехника». 18.00.
«Спартак-МЖК» – СКА
- Судья: Вячеслав Попов (Екатеринбург).
Рязань. Стадион ЦСК. 18.30.
«Торпедо» – «Авангард»
- Судья: Марат Галимов (Екатеринбург).
Москва. «Лужники». 19.00.
«Балтика» – «Динамо» Бр
- Судья: Вячеслав Харламов (Москва).
- Дисквалифицированы: Алиев, Матьола, Садиров (все – «Балтика»), Фомичев («Динамо» Бр)
Калининград. Стадион «Балтика». 20.00.